Гент. У слияния Шельды и Лис

-Теперь в Гент?

-В Гент! К слиянию рек Шельды и Лиса (Лейе), где Шельда делает причудливую петлю. Туда, где высокие берега надёжно защищали долины рек и где древние люди обитали ещё 50 тысяч лет назад. Где с 700 года от Рождества Христова люди жили уже постоянно. Собственно, Гент — немного видоизменённое кельтское «gаnda» — что и означает «слияние».

Гент начался с двух аббатств. Первое — святого Бавона, вначале оно располагалось  у самого слияния двух рек. И святого Петра, в нескольких милях южнее. Они появились около 630 года.  Поселения разрастались вокруг монастырей. А с 1000 по 1550 год Гент стал вторым по величине городом в Европе. Крупнее него был только Париж.

Примерно на это же время — с конца XI до середины XV века, приходятся наиболее значимые события в жизни города. Гент  вкусил славу, пережил упадок. В XII веке город стал столицей Фландрии, а в первой половине XVI века рождённый в Генте император Священной Римской империи Карл V положил конец бурному расцвету города. Но это — долгая история. Оставим ненадолго теорию, идём знакомиться с Гентом на практике!

Начнём с истоков. С аббатства святого Бавона. Стоит только перейти Шельду и вот он, храм, заложенный ещё в 942 году как кафедральный собор св. Иоанна аббатства св. Бавона.

— Святого Иоанна?

— Совершенно верно. Одной из «карательных акций» Карла V в Генте (мы расскажем об этом несколько позже) было выселение монахов из аббатства святого Бавона, разрушение построек и строительство на этом месте «Испанской крепости». Монахи остались без крова. Им пришлось обосноваться в уцелевшем храме святого Иоанна и переосвять собор. Храм назвали  именем своего покровителя, святого Бавона.

— Да, а строили храм из гранита. Его сплавляли по Шельде из города Турнэ, с тех пор этот материал так и называется, турнэйский гранит. Зайдём в храм?

— Пропустить его никак нельзя. Здесь хранится главная святыня Гента — алтарь братьев ван Эйков «Поклонение агнцу Божию». Мы расскажем  о нем отдельно. А сейчас посмотрим на  копию (оригинал фотографировать запрещено) святыни и спустимся в крипту.

Нижняя часть собора святого Бавона — это одна из немногих великолепно сохранившихся романских крипт Европы. В 1936 году в ней совершенно случайно были обнаружены фрески XV — XVI веков.

  — И, как всегда, изображают они святых и сюжеты из земной жизни Христа. Мы обязательно подробно расскажем о храме, а сейчас идём на улицу.

— Главная площадь, святого Бавона, образовалась лишь в XIX веке. Тогда же был построен Королевский фламандский театр.

Смотри — на его фасаде мозаика с изображением Аполлона и муз. А четыре скульптуры символизирует четыре гентских театральных объединения. Члены этих обществ сочиняли пьесы и поэмы на родном фламандском языке.

 — Площадь очень красивая. Совсем другая, чем в Брюгге, Антверпене, Брюсселе и даже маленьком Дамме. Её не окружают величественные общественные здания, как в этих городах. Кажется, что здесь  просто улица расширяется.

Только храм святого Бавона и беффруа указывают на возраст и значение этой площади. Вот это здание у беффруа — ратуша?

— Что ты, совсем нет! Разве ратуша такого значительного города, как Гент может быть столь скромной? Это всего навсего Суконные ряды! Ратуша рядом, на этой же площади. Нам с тобой не очень повезло, реконструкция в самом центре Гента не даёт возможности целиком увидеть это необычное здание.

— Правда, необычное. С той стороны, что ты указал — лёгкая, изящная готика. Можно долго любоваться  фасадом ратуши, рассматривая его замысловатые детали. А если смотреть со стороны беффруа, то удивишься ренессансным итальянским элементам.

 — Да, такие неоднородные фасады ратуши — наглядная иллюстрация разных периодов в истории города. Начали строительство на пике  славы Гента и не закончили. Завершили его только спустя несколько десятилетий, когда раны, нанесённые Генту рукою  «любящего сына», стали затягиваться, когда город стал понемногу оживать. Но в XVIII веке вкусы радикально изменились.

— Ещё хочу добавить, что даже готическая часть ратуши сильно отличается от первоначального плана. Во-первых, построили только четвёртую часть намеченного. Во-вторых, из планируемых 56 статуй в нишах были установлены только 17, да и то лишь в 1900 году!

 — В ратушу можно зайти и познакомиться с её убранством. Интерьеры формировалось на протяжении шести веков! Самая старая  часть ратуши —  готические подвалы. Во всех остальных залах можно изучать историю архитектуры от средневековых сводов

до ренессансных завитушек.

Любопытен рисунок пола в одном из залов. Проходя по лабиринту орнамента можно было совершить символическое паломничество в Святую Землю.

Вот ещё один снимок ратуши — сверху, с балкона вечевой башни.

— Чтобы полюбоваться Гентом сверху, поднимемся на беффруа.

— Лучше спустимся. Подниматься на высоту 91 м — «маловато будет!» В башне есть лифт.

Глядя на родной, но столь ненавистный ему город с колокольни, Карл V ответил герцогу Альбе, предлагавшему силой подавить мятеж: «Сколько испанских кож потребуется на перчатку такого размера?»  Это игра слов,  по-французски название города Gand, созвучно слову «gant» — перчатка.

В нижних ярусах беффруа находится экспозиция музея. Колокола, исполняющие карильон, музыкальные и часовые механизмы.

Самый большой из них треснул в 1948 году. Его отремонтировали и теперь он стоит на площади.

— Ой, дракон? Он на пенсии? Вместо него новый?

— Да. Дракон — символический страж городских привилегий. О них мы расскажем несколько позже. Именно в цокольном этаже беффруа хранились все документы, подтверждающие различные городские льготы. А дракон их охранял. По легенде, дракон был захвачен в Константинополе. Конечно, самый первый не дожил до наших дней. «Животное» несколько раз меняли. А последний по прежнему гордо реет над городом.

— Любит народ легенды! Этот зверь украшал колокольню уже в XIV веке! Хотя, я думаю, всё гораздо прозаичнее. Как в любом другом городе, беффруа в Генте служила дозорной вышкой и оповещала жителей о пожаре. Целый штат (восемь!) дозорных служили в колокольне до середины XIX века. В башне установлен монумент башенным дозорным.

  — Да, и пара слов о суконный рядах, которые ты за ратушу приняла. В этом готическом сооружении ткачи выставляли свой товар для проверки и продажи. Но это было более 500 лет назад. Уже в начале XV века торговля настолько упала, что при возведении здания городских денег хватило лишь на семь ячеек южного свода. Но в 1900 при реставрации четыре новых свода добавили столь мастерски, что вряд ли заметишь переход от новой части к старой. И внутри сохранились слуховые окна и первоначальная стропильная ферма.

— Что в Суконных рядах сейчас?

— В начале XVII века в Генте появилась королевская рыцарская гильдия святого Михаила. Гильдия не меняла дислокации существует и поныне. Другую часть помещения занимает небольшой музей.

Идём на площадь, тут ещё много интересного.

— Это святой Николай? Я читала, что он полностью сделан из турнэйского гранита. Его архитектурный стиль определяют как «шельдскую готику» и причисляют к её лучшим образцам.

— Есть такая разновидность стиля?

— Да, характерной особенностью шельдской готики являются элегантные башенки на фасадах храма.

Конечно, храм неоднократно перестраивался, его дважды хотели снести, но он устоял. Тут к месту будет вид храма с беффруа. Покажем его и войдём внутрь собора святого Николая.

  Внутри храма восстановлена его барочная отделка. Хороши главный алтарь

и табернакль — украшение из мрамора и дерева, стилизованного под мрамор.

Выходим из храма на Зерновой рынок (Korenmarkt) — это ещё одна площадь Гента. Здесь можно увидеть здание в стиле брабантской готикой. Эта разновидность стиля более поздняя, чем шельдская. Две ветви готики отличаются материалом построек и некоторыми деталями. С брабантской готикой можно познакомиться на примере дома гильдии каменщиков. На его изящных пинаклях «танцуют» различные фигурки.

— Смотри, тут и герб императора Карла и надпись PLUS OVLTRE («Только вперёд»).

-Рядом — во всей красе здание почты.

Правда, в настоящее время это импозантное здание начала ХХ века (архитектор Луи Клоке) переоборудовано в торговый центр. Его стоит внимательно рассмотреть. Настенная роспись изображает пять континентов. Париж на панно легко узнать по церкви Notre Dame de Paris, а на Нью-Йорк указывает небоскрёб Flatiron building. Не удержусь от ночного фото почты.

Этот снимок представляет здание бывшей почты на переднем плане, справа же виден мост святого Михаила.

  В 1913 году в Генте проходила международная выставка.  Мост стал частью плана  по реконструкции города для этого события. Теперь уже нельзя представить, как Гент лет сто тому назад обходился без него! С моста святого Михаила открывается классический вид на три знаменитые башни Гента. Лучшие панорамы — с подсветкой.

  — Мост святого Михаила назван по церкви?

— Совершенно верно. Храм строили с XV века, да так и не достроили. Потому то башня церкви и выглядит как обрубленная.

С моста святого Михаила открываются красивые виды на набережные.

У моста раскинулась Старая гавань — здесь в Средние века кипела жизнь. Помнишь, в беффруа мы говорили о привилегиях Гента? Одной из них было право погрузки и закупки зерна. Все корабли с грузом зерна, шедшие по Шельде и Лису, обязаны были непременно оставлять одну четверть своего груза в одном из многих зерновых хранилищ гавани. Гентские пекари и крестьяне первыми покупали эту пшеницу, рожь и ячмень. И только оставшееся зерно могло быть продано здесь же, на зерновом рынке. Таким образом, жители города не только были обеспечены лучшим зерном. Этот установленный порядок давал рабочие места городу — разгрузка, взвешивание, хранение и пр. Привилегия сохранялась у Гента вплоть до 1734 года.

И, конечно, на набережной Зерна стояли склады и дома гильдий. Видишь, во-он самое старое зернохранилище, оно построено уже в XIII веке!

— Вижу, серое, из турнэйского гранита, его не спутаешь ни с чем. И сразу заметно, что это не дом, не жилище, а склад. Узкие окна наверху, а на втором этаже — парапет. С него мешки с зерном и загружались внутрь. Сейчас в этом доме ресторан?

 

— Да, это видно. И обрати внимание на дом слева от старого склада. Это первое зернохранилище  XV века. Но оно было полностью перестроено к выставке 1913 года. А справа от склада стоит совсем маленький домик. Он кажется зажатым между внушительными соседями. Это таможня. Для сбора пошлин нужно гораздо меньше места, чем для хранения зерна!

Справа от таможни — второе зернохранилище. Сначала это было здание гильдии «свободных моряков». Стало складом, когда упразднили вторую важную привилегию Гента. Помнишь о ней?

— Да! Называлась это право «перегрузка». Каждый судовладелец, не принадлежащий к гильдии «свободных моряков» был обязан перегрузить свой товар на городское судно, которое и доставляло товар к цели. Только Гент обладал монополией на беспошлинный проход по Лису и Шельде. Так что у заезжих купцов был богатый выбор — либо платить пошлину, либо расплачиваться с судовладельцами Гента.

— Привилегия «перегрузки» была для  города колоссальным источником дохода. И «бельмом на глазу» у других фламандских портов. В конце концов, в XVII столетии, к вящей радости конкурентов, её упразднили и здание гильдии «свободных моряков» перестроили под зернохранилище.

Если вам доведётся побывать в Генте, обратите внимание на фасад бывшей гильдии «свободных моряков». На нём изображены сцены разгрузки кораблей, над порталом — рельеф каравеллы.

Тебе ничего не напоминает здание слева от первого зернохранилища?

— Очень похоже на дом гильдии вольных каменщиков.

— Ты права. Он и был задуман как копия гильдии каменщиков, только на один этаж выше. Но это уже ХХ век, всё та же выставка 1913 года «способствовала много к украшенью» Гента.

 Называют этот «новодел» Домом Ангела. Фигурку небожителя поместили на самом верху фронтона, по сторонам — гербы Гента и Фландрии. Ты что задумалась?

— Знаешь, я подумала, что если в городе были свободные моряки, то, наверное, были и «несвободные»?

 — Не наверное, а точно! У них был свой дом, по сей день сохранился. Но только он поздний, видишь, сколько архитектурных стилей здесь намешано — и классический, и барокко, и рококо. «Несвободные» моряки заняли своё место в торговле только после отмены права «перегрузки» и «офисное здание» себе построили лишь в XVIII веке. В панораме набережной этот дом виден в центре, светлый, в три окошка с балконом, вверху позолоченный кораблик.

Давай ещё раз покажем снимок Старой Гавани и перечислим дома — слева направо:

  Дом Ангела, Первое зернохранилище, Старый склад, крохотный Домик таможни, Второе зернохранилище.

А мы идём знакомиться с истоками гентской архитектуры.

— Стоп! Мы ещё не рассказали, как можно до Гента добраться.

— А как по поводу обеда? Давай чуть позже продолжим. И назовём вторую часть Гент. История продолжается.

— А на обед непременно выпьем кружку необыкновенного бельгийского пива «Кейзер Карел»!

Продолжение во второй части — Гент. История продолжается.

 


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Спасибо за такой познавательный рассказ о Генте! Очень интересно было почитать историю города, а также посмотреть фото. Я была в Генте через месяц после вас (в начале октября 2012). К тому моменту вокруг собора святого Николая выросла зеленая травка.

  • Огромное спасибо за интересные рассказы и фотографии. Собираюсь в Гент. Стараюсь найти полезную информацию. Ваш сайт — лучший. Настолько все размещенное продумано и со вкусом.
    Я и мои друзья любим путешествовать, будем теперь частыми гостями на Ваших страницах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *