Неоконченный пасхальный подарок К.Фаберже «Созвездие царевича»

Найти исчезнувшие в вихре событий произведения К. Фаберже, которые фирма готовила к Пасхе 1917 года, мечтали и специалисты, и коллекционеры, и торговцы антиквариатом всего мира. Богатая коллекция К. Фаберже хранится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана. Совсем недавно, в 2001 году, три детали, хранящиеся в фондах музея были идентифицированы как части незаконченного пасхального яйца.
Минералогический музей располагает коллекцией изделий фирмы Фаберже благодаря знакомству, а может быть даже и дружбе второго сына Карла и равноправного с отцом распорядителя фирмы Агафона Фаберже. В 1925 году А.К. Фаберже подарил находящиеся у него изделия и материалы Минералогическому музею, сам же тайно бежал в Финляндию по льду Финского залива.
Дар был бесценным. Семьдесят шесть крупных обработанных драгоценных камней – бразильских топазов уникальных по широте цветовых оттенков, эффектных аквамаринов, звездчатых сапфиров, австралийских опалов, редчайших александритов. Также Агафон передал несколько изделий и альбомы с фотографиями мастерских Фаберже.
Среди переданных предметов были три детали — две отдельные половинки яйца из синего стекла и подставка из белого кварца в виде облака. Одна из половинок синего яйца была украшена созвездиями, выгравированными на его поверхности. Скорее всего, Агафон Фаберже сознательно не сказал сотрудникам музея, что передал им детали незаконченного яйца, он небезосновательно опасался за судьбу неоконченного пасхального подарка — символа «проклятого прошлого».
Сведения о том, что подарок к Пасхе 1917 года был начат, подтверждали многие документы. В первую очередь, это прошение К. Фаберже, удручённого отправкой на фронт мастеров и обратившегося в канцелярию дворцового кабинета. В прошении он изложил просьбу о «содействии к освобождению от призыва некоторых мастеров, ввиду того, что им поручается исполнение высочайших заказов». К просьбе прилагался перечень заказов, над которыми трудились мастера, среди которых значился «большое пасхальное яйцо из белого кварца и нефрита исключительно художественной работы».
Ф.П. Бирбаум в своих воспоминаниях писал, что неизвестное ему лицо предлагало окончить подарки для Пасхи 1917 года и передать ему. Фирма не приняла этого предложения.
В 1953 и 1986 году был опубликован эскиз последнего пасхального яйца, подписанный К. Фаберже, на котором отчётлива видна и сфера и облако.
Впервые подробное описание яйца 1917 года было опубликовано в издании Christie’s в 1997 году. В нём приводиться письмо из архива Татьяны Фаберже, правнучки Карла Фаберже. Это письмо Ф.П. Бирбаума старшему сыну Карла Густавовича , написанное в августе 1922 года,когда Евгений Карлович уже был в эмиграции. В письме говорится о том, что Бирбаум не имеет представления о местонахождении яйца, но хорошо помнит, как оно выглядело. Яйцо было выполнено из тёмного голубого стекла, которое поддерживалось серебряными херувимами. Херувимы были закреплены на облаках из горного хрусталя. Также Бирбаум отмечал, что херувимы и облака были выполнены, но само яйцо и пьедестал остались незаконченными. Яйцо также должно было содержать часы с вращающимся циферблатом.
Таким образом, во многих источниках описание яйца повторялось, как и сведения о том, что оно не было закончено. Это и помогло идентифицировать хранящиеся в Минералогическом музее детали, как части яйца «Созвездие царевича».
Название яйца как нельзя лучше выражает его внешний вид. На верхней синей половинке выгравировано созвездие Льва, под которым родился цесаревич. Оно окружено другими созвездиями – Лебедя, Змеи, Большой и Малой Медведиц, Лиры, Геркулеса, Северной Короны. В созвездии Льва находится отверстие, видимо, для самого крупного бриллианта, символизирующего нахождение Солнца в этом созвездии во время рождения долгожданного наследника. В созвездиях сохранилось несколько алмазных искр, что указывает на то, что все созвездия образовывались крупными бриллиантовыми «звёздами», контуры созвездий должны были быть выложены мелкими камнями. На фоне синего «ночного неба» они могли создавать удивительный декоративный эффект.
На опаковом «облаке» — подставке под яйцо сохранилась надпись карандашом: «Фаберже, 17». Ложемент, находящейся в верхней части подставки идеально совпадает с нижней частью сферы яйца. И яйцо, и облако имеют отверстия для крепёжного штыря, который должен была соединять эти части между собой. Половинки яйца полые, скорее всего там должен был находиться механизм. Овальное отверстие у края нижней половинки говорит о том, что яйцо, поддерживаемое амурами, должно было вращаться.
Что касается серебряных амурчиков. Вероятно, Агафон Фаберже воздержался от передачи их Минералогическому музею,ведь материал, из которых они были изготовлены — серебро — не соответствовал профилю музея. Судьба их неизвестна.
Дизайн яйца, посвящённого цесаревичу, видимо, был рекомендован августейшими особами. Известно, что в конце 1915 года наследник настолько сильно заболел, что положение было признано критическим. Но он чудесным образом выздоровел, (государыня приписала выздоровление молитвам Распутина),и это было расценено, как второе рождение Алексея Николаевича.
Отдельные, незаконченные, с утратами, детали пасхального подарка следует воспринимать как символ крушения не только знаменитой фирмы, но и императорской семьи, да и всей могучей Империи. И есть некий знак в том, что эти разрозненные детали были идентифицированы, собраны умелыми руками сотрудников музея. Все, кто любит русское ювелирное искусство, интересуется историей и культурой Родины могут сейчас видеть одиннадцатое, хранящееся в России Пасхальное яйцо и оценить творчество великого Карла Фаберже.
О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».




Ваш e-mail: *

Ваше имя: *


Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *