ГИМ. Зал 29. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

Повседневная жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Продолжение. Предыдущая публикация называется «Экономика и сословия России в XVIII-XIX веках».

Экспозиция трёх последующих залов 29, 30 и 31 хронологически относится ко времени царствования Александра I (1801-1825 годы).
В основе экспозиции зала 29 — предметы интерьера дворянского дома первой четверти XIX века — танцевального зала, гостиной, кабинета, детской.

Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда

Танцевальные или бальные залы обязательно устаивались в домах состоятельных дворян. Зал 29 представляет собой большую бальную залу. Если семья была более или менее богатой, то в ней обязательно был парадный зал, где проводились званые обеды и балы. Несмотря на фантастические расходы, бал всегда был чрезвычайно важным мероприятием. На нём можно было завести необходимые знакомства, молодые люди знакомились с девушками на выданье. Балы были неотъемлемой частью жизни дворянства.

Костюмы на правой стороне экспозиции представляют последнюю моду 1810-х годов.
офицерский мундир, женское платье, не бальное, просто нарядное, шёлковое
В витрине представлены подлинные вещи – офицерский мундир, фрак и женское платье, не бальное, а просто нарядное, шёлковое.
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда

В женской моде царствовали формы, напоминающие греческие силуэты. Филипп Филиппович Вигель заметил:
«На молодых женщинах и девицах все было бы так чисто, просто и свежо… Они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете».
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда

Мужской фрак представляет вкусы столичного денди, следующего английской моде. Такой костюм зародился как одежда для конных прогулок, постепенно стал выходным костюмом. Фрак шился индивидуально, с учётом всех особенностей фигуры заказчика. Швы сшивали вручную. Такой фрак подчеркивал стройность фигуры.
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Фрак
Интересно, что господа предпочитали цветное сукно, ведь чёрный цвет носили в траурные дни. Век подобного фрака был недолог – он появился в России в конце XVIII века. Вскоре Павел I запретил подобный покрой одежды как один из символов революционной Франции.
"Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда

Освещение. Деревянная люстра. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

Бальные залы всегда были ярко освещены роскошными люстрами. На экспозиции представлена уникальная люстра.
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Деревянная люстра
Сделана она из дерева.
Деревянная лютра. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала.
Такая люстра была чрезвычайно пожароопасной, тем не менее, её использовали в дворянском доме. Люстра богато украшена резными фигурами. Наверху композиции установлена аллегорическая женская фигура Ночи.
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Деревянная люстра
Она уносит прочь звездное ночное небо, уступая место свету. Любопытно, что современники никак не могли рассмотреть удивительные формы этой люстры, ведь её не было видно за блеском свечей.
Деревянная люстра. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века.
Стоить заметить, что многие дворяне буквально разорялись на балах. В статью расходов в том числе входила оплата тысяч восковых свечей, сгоравших во время бала. А.С.Пушкин в поэме «Евгений Онегин» писал о дядюшке главного героя: «Давал два бала ежегодно и разорился наконец».

Бальные аксессуары. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

(Предметы представлены в правой части зала).
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальные аксессуары
На столе увидим зеркало, билет-приглашение на бал.
Приглашение на бал
Карне-де-баль — книжечка с листочками из слоновой кости для записи кавалеров на танцы – без таких предметов приличная девушка не могла появиться на балу.
Карне-де-баль
Карне-де-баль
Карне-де-баль служил предметом гордости и хвастовства. Молодая девушка могла похвастаться именами кавалеров перед подружками.

Интересно, что лишь замужние женщины надевали драгоценности на балу.
Украшения для бала
Считалось неприличным, если девушка до брака начинала носить драгоценные украшения. Как правило, впервые в серьгах и при ожерелье она появлялась в день свадьбы.

Веер из кости черепахи принадлежал Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой).
Веер Н.Н.Пушкиной (Гончаровой)
Это веер к траурному платью Натальи Николаевны. Известно, что после смерти супруга она два года провела в имении Полотняный Завод. Это единственная реликвия, связанная с именем А.С.Пушкина в ГИМ. Прочие мемориальные предметы хранятся в Санкт-Петербурге.

Званый ужин. Посуда. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

На левой стороне зала выставлено несколько шедевров Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.
Французская бронзовая посуда фирмы Томир
Этот комплекс позволяет представить ужин, который следовал танцам. Восхищает роскошь французской позолоченной бронзы на столе.
Французская бронзовая посуда фирмы Томир
Вещи знаменитой французской фирмы Томира говорили о статусе хозяина и его состоятельности.
Французская бронзовая посуда фирмы Томир
Бронзовые сервизы стоили баснословных денег. Цена художественной бронзы в одном только роскошном магазине Санкт-Петербурга могла превышать годовой доход целой губернии.

Непременным атрибутом интерьера были декоративные вазы. В экспозиции представлены роскошная хрустальная ваза с позолоченными бронзовыми ручками в виде змей и две декоративные вазы рубинового стекла. Без подобных ваз невозможно представить ни одну парадную залу того времени.
хрустальная ваза с позолоченными бронзовыми ручками в виде змей
хрустальная ваза с позолоченными бронзовыми ручками в виде змей
 хрустальная ваза с позолоченными бронзовыми ручками в виде змей
декоративные вазы рубинового стекла
Стоит обратить внимание на французские надписи на тарелках, это высказывания о французской кухне.

Шампанское подавали в бокалах-флейтах.
бокал-флейта
Для не танцующих господ вдоль стен ставили кресла и банкетки. Многие из них развлекались игрой в карты. Необычный шкаф на экспозиции — на самом деле фортепиано с вертикально натянутыми струнами.
Фортепиано с горизонтальными струнами
Его сделали во Франции в конце XVIII века.

Гостиная. Приёмы. Визиты. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

В соседней витрине в левой половине зала представлен необычный образец ампирной мебели, горка-витрина в виде своеобразного пантеона. Такая горка могла располагаться в гостиной или приёмной комнате, где хозяева дома встречали приехавшего с визитом.
горка-витрина в виде пантеона
Визиты прочно вошли в моду в начале XIX века. Если человек приехал ненадолго, то он мог взять с собой в гостиную шляпу и перчатки. Представленная шляпа носит название «Боливар». Назван головной убор в честь генерала Симона Боливара – борца за свободу Латинской Америки.
Шляпа боливар сделана из соломы, что символизирует приверженность  демократизму и либерализму.
шляпа-боливарШляпу «боливар» носил великий русский поэт Пушкин и его литературный герой Евгений Онегин. («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар»). (Шляпа находится рядом с горкой-пантеоном).

На серебряном подносе найдём исторические раритеты — визитные карточки А.С.Пушкина и его жены Натальи.
визитные карточки Пушкина и его жены Натальи

Гостиная хозяйки дома. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

(Экспозиция на правой стороне зала).
Если бальная зала открывалась нечасто, то гостиная была центром дома. Утром женщина проводила там всё основное время – сидела в ожидании визитов. Утренние визиты длились недолго – 15, максимум 30 минут. Молодые люди, вступающие в свет, были обязаны посещать за утро как можно больше домов.

Женщина не только принимала гостей, но и вела дом. Дамы занимались рукоделием. В витрине видим столик-бобик, за которым было удобно вышивать, шить бисером. Такие столики были непременным атрибутом дамской гостиной.
альбом
столик-бобик
На экспозиции находится редкий набор вещей — шкатулка для хранения красок, которая принадлежала вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
альбом, шкатулка
шкатулка с красками
У каждой светской дамы обязательно был альбом со стихами и рисунками. И Пушкин, и Лермонтов постоянно писали стихи в дамские альбомы.
Альбом

В музее представлена кайма шали, которую соткали на мануфактуре помещицы Мерлиной.
Кайма мерлинской шали
Кайма мерлинской шали
На её мануфактуре работали девушки, которые из козьего пуха пряли тончайшие нити. В мотке весом 8 г было 150 метров нити. Из такой пряжи иглами ткали невесомые шали, они так и назывались — мерлинские.
Кайма мерлинской шали
Эти шали одинаково выглядели как с лица, так и с изнанки. Они очень ценились и стоили баснословных денег. За год мастерицы ткали лишь несколько таких шалей.
Кайма мерлинской шали
У госпожи Мерлиной был в Париже свой бутик, её шали высоко ценились «законодателями мод».

Из раритетов интересен стул с надписями. (На нём вырезаны имена Н.Н.Пушкиной и ей сестры Гончаровой, князя Вяземского и др.)

Считается, что этот стул стоял в гостиной графини Ростопчиной – первой русской женщины-поэтессы. Вечером в такой гостиной по особому приглашению собирались гости и чем умнее была хозяйка, тем интереснее были приглашённые.
Вечером собирались у самовара. Чаепития были очень распространены в России и часто в гостиной накрывали чайный стол.

Хозяйка сидела за самоваром, разливала чай, подавалось лёгкое угощение. И, если планировалось, то позднее подавали ужин.

Большой портрет княгини Енгалычевой с дочерью находится на стене витрины, представляющей гостиную хозяйки дома.
портрет княгини Енгалычевой
Обратите внимание, что княжна держит в руках медальон с портретом отца.
портрет княгини Енгалычевой
Подобные портреты часто встречались в домах дворянства и означали супружескую преданность и материнскую любовь хозяйки дома, таким образом выражалось главное предназначение женщины.

Кабинет хозяина. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

Далее слева представлен кабинет. (Левая витрина экспозиции, напротив дамской гостиной).
кабинет
Что можно увидеть в кабинете молодого повесы? Здесь практически нет книг. Есть небольшое бюро, зато большую часть занимает карточный стол и маникюрный прибор, шкатулка для которого сделана в виде бильярдного стола.
карточный стол
Карты и бильярд были очень популярными играми. За такими играми проводили целые ночи. Нередко они заканчивались дуэлью.

Бытовал обычай украшать кабинет восточным ковром, на котором висело оружие.
кабинет восточным ковром, на котором висело оружие

Интересен стол с подставкой в виде Атланта.
пистолеты Лепаж
стол со статуэткой атланта
На столе лежит дуэльный гарнитур, по словам Пушкина — «стволы Лепажа роковые». Это редкий полностью сохранившийся набор дуэльных пистолетов. Они всегда продавались в паре, чтобы у противников были равные шансы. Такие пистолеты ценились очень высоко. Пистолеты французской оружейной мастерской Лепажа считались лучшим дуэльным оружием.
стволы Лепажа
В подобных кабинетах зарождалось движение, которое потом назовут декабристским.

Детская. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века

(Правая витрина экспозиции, рядом с выходом из зала).

В детской представлены кроватка в форме ладьи,
кроватка в форме ладьи
стульчик, платье девочки,

серебряный игрушечный сервиз,

альбом с рисунками.
детская

Обратите внимание на детскую коляску, принадлежавшую годовалому князю Александру Барятинскому.
детская коляска князя Барятинского
детская коляска князя Барятинского
Коляска является миниатюрной копией взрослых экипажей ХIХ века. Кроме отличий в размерах здесь есть одно техническое усовершенствование. Сиденья в ней раскладывались и превращались в кровать.
детская коляска князя Барятинского
Дети дворян, помимо игр, учились пользоваться экипажем и приобретали в играх навыки придворного этикета.
детская коляска князя Барятинского
детская коляска князя Барятинского
Покидая зал, мы проходим между чудом сохранившимися деревянными створками ворот, когда-то ведших в дворянскую усадьбу.

Продолжение в залах, посвящённых русским дорогам и декабристскому движению.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *