ГИМ. Залы 4-7

Продолжение. В предыдущей публикации посмотрели залы 1-3.

Бронзовый век
Дольмен «Колихо»
Бородинский клад
Скифы. Скифская эпоха
Восточная Европа и античный мир
Саркофаг
Великое переселение народов

Зал 4.
Бронзовый век

В зале представлены предметы, насчитывающие 4-5 тысяч лет.

Наличники на окнах, карнизы и другие украшения зала повторяют  финно-угорские орнаменты.

Дольмен «Колихо»
В центре зала расположен дольмен. Он сделан в виде огромного каменного стола с контрфорсами, которые поддерживают стены.
Дольмен нашли в Адыгее, когда он неожиданно показался на поверхности в результате оползня.
Дольмен сохранил внутреннее устройство, отделку и содержимое, потому что его засыпало во время обвала. Таким образом памятник оказался законсервированным. В нём нашли мумифицированные останки 70-72 человек. Мумии из дольмена находятся в Санкт-Петербурге. Учёные пришли к выводу, что это захоронение многих поколений родственников. В дольмен складывали именно мумии, ведь человеческое тело не пройдёт в небольшое круглое отверстие в стене.
Тело умершего человека специально мумифицировали – высушивали, а затем погребали в дольмене. Отверстие затыкали каменной пробкой.
Этот дольмен – единственный, который перенесли в музей, все остальные находятся в естественной среде. Это связано в первую очередь с огромной массой дольменов и трудностями при их перемещении. Вес дольмена, представленного в ГИМ, составляет 7 тонн, Чтобы установить его в музее специально укрепили конструкции пола.
Сооружение такого дольмена было под силу хорошо организованному сообществу, которое может работать в команде, подчиняясь единой цели.

В эпоху бронзы появляется земледелие и развивается гончарное дело.

Керамические сосуды или, попросту, горшки


относятся к трипольской культуре, древнейшей восточно-европейской земледельческой культуре. Она названа по месту обнаружения – селу Триполье на территории Украины. Вся керамика сделана вручную, без использования гончарного круга. Такие сосуды служат своеобразной «визитной карточкой» трипольской культуры.

В витрине № 1 (слева у входа в зал)


находится очень загадочный предмет, похожий на огромный глиняный бинокль.


Возможно, это ритуальный, культовый предмет. Его могли употреблять, чтобы «кормить» землю – поливая её через эти полые сосуды. Это мог быть и музыкальный инструмент – барабан. В этом случае сверху на него натягивали шкуру животных.
В аннотации артефакт атрибутируется как сосуд. Находится он в нижней части витрины № 1.
Грузики в витрине – это детали ткацкого станка. В бронзовом веке человек уже научился прясть волокна и ткать грубые материи.

В соседней витрине № 2 (у стены)


находятся предметы из майкопского кургана. Здесь можно увидеть редчайшие металлические предметы. Кавказ – древнейший центр выплавки металлов. Уникальный котёл сделан из меди.

В следующей витрине № 3


представлен человеческий череп.


Считается, что это самое древнее захоронение человека в глиняной маске в Европе.

Следующая витрина № 4 представляет артефакты из захоронения кочевников.


Именно кочевники придумали кибитки – дома на повозках.
Во всех захоронениях найдены модели кибиток, возможно ритуального назначения. Кочевые племена делали также маленькие кибитки для детей.
Любопытны курительницы, в них закладывали ароматные травы и коренья и поджигали.
Катакомбную культуру назвали по способу погребения в катакомбах. Её следы обнаружили на территории современной Калмыкии.

Бородинский клад

В Бронзовом веке человек обращает особое внимание на оружие и из охотника превращается в воина. Меняется людской менталитет. Если какие-то вещи невозможно сделать на месте или процесс производства слишком трудоёмок, то можно восполнить их недостаток за счёт других племён. Необходимые вещи или предметы роскоши можно отобрать у соседей, это всегда легче, чем произвести самому.
Бородинский клад найден в 1912 году на территории тогдашней Бессарабии (Одесская область Украины). В нём было найдено оружие – серебряные и бронзовые наконечники копий, прекрасно отшлифованные нефритовые топоры, бронзовый кинжал с золотой накладкой. В центре витрины представлена массивная серебряная булавка с золотой инкрустацией замечательной работы. Дорогие материалы, из которых сделаны эти вещи, и высочайший уровень мастерства свидетельствуют о том, что они носили церемониальный и ритуальный характер и могли принадлежать представителю племенной знати — скорее всего вождю.

Большие плиты, установленные у стен между витринами, несут изображения солнца. Эти каменные стелы происходят из Хакасии. Это предметы культа, предназначенные для религиозного поклонения. На плите изображены три глаза, поперёк личины проведена горизонтальная черта, как символ границы видимого и невидимого, реального и загробного мира.

Зал 5. Первая половина — третья четверть первого тысячелетия до нашей эры.
Скифская эпоха

Первоначально в этом зале были представлены сугубо скифо-сарматские предметы, поэтому наличники украшены знаменитыми скифскими орнаментами со зверями.

Оленные камни

В центре зала расположены так называемые оленные камни. Это массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло их название. Устанавливали их на захоронениях, а также на местах культовых жертвоприношений, торжеств. Встречаются они на Алтае, Забайкалье, Монголии и Китае. В ГИМ оленные камни происходят из Прикубанья.

В одной из пристенных витрин представлены артефакты, найденные на Кавказе. Они выполнены из железа. Железо гораздо прочнее бронзы и удобнее в обработке, поэтому оно постепенно вытесняет бронзу. На экспозиции есть любопытная фигурка с двумя лицами. (Снимок добавлю позже).

В витрине № 7 (витрина находится за оленными камнями, на нижнем снимке у витрины № 7 стоят девушка с аудиогидом и молодой человек, последний смотрит на оленные камни) представлены памятники Кобанской культуры.

В числе предметов Кобанской культуры — массивные топоры.
Их обнаружил неизвестный копатель в XIX веке. Он нашёл клад, присвоил его содержимое и постепенно выставлял предметы на продажу, так древности и появились на рынке. Артефакты, представленные на экспозиции, добыты чёрным археологом, поэтому их происхождение неизвестно. Теперь уже невозможно определить, что это было — клад, захоронение или стоянка древнего человека.

Железная маска в нижнем ярусе витрины 15


не относится к погребальным.

Подобные маски вешали на дверь жилища, считалось, что они служили оберегами. Злые духи боялись такой маски и уже не могли попасть в дом.

Витрина с предметами скифов находится напротив витрины с кобанской культурой.

Здесь представлены вещи из захоронения скифского царя. Слева находится ритуальный меч. Таким мечом не сражались, он был ритуальным предметом, символом власти вождя. Золотые бляхи в центре витрины служили для украшения колчана.

Зал 6. IV век до н.э — IV век н.э.
Восточная Европа и античный мир
(В этом зале кроме саркофага следует показать витрины №№ 2 и 4. Витрина № 2 видна на нижнем снимке в глубине зала слева, в центре находится большой диск).

Потолок зала выполнен в виде ступенчатой камеры захоронения скифского вождя.

Саркофаг

В центре зала установлен мраморный саркофаг.

Его нижняя часть сделана из целого куска мрамора, крышка выполнена в классическом греческом стиле. Саркофаг обнаружили казаки в 1915 году на территории современного Краснодарского края. Это единственный МРАМОРНЫЙ саркофаг, найденный в нашей стране, ему около 2 500 лет.
В России мрамор такого качества отсутствует. Скорее всего, материал закупили у греков для какого-то богатого купца. Саркофаг обнаружили пустым. Во всяком случае, нашедшие утверждали, что внутри ничего не было.

Витрина 4 в углу рядом с проходом в следующий зал

представляет вещи из Крыма.

Крым – это перекрёсток культур. В Крымских степях жили скифы, на побережье располагались греческие колонии-полисы, позже Крым попал в сферу влияния Римской Империи. Соответственно, крымские находки относятся к различным культурам и цивилизациям.
Интересен кувшин необычной формы, украшенный эротическими сценами.


Он находится в центре витрины № 4.

В этом же зале представлены предметы из сарматских захоронений.

В отдельной витрине № 2 (напротив витрины № 4)

выставлены изделия из золота и серебра.


Большой диск в центре витрины — это древнее зеркало.
Выше находится небольшое блюдо с барельефной сценой.


Это может быть изображение встречи Александра Македонского с амазонками. В Крыму встречается очень много захоронений женщин – воинов, косвенно подтверждающих легенды об амазонках.


Бронзовая чаша в правой части витрины происходит из Греции.


Кочевники — скифы и сарматы — сами ничего не создавали, но впитывали достижения других культур.

Над входом в зал помещается копия рисунка с вазы, найденной в скифском кургане. Хорошо видны одежда, головные уборы и прическа скифских воинов.
Изображения конных воинов и юрт на стенах зала скопированы из керченских склепов первых веков н.э., в которых была погребена сарматская знать.

Зал 7.
Великое переселение народов

Когда-то здесь был зал, посвящённый Древней Руси, поэтому наличники окон зала украшает древнерусский орнамент.
Сейчас экспозиция этого зала посвящёна великому переселению народов в IV-VII веках новой эры. В зале представлены карты, где показаны пути переселения готов, приход гуннов во главе с Аттилой, формирование современных народностей, одной из которых были славяне.


Следующий экспонат не нашла на выставке. Курсивом выделяю цитату из лекции методиста:
Интересна каменная скульптура всадника в витрине в центре зала. На ней уже изваяно жёсткое седло. Это самое древнее изображение подобного седла. Кто-то отрубил всаднику голову. Потом, наверное, подумал, что «испортил хорошую вещь» (с) и решил нарисовать лицо на животе. Ноги у коня также изначально были длиннее.

На средней полке есть некий всадник с отбитой головой. Условно будем считать, что это искомый экспонат, в чём я всё же сомневаюсь.

Продолжение в публикации «ГИМ. Залы 8-12».

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Очень интересно про дольмены. Потому что обычно разброс версий их предназначения — от самых приземленных, до весьма фантастических. А тут, похоже, адыгейский дольмен раскрывает их истинное предназначение.
    И еще хочу внести одно уточнение по поводу катакомбной культуры. Я сталкивалась с ней во время археологической экспедиции в Ростовской области — собственно, там, при раскопках курганов на Северском Донце она и была открыта.

    • Маша, спасибо за важное уточнение! Я тоже склонна придерживаться версии историков о дольменах. Никак не дойдут руки до статьи о дольменах и менгирах, которые мы видели в Карнаке (Бретань). Там очень много параллелей с нашим дольменом.

  • «Саркофаг обнаружили пустым. Во всяком случае, нашедшие утверждали, что внутри ничего не было» — улыбнуло и развеселило. Саркофаг все же отдали в общественное пользование.
    Исторический музей — супер, мое любимое, но неисхоженное место в Москве. Кладезь. Убранству залов никогда не устаю впечатляться.

    • Музей очень, очень интересный. Мне стыдно, что не могу ориентироваться в нём также свободно, как в Третьяковке, например, или во дворце Алексея Михайловича. Поэтому и затеяла цикл статей о коллекции ГИМ. Тем более, что конспекты лекций у меня есть. Так что про пустой саркофаг, это не я придумала, а научный сотрудник ГИМ рассказала. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *