2932 км по Франции (VI)

177
Мыс Ра. Во Францию на машине - 6

Во Францию на машине – 6. Продолжение. Начало в частях I, II, III, IV, V.

День 11. 29 сентября, вторник

Впервые в этой поездке мы завели будильник, чтобы не проспать и выполнить намеченные грандиозные планы.

В первую очередь отправились на мыс Ра (Рointe du Raz – во французской транскрипции Raz, в переводе – быстрое течение). Ехали мы по дорожным указателям, но для пользы дела добавляю координаты:  48°02′25″ с. ш. 4°44′28″ з. д.

Рассвет мы встретили в дороге.

Во Францию на машине – 6. Во Францию на машине – 6

Мыс Ра. Во Францию на машине – 6

Несомненно, романтичнее было бы любоваться солнцем на берегу самой западной точки Франции, но мы не придали этому значения. Тем более, рассвет загорался за спиной, когда  мы стояли лицом к океану.

Мыс Ра

Грандиозности морского действа на мысе Ра добавляла абсолютная безлюдность пространства вокруг нас.

Технологическая жизнь теплилась на маяке мыса Ра (Raz),

Во Францию на машине - 6

да уже на возврате мы встретили пару туристов, они спешили занять наше место на западной оконечности краешка земли.

Во Францию на машине - 6. Мыс Ра
Мыс Ра. Во Францию на машине – 6

На возврате Начальник Экспедиции проявил себя настоящим джентльменом. Посадив в этом путешествии свою верную Бортжурналистку на подножный корм,

Ежевика

он собственноручно его и добывал 🙂 .

Мыс Ра

Мыс Ван. Во Францию на машине – 6

Затем мы двинулись на мыс Ван (Pointe du Van –  48°03′48″ с. ш. 4°42′55″ з. д.). Здесь нарушили покров прибрежной полосы – проморгали нужную тропинку и, как лошади, топтали охраняемую государством растительность.
Мыс Ван

Пон-Круа

Возвращаясь, по ошибке заехали в небольшой городок Пон Круа (Pont Croix). На пути к мысу Ра в одной из деревень мы заметили храм с распятием и собирались осмотреть его на обратном пути. Той самой церкви в Понт-Круа не нашли (увидели пару других), совсем не приходских. Но прогулка по небольшому городку стала приятной интерлюдией в программе путешествия.

Пон Круа (Pont Croix)

Наш первый приходский участок с тем самым распятием радостно обнаружили в местечке Конфор (Confort).

Конфор (Confort). Приходской участок

Поясню, что в Бретань мы ехали, чтобы 1) побыть на побережье Атлантического океана и 2) посмотреть на приходские участки.

Бретань. Приходские участки

Приходские участки – удивительная рукотворная достопримечательность Бретани и характерная её особенность. Ни в каком другом месте вы не найдёте такого архитектурного феномена. Набожные бретонцы в XV-XVII веках не просто строили церкви. Они обустраивали целые комплексы вокруг храмов. В них входили: собственно церковь; кладбище рядом с ней; оссуарий или костница, то есть погребальная часовня, где хранили кости давно умерших; отдельно стоящее распятие и триумфальная арка.

Жители соседних деревень соревновались друг с другом в богатстве и изяществе своих приходских участков, поэтому по всей Бретани их разбросано наверное столько же, сколько замков в долине Луары. Не все из них сохранили непременные составляющие, но многие дошли до наших дней почти в первозданном виде.

Наконец, в Конфоре мы нашли наш первый приходской участок, от которого остались лишь церковь да распятие. Но мы в первый раз увидели что-то подобное. Самые грандиозные комплексы ждали нас впереди, скромный Конфор стал первым.

Побережья полуострова Крозо

По пути на полуостров Крозо (Crozon) делали короткие остановки для променада по побережью.

Не избежали перекрытой дороги, немного заплутали, но все же благополучно добрались до Козьего мыса («Кап де Шевр» «Cap De Chevre» 48°10’28″N   4°32’58″W).

Кап де Шевр (Cap De Chevre)

На обратном пути от Кап де Шевр на мыс Пен Ир (Pointe De Pen Hir)

Пен Ир (Pointe De Pen Hir)

заскочили в курортный посёлок Морга (Morgat). Мы уже третий день были в Бретани, а хвалёных бретонских блинов так и не отведали.
Во Францию на машине – 6. Блины
В кафе от одного вида принесённых блюд стало ясно, что бретонская кухня не посрамила себя.

Французские традиции обеденных перерывов

Здесь же познакомились с ещё одной бретонской традицией. Мы зашли в кафе в самом начале третьего часа и стали… последними дневными посетителями заведения. Мы с недоумением наблюдали, как наша официантка отказала одной паре, затем второй, третьей…  Затем в зал вышел то ли хозяин, то ли управляющий и тоже вежливо показал от ворот поворот ещё паре страждущих.

Бретонское кафе
Бретань. Морга (Morgat)
Морга (Morgat). Блинная. Этой паре блинов не досталось…

Мы смаковали последние кусочки нежных и лёгких бретонских блинов и делали круглые глаза, наблюдая, как ещё один посетитель был отправлен ни солоно хлебавши. При такой конкуренции разных кафе и ресторанов, блинная не гонится за каждым клиентом (с его кошельком) и соблюдает строгий и непреложный порядок: посетителей принимают до 14.-14.30 и… закрываются часов до 19.

Вечером снова во всех кафе-ресторанах зажигаются огни и повара упражняются в покорении желудков и, соответственно, сердец своих клиентов. В послеобеденном же промежутке времени найти местечко, где бы вас накормили, можно только по астральному стечению обстоятельств. Или же в крупном туристическом городе, где индустрия питания работает в соответствии с потребностями пищеварительных систем разных национальностей. Допускаю, что при большом спросе в высокий сезон и в курортных городках отдыхающие не останутся голодными. Но это лишь мои домыслы.

Пен-Ир. Во Францию на машине – 6

На мысе Пен Ир кроме великолепных видов на океан,

Пен-Ир. Во Францию на машине -

на мысы Шевр и Ра, скалистых обрывов

Пен-Ир

есть ещё небольшой музей битвы за Атлантику.

Отчёт о поездке во Францию на машине
На этот раз Начальник Экспедиции не возражал против самостоятельного посещения небольшой экспозиции. Верная Бортжурналистка, продуваемая океанскими ветрами наслаждалась просторами водной глади, криками вечно голодных чаек, провожала глазами белоснежные паруса яхт и хотела только одного – чтобы этот день никогда не заканчивался.

Спешить под вечер было уже некуда, мы прогулялись по берегу Пен Ира.

Пен-Ир

Немного пожалели, что людность не даёт до конца проникнуться магией места и возрадовались, что никто не помешал раздумьям на мысе Ра. Представляю, какой наплыв людей бывает здесь в разгар сезона!

Наблюдая за пешими, хорошо экипированными туристами, мы решили, что наверняка существует пешеходный маршрут по всему полуострову Крозо и огибает все три мыса – Шевр, Пен Ир и Испанский мыс, куда мы уже не поехали.

Сделали небольшую остановку для снимков менгиров. Здесь аллеи не столь впечатляющие, как в Карнаке, но тем не менее!

Крозон. Менгиры

Камаре-сюр-Мер

На обратной дороге с мыса Пен Ир  в ещё одном популярном бретонском курорте Камаре сюр Мер (Kamaret-s-Mer). За 5 минут до закрытия туристического офиса, любезная служащая ответила на все вопросы Начальника и не поленилась отыскать нужную книгу.

Атлантика Во Францию на машине – 6
Камаре сюр Мер (Kamaret-s-Mer). Во Францию на машине – 6

Локронан. Во Францию на машине – 6

Мысовой день решили завершить городской прогулкой в местечке Локронан (Locronan). То ли мы немного устали от атлантических видов, то ли чисто бретонский Локронан удивительно красиво подсветило закатное солнце, но мы пришли в неописуемый восторг от маленького городка с приходским участком.

Локронан (Locronan).

В храме тихонько играла звукозапись органа, что как нельзя лучше вторило нашему настроению.

Трефюнте. Ужин

В полной темноте мы добрались до временного дома в Трефюнте, где под зорким оком полной луны тихонько стояли у залива и смотрели, смотрели, смотрели на голое дно бухты и слушали едва различимый голос океана вдалеке. Отлив.

Но не мысами едиными сыт путешественник. Отужинали, чем Бог послал.

Во Францию на машине - 6

Обратите внимание на банку маслин. К моему изумлению во французских супермаркетах продаются банки, наполненные исключительно маслинами без всякого рассола! Возможно, в железную тару и льют рассол как у нас, мы покупали исключительно “стекло”, но факт безрассольных маслин меня приятно удивил!

Все метания этого дня от одного мыса к другому сложились в 215 км.

День 12. 30 сентября, среда

Основной задачей дня стал Кимпер (Quimper). Основной задачей в Кимпере стал поиск бесплатной парковки. Оставив было машину у церкви Сен-Матьё, Начальник выяснил, что стоять более двух часов на ней не положено. Перекатились на подземную стоянку. А в офисе туристической информации выяснили, что на набережной за мостом можно оставить машину бесплатно. Кто же устоит от соблазна?  Да только все вкусные места «на тёмной стороне» были заняты. Когда третий круг не принёс желаемого результата, пришлось ехать на солнечный берег и оставлять машину под хоть и осенним, но жарким солнцем. Все метания заняли больше часа. Но, пожалуй, когда каждый час стоит около 3 евро, есть что терять!

Кимпер. Во Францию на машине – 6

Кимпер хоть и не отличается какой-нибудь сногсшибательной достопримечательностью, но вполне хорош сам по себе. Стоит он на реке и перекинутые через неё мосты с висячими клумбами придают городу миловидность и очарование.

Кимпер (Quimper)

Великолепный готический собор, фахверковые дома, улица Джентльменов

улица Лицея,

дворец Правосудия – вроде всё обыденно, такой набор мы видели раз десять только в этой поездке.

Кимпер (Quimper)

И всё же… Будете в тех краях непременно загляните в Кимпер! Вот и Сергей Тихомиров тоже здесь был…

В Кимпере мы, пожалуй, в первый раз заметили, как фортуна достопримечательностей покровительствует нам, несмотря на все перекрытые дороги. Едва мы завершили осмотр собора, как служащий попросил посетителей покинуть храм, он закрывался!

Из нетуристических моментов нам запомнилась встреча с молодым грузином, поваром кафе на улице Джентльменов. Мсье услышал, как мы переговаривались между собой и с открытой улыбкой поприветствовал нас: «Здравствуйте»! Говорил он по-русски много лучше, чем господин в Конкарно и мы обменялись общими фразами. Молодой человек уже 20 лет живёт во Франции, родители эмигрировали, когда ему было 3 года. Работает, на жизнь не жалуется. Нам очень повезло с погодой, сказал наш знакомый. Обычно в это время в Бретани гораздо холоднее и идут дожди. Мы пожелали друг другу удачи и он с удовольствием попозировал нам для снимка.

Кимпер (Quimper)

Лучшей половине человечества посоветую заглянуть на улицу Сен Франсуа. Рядом с городским рынком торгуют тряпками и Бортжурналистка купила там дизайнерскую юбчишку за 10 евро. Потом подумала и приобрела ещё две на подарок дочери и сестре.

Сдаём явку на углу улицы де ля Грандьер рядом с рынком. Место называется Cafe des Halles, т.е. Кафе у Рынка. Непритязательное меню, быстрое обслуживание, вполне приемлемые цены. Мы остались очень довольны!

Плейбен. Приходский участок

К 14.30 часам мы решили, что сполна насладились Кимпером. Из двух зол городков – Дуарнене (Douarnenez) и Плейбен (Pleyben)  выбрали есс-но тот, куда дорога перекрыта 🙁 , то есть Плейбен. Пришлось давать 12 км крюка.

Увидев приходский участок Плейбена, нам уже никакие городские красоты стали не милы.

Плейбен. Распятие. Фрагмент

В древнем храме на Бортжурналистку накатил такой благоговейный трепет, такой интерес к убранству храма, что выгнало её оттуда только горячее намерение увидеть ещё что-либо подобное.

Плейбен.

Плейбен

Мы единодушно решили посетить как можно больше приходских участков, благо в Плейбене Начальник наконец-то разжился схемой их расположения и описанием самых значительных. (А дама в сувенирном магазинчике снова удивлялась необыкновенно тёплой и солнечной погоде).
Стало быть, остаток этого дня и начало следующего мы посвятили самой настоящей охоте за приходскими участками.

Браспар. Приходский участок

Браспар (Brasparts).  Дорога к городку перекрыта 🙁 . Но «отважные герои всегда идут в обход» (с)!

Браспар (Brasparts)
Приходский участок в Браспар (Brasparts). Отстроиться от школьного автобуса нам не удалось

Ланнедер. Пломодьерн. Приходские участки. Во Францию на машине – 6

Lannediern. Этот приходский участок зацепили от жадности и потому что он был в шаговой доступности от нашего маршрута.

Приходской участок в Ланнедьерн (Lannediern)

Возможно, в церкви достойный интерьер, нам же впервые не повезло, храм закрыт. Пломодьерн (Plomodiern) тоже смело можно пропускать, на наш маршрут он «лёг» совершенно случайно.

Пломодьерн (Plomodiern)

Дуарнене

Мы несколько разочаровались в приходских участках, увидев пару не самых интересных, и решили снова обратить свои взоры к океану.
Ветреный, но тёплый и всё ещё светлый вечер мы отвели Дуарнене. Возможно, он весьма любопытен, но архитектурным достоинствам Дуарнене мы предпочли неведомую нам стихию.

Порт Рю в Дуарнене

Вода прибывала на глазах, яхты и катера вальяжно раскачивались на волнах, чайки к вечеру угомонились и к голосу океана с бухты присоединялся характерный перезвон канатов о мачты – мы впервые услышали его на Кибероне. Прогулка по берегу Дуарнене в этот день стала одним из тех незабываемых моментов путешествия, которые нельзя ни описать, ни забыть.

Дуарнене

Прилив.

В этот день мы увлеклись пищей духовной и напрочь забыли о хлебе насущном в прямом смысле слова. В провинции после 20 часов кусочек хлеба для ужина и завтрака можно добыть, только отбив его у чайки. Мы охотничьим даром не обладали, оставалось возрадоваться запасливости Бортжурналистки и грызть московские сушки с маком.

Суммарный пробег дня составил 161 км. Продолжение опубликовано.

Далее:
Маршрут самостоятельного путешествия во Францию на авто