Эрфурт. Соборы

0
193

Рассказ об Эрфурте был бы неполным, если не включить в него кафедральный собор Богоматери. Десяток его больших и малых шпилей, заметных издалека, завораживают любого путешественника и оправдывают старинное название города – Эрфурт, богатый башнями – “Erfordia turrita”. Впечатление усиливает находящаяся рядом церковь святого Севера. Ранним туманным утром собор и церковь напоминают старинные паруса, они как бы плывут в сизой дымке густого тумана.

Об архиепископе Бонифации мы уже упоминали в рассказе об Эрфурте. Он основал собор в то же время, когда просил Папу Захарию открыть в Эрфурте епископскую кафедру. Было это в 742 году. Романскуя базилику  перестроили в XIV-XV веках и в таком виде собор сохранился и доныне.

От соборной площади города к храму ведут 70 ступенек широкой лестницы. Поднимаясь по ним настраиваешься на созерцание церковной архитектуры, оставляя за спиной шум большого города.

Небольшое пространство церковного двора стиснуто между двумя храмами и не даёт возможности рассмотреть всю громаду собора.  Войдём же внутрь и познакомимся с его убранством.

Незыблемая немецкая традиция – уделять главное внимание интерьеру – звучит здесь с необыкновенной силой. Витражные окна создают вертикальное движение стен и пропускают внутрь совсем мало света, плотная  цветовая гамма витражей задерживает солнечные лучи, поэтому в алтаре создаётся мистическое ощущение ирреального пространства, горнего мира.  Из 15 подлинных витражей XV века сохранилась большая часть – 12. Многофигурные композиции посвящены Пречистой Деве Марии, сценам Нового завета, деяниям апостолов и житиям святых. Витражи созданы в период с 1360 по 1410 год. Для одного квадратного метра использовалось около 600 цветных стёкол. На южной стене находятся сцены Ветхого Завета. Сведения, которые несут “светящиеся фрески” настолько многообразны, что до сих пор дают пищу для исследований историков и богословов. Во время второй мировой войны витражи спрятали, поэтому они сохранились до наших дней.

Зал собора кажется очень светлым и просторным по контрасту с затемнённым хором. К сожалению, его сегодняшнее убранство не сохранило средневековой целостности , но каждый предмет ценен сам по себе – по времени и мастерству исполнения. Особенно выделяются сиденья, вырезанные древними мастерами из дуба в 1350 году. Ни одна фигура на них не повторяется, ни одно лицо не похоже на другое.

Из прежней романской базилики в храме сохранилась небольшая композиция сидящей на троне Богородицы с младенцем. Скульптуру датируют 1150 годом и это третье по древности изображение Богоматери на немецкой земле.

Средневековому мастеру даже и голову не приходило придать Пречистой Деве индивидуальные черты. Её поза и жест приведены к знаковому выражению. Мужественные черты лица Богородицы также очень типичны для романского искусства. Торжественность и величие образа подчёркнуто симметричной композицией.

В редчайших случаях романское искусство отступало он канонов. Такова, например, надгробная плита графа фон Гляйхена начала XIII века. Легенду, связанную с личной жизнью графа поведал Н.М.Карамзин. Но историк видел эту плиту в романском храме святых Петра и Павла на холме Питерсберг в 1789 году. В собор Богородицы её перенесли позже.

Говорят, что однажды отважный, неустрашимый граф Ламберт II фон Гляйхен попал в плен во время крестового похода. Долгие годы он провёл на Востоке и так бы и окончил свои дни на чужбине, если бы не юная дочь знатного сарацина – хозяина Ламберта. Воспылав к графу любовью, она не только решилась устроить пленнику побег, но и отправилась вместе с ним на чужбину, в далёкую Тюрингию. Безутешно оплакивающая мужа графиня фон Гляйхен великодушно приняла соперницу в дом и счастливый граф провёл остаток своих дней в обществе двух жён.

На огромной плите из светлого песчаника представлены трое: Ламберт с мечом и щитом в центре, по правую руку – его восточная жена, с левой стороны – графиня фон Гляйхен.

Говорят, что эта легенда не имеет под собой документальных подтверждений и хоть граф и в действительности был женат два раза, но не одновременно. Вторично он вступил в брак после смерти первой жены. Но легенда так красива, что хочется верить ей, а не подлинным латинским хроникам.

Ещё один достойный памятник -необычная скульптура, знаменитый бронзовый подсвечник XII века, названный “Вольфрамом” . Это изображение мужчины с поднятыми вверх руками. Его используют как канделябр, а назван он по имени заказчика, который пожертвовал эту скульптуру в собор. Кажется, что это предмет утилитарного назначения, но средневековый мастер придал образу взгляд пророка и таким образом выразил духовную силу романского искусства.

Интересна каменная дарохранительница. Это уже шедевр эпохи Возрождения. Её сделал известный тюрингский мастер  Ханс Фридеман- старший. Вокруг дарохранительницы он изобразил семь христианских таинств – крещение, миропомазание, исповедь, причастие, брак, соборование, священство.

Живопись в соборе, в основном, относится к XV-XVII векам. Фреска  с изображением святого Христофора любопытна ещё и тем, что на фоне изображённой сцены виден пейзаж Эрфурта. Немецкие исследователи считают, что это монастырь святого Петра на холме Петерсберг.

Ещё два произведения немецкой позднеготической живописи, 1420 года, по праву считаются шедеврами. Это “Триптих с единорогом” и многофигурные створки алтаря того же мастера.

Веком позже Лукас Кранах  написал “Обручение святой Екатерины”. Мастер создал это полотно в  Виттенберге в ту пору, когда его талант достиг своего расцвета.

Из собора выходишь переполненным впечатлениями и оказываешься озадаченным новой встречей – с таким же огромным храмом напротив. Но церковь святого Севера лишь кажется больше, ведь она занимает более высокую часть холма.

Храм посвящён святому Северу или Северусу из Равенны. В 836 архиепископ Майнца перенёс  его мощи  сначала в Майнц, а затем в Эрфурт. Ранее мощи находились в монастыре, который стоял на месте нынешнего Severikirche. Будем благодарны, если поможете отыскать житие святого, сами не нашли.

Каменное изваяние святого Севера, христианского мученика IV века, встречает нас на центральном столпе портала. Скульптура создана во время перестройки храма, в 1365 году. В те времена не было принято придавать значения личному мастерству художников, поэтому имя  талантливого каменотёса не сохранилось. Но он оставил значительный след в культуре

Severikirche имеет романское происхождение, её перестроили из раннего храма в 1148 году,  в ту пору она была соборной церковью.

Строительство нынешнего готического здания началась в 1270 году. Через полвека закончили неф, своды добавили около 1370-80 года. Знаменитый саркофаг для хранения мощей святого Севера установили около 1365 года.


Убранство храма традиционное и гораздо скромнее, чем убранство собора Богоматери. Главная святыня храма – саркофаг святого Севера. В XIV веке над ним трудились два мастера и и оба повторили облик святого с южного портала храма. Один из мастеров выполнил скульптурные группы на стенках раки, показав в лицах житие святого. Другой трудился над крышкой раки, она выставлена отдельно в виде средника небольшого алтаря справа у восточного трансепта. На крышке помещены три фигуры в натуральную величину – в центре – святой Север, по бокам его жена и дочь. Можно предположить, что мастер использовал иконографию надгробия графа Ламберта II фон Гляйхена.

Покидая церковь святого Севера и спустившись вниз к Соборной площади, оглянитесь ещё раз на ожившую архитектурную декорацию из средневековой иллюстрированной хроники – на громадные и словно слившиеся в единый комплекс собор Богоматери и церковь святого Севера.

Фото саркофага св. Севера взято с сайта Sacred Destination.

По материалам книги Ю.П.Маркина “Вартбург – Айзенах – Эрфурт – Ваймар”. М., Искусство, 1995.

Не забудьте познакомиться со средневековым Эрфуртом – столицей Тюрингии.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь