Пасхальное яйцо К.Фаберже с моделью Кремля

или «Символ власти и духовности».

 В 1903 году император и императрица провели Страстную и Пасхальную неделю в Москве, что было воспринято русским обществом, а в особенности москвичами, как знаменательное событие. Напомним кратко,  что после трагедии на Ходынском поле, когда во время коронационных торжеств 1896 года в погибло больше 3000 человек, августейшая чета почти не появлялось в златоглавой. Поэтому их приезд в первопрестольную на самый главный православный праздник был расценен как знак примирения с Москвой.
Это событие и определило внешний вид очередного пасхального яйца. Выполняя это необычное по замыслу произведение, мастера фирмы стремились создать образ древнего Кремля, одновременно величественно и сказочно нарядного. Им это удалось в высшей степени! Ведь на первый взгляд это изделие воспринимается, как точная миниатюрная копия московской цитадели. Современники даже считали это яйцо моделью Кремля, что совсем не так. Ювелиры компании Фаберже создали всего лишь фантазийную вариацию на тему кремлёвских стен, башен и соборов.
Давайте рассмотрим эту вещь повнимательнее. Декор центральной частй изделия – собственно яйца, навеян архитектурой Успенского собора. Его стенки покрыты белой эмалью. Купол яйца – собора выполнен из золота. Если бы у нас была возможность заглянуть сквозь одно из окошек, расположенных под куполом соборы, мы бы с удивлением увидели празднично освещённый интерьер храма. Видны даже грандиозный иконостас, царское место, круглые столбы, покрытые фресковой живописью. Внутренняя отделка миниатюрного Успенского собора написаны на овальной стеклянной пластине, которая вставлена внутрь яйца. Таким хитроумным приёмом создаётся иллюзия внутреннего пространства пасхального сюрприза.
Центральная часть яйца расположена на подставке из красного золота. Она выполнена в виде четырёх башен Московского Кремля. Две из них сделаны по образцу Спасской башни, другие две – Водовзводной. Соединены башни между собой стенами, имитирующими кремлёвские. На Спасской башне – два герба. Один — герб Российской империи с двуглавым орлом. Другой — Москвы с изображением Георгия Победоносца. , В киотах над воротами к тому же расположены две миниатюрные эмалевые иконы. Знаменитая «Богоматерь Казанская» и «Христос Вседержитель».
Это, одно из тех изделий фирмы, в элементах которого чётко расставлены приоритеты. В нём ярко выражена регистровость произведения, хорошо прочитываются три уровня, соединённые между собой поднимающимися к храму лестницами. Ступени ведут наверх и олицетворяют мысль о строительстве духовного храма в себе самом, о пути наверх, об этапах продвижения к истине, неслучайно венчает композицию яйцо-собор с золотой луковкой храма. Храм высоко парит над подставкой, его золотой купол вознёсся над эмалевыми кровлями башен.
Яйцо «Московский Кремль» имеет музыкальный механизм, он заводится золотым ключём. Выбор мелодии, которую исполняет миниатюрный механизм неслучаен. Во время пасхальной литургии в Успенском соборе, на которой присутствовала императорская семья, прозвучала «Херувимская», которая очень понравилась Николаю II. Царь похвалил певцов и спросил у директора синодального хора, кто же автор понравившейся музыки. Им оказался композитор А.Д.Кастальский. Придворному ювелиру, по всей видимости, была известна эта история, которая не ускользнула от внимания прессы. Поэтому в механизм вмонтирована волшебная херувимскя мелодия – праздничный пасхальный гимн.
Время вручения этого яйца императору до сих пор вызывает споры. На самом яйце дата -1904 год — проставлена дважды – резная и начертанная белой эмалью. Но, согласно архивным документам Фаберже передал его императору лишь два года спустя, в 1906 году. В счёте фирмы в Кабинет его Императорского Величества указана цена изделия – 11,8 тысяч рублей. Сохранилась и опись подарка: «Яйцо «Московский Кремль» из разноцветного золота и эмали с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса».
Чем же вызвано столь странное расхождение в датах? Возможно, это связано с резко ухудшившимся политическим положением страны – разразилась Русско-японская война и император мог не подтвердить оплату столь дорогой вещи в такое тяжёлое время. Ещё одно событие, которое может объяснить задержкой вручения подарка – в начале 1905 года в Кремле был убит Великий Князь, любимый дядя и свояк (Сергей Александрович был женат на сестре Александры Фёдоровны) императора. Яйцо же – модель Московского Кремля и получение такого подарка было бы не совсем уместно, поскольку напоминало о недавно произошедшем кровавым событием в древней цитадели. Может быть поэтому вручение яйца было отложено ещё на год.
Как бы то ни было, счетов от Карла Фаберже в Кабинет его Императорского Величества за пасхальные подарки 1904 и 1905 годов обнаружено не было. Непонятно и то, что клейма ювелира – руководителя мастерской, на этом яйце нет. Скорее всего, его начал делать Михаил Перхин, который умер в августе 1903 года и закончил заказ уже Г.Вигстрем. Поэтому, могло получиться и так, что из-за изменений в составе руководства фирмы заказ просто не сделали к сроку.
Тем более, такое случалось и раньше. В 1896 году Николай II настолько рассердился на главу ювелирной фирмы, что в письме своей матери даже назвал его «глупым Фаберже» за то, что императорский заказ не был закончен к сроку.
В 1909 году Николай II просил мать, вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну простить Фаберже его «невольную неаккуратность», обещая прислать яйцо неделей позже.
Но, даже рискуя навлечь на себя недовольство царя, Фаберже не допускал никакой спешки в работе, которая могла сказаться на качестве изделий. Особенно это касалось таких грандиозных и сложных творений, как яйцо «Московский Кремль», — самое крупное из императорских пасхальных подарков в Оружейной Палате.

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *