ГИМ. Залы 24 и 25. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

8
222
Очки Екатерины II

Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Продолжение. Предыдущая  часть в статье “ГИМ. Зал 23. Эпоха дворцовых переворотов”.

Зал 24. Русская народная культура XVIII века

Выходя из 23-го зала попадаем в небольшое помещение без окон.  Зал 24 посвящён русской народной культуре XVIII века.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Здесь представлены предметы крестьянского быта, головные уборы, осветительные приборы.
Предметы народного быта

Реформы Петра I создали очень большую пропасть между культурой дворянства и культурой народной. Дворянская культура европеизировалась, народная же продолжала жить по своим традициям. Поэтому, в этом зале интересно рассмотреть внеевропейскую, русскую народную особенность – детские саночки, резные украшения для церквей, сборник русских песен.
Детские крестьянские сани
Представлена Библия в картинках.
Библия в картинках
Библия в картинках
В XVIII веке многие помещики начали увлекаться русским искусством, собирали народные песни. Очень любопытна картина «Свадьба». Здесь мы увидим сочетание европейской и русской традиций. Изображена некая часть сложного свадебного обряда, за столом сидят женщины и девушки в русских одеждах, а лица прикрыты европейскими веерами. Справа сидит невеста, а рядом с ней девочка в европейском платье.
крестьянская свадьба
Жених слева в голубом кафтане, он пришёл в европейской одежде. Картина вызывает много споров – какой момент свадьбы изображён, почему лица закрыты веерами и т.д.?

Зал 25. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

В 1762-м году в результате очередного дворцового переворота к власти пришла немецкая принцесса, в православии Екатерина Алексеевна, более известная как Екатерина Великая.
Сразу при входе в зал 25 обращаем внимание на витрину напротив двери.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Здесь экспонируется платье, типичное для придворных XVIII века.
платье, типичное для придворных XVIII века
Рядом представлен скульптурный портрет Вольтера. Известно, что Екатерина II вела с ним переписку.
скульптурный портрет Вальтера
На стене любопытный портрет императрицы. Государыня изображена на полотне в русском платье.
портрет императрицы в русском платье
Будучи немецкой принцессой, Екатерина Алексеевна старалась следовать русской культуре и традициям, искренне желала, чтобы её воспринимали как русскую императрицу. Она очень хорошо знала русскую историю. Писала по-русски хорошо и много. Говорят, что писала она безграмотно, но в XVIII веке орфография была очень трудна и многие писали, с нашей точки зрения, безграмотно. На общем фоне Екатерина II не очень и выделялась.
Известен следующий исторический анекдот: однажды Её Величество задержалась далеко за полночь за игрой в карты и от усталости потеряла сознание. Вызвали лекаря, который по тогдашнему обычаю “отворил ей кровь”. Когда государыня пришла в себя, то с сильным немецким акцентом произнесла:
– Слаффа Богу! Последний немецкий кроффь випустила!

Из традиций, которые зародились при Екатерине II, следует отметить русское придворное платье. Она очень часто надевала сарафан и головной убор, в котором воспроизведены элементы русского костюма – кокошник, на платье нашивки, как на русском сарафане.

Век Екатерины II называли веком просвещённой монархии. В музее хранятся несколько реликвий, связанных с её именем.

Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Слева от входа в зал, в углу представлена интересная скульптура из белого фарфора. Это подарок Фридриха Великого императрице Екатерине II.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Композиция называется Триумф Екатерины – образ монархини (витрина 4). На престоле восседает сама Екатерина.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Рядом с ней – богиня мудрости Минерва и богиня справедливости Фемида. Беллона, богиня войны, напоминает о славных победах русской армии.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Фама, богиня славы, увенчивает лаврами российский герб.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
На коленях стоят все сословия – дворяне, купцы, мещане, даже князь Потёмкин изображён чуть выше – все одинаково на коленях.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Князая Потёмкина можно увидеть в левой группе коленопреклонённых, он изображён в европейском платье с париком.
Триумф Екатерины
Триумф Екатерины
Это символ просвещённой монархии. Монарх НИКОГО не выделяет, все ему одинаково покорны. Для всех он мудрый (Минерва) и справедливый (Фемида) просветитель. Екатерина II старалась быть мудрой и справедливой. Композицию окружают военные трофеи с пленными турками, символизирующие победы в русско-турецкой войне.
Фарфоровая скульптура Триумф Екатерины
Сохранился документ – наказ императрицы уложенной комиссии (витрина 5, слева от “Триумфа Екатерины, № 12). Это первый шаг Екатерины II по систематизации русских законов – она создаёт список пожеланий, в которых очень много рассуждает о правах человека, правах гражданина и даёт наказ составить такие законы, чтобы КАЖДЫЙ получил защиту, покровительство власти.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Наместничества. Наместнические сервизы. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

В витрине 6 экспонируются серебряные наместнические сервизы.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Чтобы улучшить управление государством, Екатерина делит всю страну на наместничества. В каждое наместничество входит несколько губерний. Наместники лично назначаются императрицей и ответственны перед ней, являясь неким государевым оком над этой территорией. Наместники контролируют действия губернаторов, чиновников и т.д. Каждый наместник, отправляясь в своё наместничество, получал из императорской казны подобный сервиз. До наших дней дошло всего несколько предметов из этих сервизов. В эпоху Павла I они были переплавлены. Поэтому предметы из наместнических сервизов настолько эффектны как произведения искусства, сколь и редкие по исторической сущности.
Наместнические сервизы. Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Самым знаменитым наместником был князь Григорий Александрович Потёмкин, его портрет видим в витрине 6.
князь Григорий Александрович Потёмкин
Светлейшему князю достались самые сложные земли Северного Причерноморья, которые ему приходилось осваивать. В ГИМ есть личные вещи князя Г.А.Потёмкина – его портфель – турецкий из тиснёной кожи с золотыми нашивки. Артефакт расположен в соседней витрине.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Личные вещи Екатерины II. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Интересны очки Екатерины II, они представлены на экспозиции в витрине 7.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Императрица подарила их графу Новосильцеву, губернатору Санкт-Петербурга, который жаловался на головную боль. Долго думая о причине недуга, она решила, что это может быть плохое зрение и собственноручно подарила графу очки. Носил он их или нет – неизвестно, но эти очки хранились в семье как реликвия.
Очки Екатерины II
Интересные экспонаты демонстрируются в витрине 8 (справа от выхода в соседний зал).
перчатки Екатерины II

Перчатки Екатерины II

Белые перчатки императрицы увидим в витрине 8. С ними связана любопытная история. В 1774 году по указу государыни, в Москве был создан воспитательный дом. В витрине представлен акт об организации в Москве Воспитательного дома и печать-кустодия.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II. акт об учреждении воспитательного дома
Просвещённый абсолютизм Екатерины II. акт об учреждении воспитательного дома
Согласно его уставу, в Воспитательный дом отдавались подкидыши, брошенные дети, сироты незнатного происхождения. Им давали начальное образование, профессию, девочкам полагались деньги на приданое. Екатерина II посещала Воспитательный дом и иногда присутствовала на экзаменах. По легенде, во время экзамена ей очень понравились два воспитанника – Андреев и Герасимов и каждому из них императрица подарила по одной перчатке.
перчатки Екатерины II
Эти перчатки хранились в двух разных семьях у потомков независимо друг от друга. В 60-е годы в Москве появился пожилой человек и принёс перчатку, рассказав историю о том, как его предок Герасимов получил перчатку от Екатерины II. Перчатка подлинная, XVIII века. Легенду записали, перчатку взяли. Через 20 лет пришёл другой человек, принёс вторую перчатку и рассказал точно такую же историю. Поскольку перчатки идеально подошли друг к другу, то скорее всего история подлинная. Разрозненная пара перчаток встретилась в музее.
(В настоящее время на экспозиции есть только одна перчатка).

Реформа образования. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Экспонаты в витрине 8 связаны с реформой образования. Екатерина считала, что только образованный человек может быть достойным гражданином. В витрине представлен первый план работы учебного заведения и рассуждения императрицы о предназначении человека и гражданина. Здесь же экспонируются детские прописи.
Конторочка, за которой детей учили писать – не сидя, а стоя.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Для позвоночника это было полезно. Забавная наборная азбука из моржовой кости.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Восстание Е.Пугачёва

Витрина 9 (в центре зала, напротив выхода в следующий зал) напоминает о восстании Пугачёва.
Восстание Пугачёва
Восстание Пугачёва
Здесь представлены подлинный портрет Пугачёва в кафтане оливкового цвета, написанный в период его задержания и ареста.
Восстание Пугачёва. Портрет Пугачёва
На экспозиции находятся знамя восставших, решётка,
Восстание Пугачёва
часть клетки, в которой Пугачёв содержался во время допросов и его кандалы.
Восстание Пугачёва
Серебряные ковши были вручены от имени императрицы тем, кто принимал участие в подавлении восстания. Обычно такими ковшами в XVIII и XIX веке награждались лица недворянского происхождения.
Восстание Пугачёва
Оружие символично, оно представляет те социальные категории, которые участвовали в восстании – крестьянская рогатина, башкирский лук, казачья сабля,
Восстание Пугачёва
пушки, которыми пользовались рабочие уральских заводов.
Восстание Пугачёва

Культура Екатерининской эпохи. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Часть экспозиции у окна посвящена культуре Екатерининской эпохи.
Витрина 12 (в простенке между окнами) посвящена масонскому движению, которое проникло в Россию во второй половине XVIII века.
Массонское движение в России
О масонстве много написано хорошего и плохого, но в этом движении принимали участие выдающиеся люди. Они считали, что через личное самосовершенствование можно усовершенствовать мир. Но поскольку в масонстве было очень много таинственных обрядов, сложная структура, она по разному воспринималась окружающими.
Массонское движение в России
Массонское движение в России

Витрина 11 (горизонтальная, под окном) – связана с расширением России своих пределов. Были посланы разведывательные отряды в район Аляски. К этим экспедициям старались привлечь местное население. Местных ребятишек обучали русскому языку. Они становились разведчиками, переводчиками, их посылали вперёд, чтобы они подготовили появление такой экспедиции. В центре витрины увидим письмо на моржовом клыке некого Николая Дауркина.
Письмо на морожовом клыке
Дауркин со своим товарищем был отправлен на такие острова подготовить прибытие экспедиции. Потом друзья поссорились и каждый сидел на своём острове в ожидании экспедиции. Сидели около года, Дауркин писал что-то вроде дневника на таких моржовых клыках.
Письмо на морожовом клыке
Сначала всё писал подробно, включая друга, а после ссоры вычеркнул его имя. Всё закончилось благополучно, экспедиция прибыла и забрала его.

Литература. Культура. Театр. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Литература. Культура. Театр. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Далее витрина посвящена развитию русской литературы, культуры, театра. Здесь экспонируются типовые предметы екатерининского времени – арфа, театральный веер, сумочки, бинокли (последняя витрина слева от входа в зал.)
Литература. Культура. Театр. Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Литература. Культура. Театр. Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Н.П.Шереметьев и П.И.Ковалёва-Жемчугова

Над этой витриной
три портрета кисти художника Аргунова - Н.П.Шереметьева, Т.В.Шлыковой-Гранатовой и П.И.Ковалёвой-Жемчуговой
висят три портрета кисти художника Аргунова – Н.П.Шереметьева, Т.В.Шлыковой-Гранатовой и П.И.Ковалёвой-Жемчуговой.
три портрета кисти художника Аргунова - Н.П.Шереметьева, Т.В.Шлыковой-Гранатовой и П.И.Ковалёвой-Жемчуговой

Здесь можно вспомнить историю любви Н.Шереметьева и крепостной актрисы Ковалёвой-Жемчуговой.
Н.П.Шереметьев был очень образованным человеком, закончил европейский университет, парижскую консерваторию, увлекался театром, сам играл на виолончели.
Портрет Н.П.Шереметьева
В своём подмосковном имении граф устроил театр, в котором играли крепостные актёры. Мальчиков и девочек из крепостных семей, у которых была приятная внешность и красивые голоса брали на воспитание родственники Шереметьева, обучали их итальянскому и французскому языкам, пению, грамоте, музыке, танцам. Здесь портреты двух знаменитых актрис Н.П.Шереметьева – самая знаменитая, Прасковья Ивановна, обладала прекрасным голосом, сопрано. О ней сохранились воспоминания о том, что она действительно была выдающейся певицей и актрисой.
П.И.Ковалёва-Жемчугова
Граф не только делает её своей возлюбленной, но и женится на ней, состряпав липовую родословную, о том, что она происходит из рода обедневших дворян Ковалевских. Брак был тайным, так как дворянин такого рода как Шереметьев не мог жениться на низкородной женщине. Для этого ему нужно было испрашивать разрешения на брак у императора.

Во время родов молодая графиня умерла и в память о своей жене Николай Петрович построил в Москве знаменитый Странноприимный дом. Сейчас там сделали мемориальный комплекс, посвящённый графу и графине.

Портрет Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой помещён здесь не случайно. Она с детства была ближайшей подругой Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой.
Портрет Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой
После смерти графини на попечении Татьяны Васильевны остаётся маленький граф Дмитрий Николаевич. Сам Николай Петрович пережил супругу всего на пару лет. Шлыкова-Гранатова опекала малолетнего графа, растила его, сама замуж так и не вышла.

Экспозиция следующего зала посвящена правлению императора Павла I.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Добралась и я, Таня, до твоей экскурсии. В Историческом музее не была с детства. Вот и добралась… Читаю выборочно. Таня, это ж труд какой. Настоящий гид. Можно смело идти без экскурсии. Что тебя сподвигло на такой подвиг? Не знаю, как это могут оценить твои коллеги, но для обычного любителя путешествий такого, как я, это просто здорово.

    • Оля, для меня особенно важно то, что тебе, простому человеку, не искушённому в экскурсоведении, интересны сильно специальные статьи. Коллеги мне просто в ноги кланяются, выражают мульон восхищений и благодарностей. Что мною движет? Желание передать людям тот материал, что пылится у меня в папке под названием “Методические материалы”. Нам в музеях проводят специальные расширенные и подробные экскурсии. Очень интересные! Рассказывают массу замечательных вещей, которых не найдёшь в специальной литературе. Потому как мы не историки, а простые обыватели. Местные экскурсоводы это понимают и излагают материал просто и доступно. Мы все лекции записываем и… кладём на полочку… Вытаскиваем иногда, пробежать глазами перед проведением экскурсии. Но экскурсии в Исторический заказывают редко, весь материал забывается, мы уже не помним, какие экспонаты к чему относятся. Вот я и решила всё привести в удобоваримый вид. Прежде всего, чтобы самой уверенно себя чувствовать в ГИМе. Ну, и чтобы другим было, где почитать. Спасибо, что ты понимаешь, насколько этот труд кропотлив. Но я его делаю не из под палки, а потому что горю желанием. А желание, оно ведь горы сворачивает. Как та охота, что пуще любой неволи.

      • Танечка, а мне так читается легко, такое все родное. Даже в голову не пишло, что это спациальные статьи. За это тебе отдельное спасибо.

        • Этот комплимент полностью забираю себе. Только немного Пете отсыплю. Он замечательно всё редактирует. Перевести устную речь в письменную – задача не из простых. Это уж мы с Петром стараемся, чтобы именно читалось легко.
          Оля, знаешь, я когда писала цикл статьей о Покровском соборе (храме Василия Блаженого) какая-то коллега из молодых да ранних, написала мне отзыв, что я “слово в слово” повторила лекцию Е.Мокроусовой (научного сотрудника ГИМ). Я ей ответила, чтобы она попробовала расшифровать хоть пару абзацев диктофонной записи, а потом попробовать это прочитать. Только потом упрекать меня в полном плагиате. Ведь мы не замечаем, что устная речь совсем другая. Там много инверсий, которые прекрасно слушаются, но отвратительно режут глаза в речи письменной. Допускаются повторы, не всегда точно подбираются эпитеты и глаголы. Всё это “причёсывается” при редакции. Но я очень люблю такой труд. Он развивает речь, мысль, заставляет обращаться к словарям. Это чрезвычайно интересно и я очень рада, что есть возможность сочетать полезное с приятным.

          • И Петру поклон, как говорит Батюшка. Таня, а ведь сколько человек говорит одно и то же слово в слово почти и пишет, кстати. А одного слушаешь, и дух захватывает, другого с таким напрягом: вроде и тема интересная, а рот от зевоты не закрывается. Со мной было раз такое. Имела возможность слушать двух экскурсоводов в одном месте. В результате просто как завороженная пошла за другой группой вернее за другим экскурсоводом.

            • Ага, Оля, знаю. Когда все гиды собираются на учёбу, нас делят на группы и экскурсии стартуют с разницей минут в 20. Во многих музеях у нас уже есть свои любимые методисты. Мы всегда их поджидаем. А потом наблюдаем, как молодёжь из своих групп к нам переползает. Потому что экскурсовод – это ещё и актёр. Монолог одного актёра слушаешь взахлёб. Монолог другого не дождёшься, когда закончится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь