Великий Сибирский путь в переложении К.Фаберже

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью крейсера «Память Азова» тематически связано с другим пасхальным шедевром нашей коллекции — яйцом 1900 года с моделью сибирского поезда. Во Владивостоке после завершения длительного плавания на крейсере «Память Азова» (напоминаем, что оно состоялось в 1885 году) будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги, а к концу 1900 года она была почти закончена.

Этому историческому событию и посвящено пасхальное яйцо «Сибирский поезд».

Сюрприз яйца — миниатюрный поезд из золота и платины. (Пасхальные яйца с механическими сюрпризами ценятся особенно высоко. В 1900 году для семьи Варвары Кельх фирмой Фаберже было изготовлено яйцо «Сосновая шишка», внутри которого находился серебряный заводной слон с фигуркой погонщика. В 1989 году оно было продано на аукционе Christie’s в Женеве за 5,28 миллиона швейцарских франков. В 1997 году его вновь предложили к продаже в Нью-Йорке, но оценили уже в 3,5-4,5 миллиона долларов США).

Этот  шедевр занимает совершенно особое место в кремлёвской коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже, так как только в нём есть МЕХАНИЧЕСКИЙ сюрприз, который можно вынуть и привести в движение поворотом крошечного золотого ключика. Да и вообще следует заметить, что из всех 50 пасхальных яиц Фаберже только пять (включая модель поезда) имели вынимающиеся сюрпризы-автоматы.

Сюрприз яйца из собрания Музеев Кремля поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших в локомотиве сложный хитроумный механизм. Размер самого механизма в длину не превышает двух сантиметров! Но такой крошечный инструмент приводит в движение весь состав. Более того, поезд украшен рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами. Он состоит из пяти вагончиков с окошками из горного хрусталя. И это ещё не всё. На каждом вагоне есть своя надпись, прочесть которую можно разве что через увеличительное стекло. «Прямое Сибирское сообщение» — читаем на первом вагоне. Далее — «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». А рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест — от 18 до 24 и класс вагонов — 1-ый и 2-ой. Последним в составе находится вагон-церковь.  Прообразам для этого вагончика послужил настоящий вагон, который был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь святой Ольги, тезоименинной святой старшей дочери императора.

На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.

Посетители грандиозной Всемирной выставки в Париже 1990 года имели уникальную возможность сравнить настоящий вагон сибирского поезда, который специально привезли во Францию для экспозиции и его миниатюрную копию. Публика могла сначала насладится чудесами инженерного гения, сидя в роскошном вагоне. На выставке в нём был устроен буфет. Кроме того, за окнами мелькали меняющиеся российские пейзажи — от средней полосы до Дальнего Востока: они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было полюбоваться ювелирным мастерством Великой державы.

Поезд-сюрприз складывается втрое и убирается в яйцо- футляр, внутри обитый бархатом.

Снаружи  серебряной «скорлупы» выгравирована полихромная карта Российской империи с транссибирской магистралью с надписью «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены отмечены пунктиром. Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики:

— венчает яйцо двуглавый орёл,

— яйцо поддерживают три серебряные позолоченные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). Такие символы были выбраны в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых — императора Александра III и его сына Николая II.

Думаю, не лишним будет кратко упомянуть здесь, что строительству Великого Сибирского железного пути придавали важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Таким образом Россия «врастала в Азию», раздвигала свои  пределы. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой было мечтой Александра III.

Комитет по руководству строительными работами возглавил тогда ещё цесаревич Николай Александрович и для него это стало «первой начальной школой..ведения государственных дел». Великое предприятие осуществилось в рекордно короткие сроки — через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.

Весь мир восхищался подвигом русских строителей, которые прокладывали дорогу, преодолевая реки Иртыш, Обь, Енисей, Амур, пробивая многочисленные туннели. В иностранной печати того времени транссибирскую магистраль называли «позвоночным хребтом русского великана». Её сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и постройке Суэцкого канала.

Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие. Прошло ещё несколько лет, и на Знаменской площади Санкт-Петербурга, напротив Николаевского вокзала, с которого начинал свой долгий путь транссибирский поезд, был воздвигнут грандиозный памятник Александру III. Миниатюрная копия этого монумента стала сюрпризом пасхального яйца, выполненного фирмой Фаберже в 1910 году.

Но это уже — другая история.
О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».




Ваш e-mail: *

Ваше имя: *


Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *