ГИМ. Залы 1-3

Продолжение. В предыдущей статье рассказано об истории создания музея и интерьере Передних сеней.

Нижний палеолит или древний каменный век
Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит.
В.М.Васнецов. Фриз «Ледниковый период»
Сунгирское погребение
Мезолит. Неолит. Новый каменный век
Челн
Быт охотников

Зал 1.
Нижний палеолит или древний каменный век (около 2,5 млн лет — 40 тысяч лет назад).

В экспозиции первого зала представлены четыре скульптурных портрета.

Реконструкции лиц созданы в мастерской Герасимова. По найденным археологами черепам воссоздали характерные черты облика древних людей. Четыре макета представляют собой четыре этапа эволюции человека.

Также в этом зале представлены останки вымерших животных. На левой стене находится картина, изображающая как выглядела территория центральной России 30 000 лет назад.

В витрине справа от двери находятся камни.

При их внимательном изучении видно, что они явно обработаны  – на них чередуются грани и сколы. Это своего рода заготовки. Впоследствии эти камни затачивали и использовали как рубящий или режущий инструмент.

Зал 2.
Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит. Ледниковый период (40-11 тысяч лет назад)

В.М.Васнецов. Фриз «Ледниковый период»

В верхней части круглого зала находится картина Виктора Михайловича Васнецова «Ледниковый период». Изображение показывает представления историков XIX века об этом периоде.

На картине изображены сцены из жизни древнего человека: изготовление орудий труда, шитье одежды из кож и меха, охота.


На одной из сцен показано, как древние люди охотились на мамонта – его загоняли в большую яму а затем убивали. Умертвить такое большое животное камнями и палками было делом непростым, опасным и, увы, жестоким.


По краю картины в качестве рамы изображён орнамент из точек. Подобный рисунок встречается на древней керамике в качестве украшения. Орнамент рамы хорошо виден на нижнем снимке.


Немного ниже фриза на стене расположены картины – это копии из древних наскальных рисунков.


Также же представлены огромные бивни – это подлинные бивни мамонта. Их обнаружили в XIX веке на берегах Енисея. Сибирский купец-промышленник преподнёс Историческому музею свою находку.
В витринах представлены артефакты, обнаруженные на стоянках древнего человека.

Сунгирское погребение

Самым интересным экспонатом в этом зале является так называемое Сунгирское погребение.


В ГИМ представлена копия, подлинник находится в музее города Владимира, потому что это погребение случайно  обнаружили на речке Сунгирь близ Владимира в 1950-х годах. Захоронению 25-27 тысяч лет и это единственное погребение такого рода, где голова одного человека соприкасается с головой другого, а тела лежат вдоль в одну линию.

В захоронении нашли копьё из бивня мамонта. Учёные до сих пор не разгадали загадку, каким образом древние люди распрямляли дугообразный костяной бивень.

В Сунгирском погребении были захоронены двое детей — девочка, ей было около 9 лет и примерно 12-летний мальчик. На черепе и рёбрах девочки нашли около 3000 костяных бусин. Бусины украшали одежду девочки, ткань истлела, а украшения сохранились на скелете. По расположению этих бусин учёные восстановили покрой одежды. Также по черепам реконструировали лица детей. А костяные заколки показали, каким образом рубахи скреплялись на теле.


Причину смерти подростков не определили. Даже при тогдашней средней продолжительности жизни около 30 лет, их смерть была явно преждевременной. Можно предположить ритуальное убийство, но никаких следов насильственной смерти не найдено. Что не исключает версию переохлаждения, утопления или другого несчастного случая.
Интересно ещё и то, что над могилой детей нашли ещё одно захоронение воина, которому около 5 000 лет. Древнего воина похоронили строго над могилой детей. Это тоже загадка для историков – получилось это случайно или намеренно. Пока на эти вопросы ответить нельзя, ведь захоронение такого рода – уникальное, единственное в мире. Если будет обнаружено подобное захоронение, можно сравнить и сделать выводы. Пока же Сунгирское погребение ставит больше вопросов. чем даёт ответов.

Интересна витрина слево от Сунгирского погребения. Она расположена рядом с проходом в третий зал, справа от двери.
В этой витрине представлена женская фигурка. Она свидетельствует о существовании в ту пору культа женского начала.


Рядом с женской фигуркой увидим миниатюрные статуэтки зверей и птиц.

На фигурках закреплены петельки, чтобы их подвешивать. Они явно служили оберегами, амулетами.

В этой же витрине представлен камень нефрит с естественным отверстием довольно большого диаметра.


Это отверстие получилось от природы, но весь камень обработан. Известно, что нефрит – очень твёрдый материал, твёрже его только алмаз. Однако доисторические люди в то время уже могли обрабатывать такой твёрдый материал!

Нефрит в группе с другими артефактами

Интересный предмет – большой рог с полостью внутри.


Историкам до сих пор не ясно, для чего он мог служить. Скорее всего это подставка для крепления стойки хижины. Сверху на каркас, установленный на подобные рога, натягивались звериные шкуры. Рог находится в той же витрине, ниже нефрита.

Зал 3
Мезолит (9-6 тысяч лет до нашей эры). Неолит (6-3 тысяч лет до нашей эры). Новый каменный век

В этот период начинается постепенное потепление климата. Ледники тают, образуются многочисленные реки и озёра.

Древний челн

Главный экспонат зала – челн. Он ровесник пирамид в Гизе. Возраст челна около 5000 лет, он датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. Лодка сделана из целого ствола дуба. Отверстия по бортам с внутренней стороны лодки предназначены для крепления сидений. Отверстия расположены парами.

По-видимому, в лодке сидели и управляли ею шесть гребцов. В голове (или хвосте) лодки сделаны большие петли – уши, за них крепили верёвки и перетаскивали лодку с места на места по мелководью или посуху.

Нашли лодку в Воронежской области, в верхнем течении Дона. Она отлично сохранилась, потому что затонула и пролежала на дне вне доступа воздуха.


Сейчас, несмотря на герметичную витрину, лодка понемногу разрушается, потому что какое-то количество кислорода в витрине всё же присутствует.

Быт охотников

Вследствие потепления климата, которое продолжается по сей день, вместо тундры появилось много рек и озёр. Этот зал посвящён быту охотников. Крупные животные, мамонты, вымерли, появилось множество мелких и быстрых зверей. Человеку пришлось приспосабливаться к охоте на тех животных, которые быстро бегают. Появились лук и стрелы. В витрине № 14 у окна находится множество наконечников стрел.

Это вещи из клада, найденного на берегу реки Оки. Наконечникам около 5 000 лет, как и челну. Здесь можно наблюдать наивысший уровень обработки камня. Зачем собирали наконечники и с какой целью их спрятали – загадка для историков.

В другой витрине № 13 у окна


находятся любопытные рыболовные крючки.


Их нашли в Мещерских озёрах. В угловой витрине № 9


представлены зубы кабана, лося и медведя.

Из них сделаны ожерелья охотника. По этим зубам можно судить о том, на каких зверей охотились древние жители Русской равнины.
В этой же витрине также найдём рыболовные крючки.

На стене находятся копии древних петроглифов, — наскальных рисунков.


Слева (если стоять спиной к окну) видна сцена охоты. Лыжники охотятся на лося, нарисован человечек на лыжах.


Также показана сцена морской охоты. Люди охотятся на лодке, подобной челну, представленному в музее.


На боковых стенах зала помещаются копии изображений лосиной головы и лосей. Скорее всего это символические изображения священного животного, тотема тогдашних охотников.



Не менее важным животным для племён тогдашних анимистов был медведь. Это самый сильный и опасный хищник Европы. Его боялись и не рисковали называть зверя словом «медведь», чтобы не накликать беду, не «позвать» его.  Употребляли иносказания – «хозяин», «потапыч». Очень любопытна лингвистическая загадка – почему в русском языке есть слово медведь, а его лежбище называется берлога. Есть ли связь с словами, обозначающими этот зверя в английском и немецком языках?

В это же время люди начинают использовать новый материал – глину. На экспозиции в последней витрине (слева от входа в зал) находятся глиняные горшки, им 5 000 лет.

Не следует говорить о том, что кто-то первым начал использовать глину, а кто-то заимствовал. Глину начали использовать одновременно и независимо во многих местах.
Любопытны сосуды с дырочками.


Эти отверстия не сквозные. Скорее всего, их нанесли специально. Ведь там, где находятся эти маленькие полости, стенка горшка тоньше и еда в нём быстрее прогревается и быстрее готовится. Горшки делали вручную, без гончарного круга, тонкие стенки делать не умели, тогда влажная глина разрушилась бы под собственной тяжестью.

В центре левой от входа стены зала обращает на себя внимание витрина с идолом.

В основном в ней представлены деревянные предметы из Зауралья. Вещи великолепно сохранились без доступа воздуха в торфяниках.
В витрине можно видеть деревянный детский лук и орудие наподобие бумеранга.
Все эти вещи найдены на месте святилища. В центре комплекса – фигура идола, хозяина леса. В ногах и над головой его были помещены ритуальные сосуды. В желобке на спине одного из сосудов обнаружили микроскопические следы крови жертвенного животного.

В этом зале представлены предметы конца каменного века – начала бронзового.
Наличники на окнах зала представляют собой примеры различных древних орнаментов.  Внизу видно изображение змеи, выше помещается спираль — символ вечности.


Продолжение в публикации «ГИМ. Залы 4-7».

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Прямо целая лекция по первобытной истории получилась! Вообще в подобных залах с экспозицией по археологии я «зависаю» надолго.

    • Маша, тема действительно интересная! Беда только в том, что в рамках обзорной экскурсии приходится галопом пробегать первые залы, едва кивнув на Сунгирь, челн и дольмен. Но тема безумно интересная. Кстати, эту статью отредактирую через несколько часов, добавлю важные снимки, в том числе «нефрит с дыркой», которые пропустила. Пришлось второй раз бежать в музей, доснимать нужные артефакты.

  • Спасибо большое за этот материал! Исторический музей просто «забил» на какую бы то ни было просветительскую деятельность: в книжной лавке не сыщешь ни толкового путеводителя, ни (тем более) популяризаторских работ по археологической экспозиции. Что за люди там сидят…..

    • Андрей, на самом деле ГИМ издаёт много материалов исследований, были у них и прекрасные путеводители. Просто раскупается всё в один момент, тиражи не большие.
      Спасибо Вам за столь лестные слова. Правда, на сайте выложен материал только по первому этажу музея. По второму пока не готов, но будет, статьи в работе, скоро управлюсь и со вторым этажом коллекции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *