ГИМ. Зал 26. Правление Павла I

Правление Павла I. Продолжение. Предыдущая публикация в статье «Просвещённый абсолютизм Екатерины II. ГИМ. Залы 24 и 25».

Зал 26. Самодержавие, российское общество и Великая Французская революция 1789 года. Россия при Павле I. 1796-1801 годы

Зал 26 посвящён эпохе Павла I. Правил он недолго, со дня смерти матери, Екатерины II в 1796 году по 1801 год, когда его убили заговорщики. На стене висит портрет императора.
Правление Павла I
Рядом представлены вещи монарха —  императорский трон.
Правление Павла I
Верхняя часть спинки трона украшенна атрибутами власти – императорской короной, скипетром, державой. На спинке вышит государственный герб России. Эти атрибуты ярко подчёркивают абсолютную власть императора над страной.

Такие кресла обычно стояли в залах заседаний государственных учреждений – присутственных мест губернских городов и как бы символизировали постоянное присутствие императорской особы. (Об этом упоминалось в зале 23, посвящённом истории дворцовых переворотов).

Павел I — рыцарь Мальтийского ордена. Правление Павла I

По бокам от трона стоят подставки для канделябров.
Правление Павла I
Канделябры стояли в Мальтийской капелле — особой часовне, где хранились реликвии Мальтийского ордена.

В период Наполеоновских войн Павел I выступал защитником острова Мальта. Мальтийские рыцари выбрали его гроссмейстером. В честь этого события была построена часовня. Здесь представлены украшавшие её канделябры с мальтийской символикой — мальтийским крестом в нижней утолщённой части.
Правление Павла I
При Павле I в России изменилась система награждения. Важнейшей из наград стал крест мальтийского ордена. (Экспонаты представлены в витрине 3 — она расположена на противоположной от входа стене зала).
Правление Павла I
Правление Павла I. Крест Мальтийского ордена
Павловская наградная система просуществовала недолго, со смертью императора её упразднили.

Личные вещи императора. Правление Павла I

Витрина № 2 (слева от входа в зал).
Личные вещи императора. Правление Павла I
Из интересных предметов – портреты сыновей императорской четы на кости (витрина 2), сделанные рукой императрицы Марии Фёдоровны.
Правление Павла I
Она увлекалась резьбой по кости, была неплохой художницей. Здесь выставлены две камеи из мрамора на ониксе, где изображён её супруг Павел Петрович (камея оправлена в бронзу, слева) и старшие сыновья Александр Павлович и Константин Павлович (справа).
Правление Павла I. Портреты на кости работы Марии Фёдоровны

В центре витрины представлена камея с профилями Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны.
камея с профилями Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны

Картина «Император Павел I со свитой». Правление Павла I

В этой же витрине представлена интересная картина — изображение императора Павла с сыновьями и свитой. (Картина в витрине справа).
Император Павел с сыновьями и свитой
Правление Павла I. Портреты на кости работы Марии Фёдоровны

Павел I изображён на белом коне в окружении своих сыновей, великих князей Александра и Константина.
Император Павел с сыновьями и свитой
В свите императора находятся основные государственные и военные деятели эпохи Павла: графы Кутайсов, Кологривов, Пален, князь Лопухин. Здесь же присутствуют деятели «блестящего» века Екатерины II, которые продолжали служить и при Павле: князь Безбородко, граф Зубов, прославленный полководец Александр Васильевич Суворов. Но у этого сюжета есть весьма любопытная особенность: все изображённые на ней лица никогда и нигде одновременно вместе не встречались. Очевидно, сюжет картины был продиктован желанием заказчика собрать воедино главных деятелей павловского царствования.

Рядом в витрине помещена ещё одна аллегорическая гравюра, где из гроба восстал Пётр III.
экскумация останков императора Петра III

Как известно, Пётр Фёдорович был убит в результате заговора, похоронен императрицей без почестей. Павел I приказал эксгумировать останки отца, короновать как императора и захоронить, как полагается. в Петропавловской крепости. За гробом Петра Фёдоровича шли предполагаемые убийцы.

экскумация останков императора Петра III

В этой же витрине увидим личную печать Павла Петровича
Личная печать императора Павла
и табакерку с его золотым профилем. Профиль на табакерке выполнила Мария Фёдоровна.
Табакерка с золотым профилем Павла Петровича

Среди экспонатов найдём указ о престолонаследии, он действовал вплоть до 1917-го года.

Согласно этому указу, женщины не могли занимать престол, если в живых был хоть один представитель рода мужеского пола.

Павел I — русский Гамлет

Время Павла оценивается по разному. Кто-то считает, что он пытался возродить традиции рыцарства, кто-то полагает, что он был человеком взбалмошным. Но однозначно, что это была трагическая фигура, недаром его называют Гамлетом на русском престоле.

Сохранился дневник воспитателя Павла Петровича, где он пишет о Павле, как о человеке искреннем, добросердечном, о человеке, который искренне желал делать добро, воспринимал свою власть, как инструмент для совершения добра. Но его мать, Екатерина II, отстранила сына от всех дел. Часто публично унижала его. В итоге, вступив на престол уже в 40-летнем возрасте он в знак протеста начинает проводить политику прямо противоположную курсу матери, Екатерины II.

Павел I пытался ограничить сословные права и привилегии дворянства, личную свободу подданных, ввел цензуру.
Говорят, что есть свидетельство одного из европейских посланников. Дипломат услышал, что император очень высокомерно разговаривает с одним из дворянинов. Он тактично заметил Его Величеству, не играет ли тот с огнём. Дворянство всегда было неуправляемой силой. На это Павел I ответил:
— Этот господин что-то значит только тогда, когда Я с ним говорю. И до тех пор, пока Я с ним говорю.
Закономерно, что проводимая Павлом I политика породила недовольство широких кругов русского дворянства, результатом которого стал переворот 1801 года, в ходе которого Павла I убили.

Великая Французская революция 1789 года

Витрина № 1 справа от входа в зал посвящена тем событиям, которые приходятся на время правления Екатерины II и Павла I – французской революции.
Французская революция
В экспозиции представлены миниатюрные бюсты Марии Антуанетты и Наполеона.
Французская революция
Есть очень редкий французский агитационный фаянс, на котором присутствует революционная символика.
Французская революция
Интересно показать письмо русского посланника Смолина о бегстве и аресте короля Людовика XVI.
Французская революция. Письмо Смолина
Французская революция
Русское посольство пыталось сыграть ключевую роль в спасении французской монархии. Был подготовлен побег французского короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они получили паспорта на имя русской баронессы Корф и её лакея. Императрица ехала как баронесса Корф, король, как её лакей. Но на одной из станций мальчик – сын начальника почтовой станции — опознал короля по монете (портреты королей всегда чеканили на деньгах). Бегство осталось неосуществлённым. Королевскую чету арестовали и привезли в Париж. Революция пошла по новому направлению. Подлинное письмо Смолина, подтверждающее попытки русского правительства спасти французскую монархию – очень ценный и редкий документ.

В этой же витрине представлен рукописный журнал (в виде книги).
Французская революция. Рукописный журнал
Такие журналы ходили среди образованной части дворянства, которые интересовались событиями – в них переписывались все события французской революции.
Россия принимала участие в антифранцузской коалиции вплоть до полной победы над французской революцией.

Продолжение в зале 27. Он посвящён внешней политике России в XVIII веке.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Да, о Павле идет недобрая слава. Но это не поверхности. К счастью, сейчас не только музейные работники получили доступ к информации. Раньше приходилось собирать мозаику мизерными кусочками.

    Вот и в вашем музее Павел делит зал с французской революцией. Я правильно поняла?

    А фигура интересная, хоть и неоднозначная. Впрочем, кто из нас всегда одинаков?

    Камеи понравились — хорошая фотография.

    Татьяна, Вы позволите воспользоваться Вашими фотографиями в случае надобности? В декабре Павловску — 240 лет, а говорить о царской резиденции, не вспоминая хозяев, никак не получится.

    • Да, да, Елена, совершенно верно. Павлу I выделили пару витрин и поставили их в одном зале с экспонатами, иллюстрирующими события французской революции. Я надеюсь, что некоторые вещи перенесли в музей 1812-го года. Раньше на экспозиции была гравюра, с изображением церемонии торжественного перезахоронения Петра Фёдоровича в Петропавловском соборе с должными почестями. Я помню, что научный сотрудник нам говорила о том, что за гробом Павел Петрович заставил здравствующих предполагаемых убийц отца. Теперь этой гравюры нет.

      Фотографии непременно одолжим, даже рады будем, если пригодятся!

  • Спасибо!!!
    Гравюру похорон видела, но не «в живую», а в каком-то из фильмов о Павле.

    • Елена, представляете, обнаружила гравюру с эксгумацией Петра Фёдоровича в ГИМ. Висит себе преспокойно в витрине рядом с гравюрой Павла со свитой. Я её сначала не нашла, сегодня пошла внимательней смотреть экспозицию и увидела потерю. Добавила снимки в статью, чтобы Вас не заставлять вновь её пересматривать, шлю отдельно.

      эксгумация Петра III

  • Огромное спасибо, Татьяна!
    Такой я не видела. Очень интересно и важно в свете малого количества материалов о Павле Петровиче вообще.
    Еще раз спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *