108

Во время короткого пребывания в португальском городе Эвора я, в составе сборной группы, съездила на автобусную экскурсию в Элваш, городок, расположенный всего в десяти километрах от испанской границы. Дело было зимой, но погода стояла дивная – солнечная и ясная. За окном автобуса – поля и леса: такова вся Португалия, уж во всяком случае, ее юг, который, впрочем, как говорят, сильно отличается от севера. Но на севере я пока не была.
Португалия
В автобусе на Элваш – люди из разных стран, в том числе из России: Юля и Иосиф. Еще испанцы и разные прочие шведы. Ехали мы часа полтора, любуясь немного однообразными, но умиротворяющими пейзажами. На подъезде к Элвашу сгустился туман, из которого вдруг возник, совсем рядом, грандиозный многоуровневый акведук: мы даже отпрянули от окна, настолько это было грандиозно и неожиданно.
Акведук. Португали

Выйдя из автобуса у акведука, мы отправились на пешеходную экскурсию по старому городу, обнесенному крепостной стеной.

Элваш

В Португалии я была на нескольких организованных экскурсиях, и все они были построены по одному плану: сначала ведут на центральную площадь,

Площадь. Португалия

где дают время на туалет и кофе, а уж потом начинается осмотр. Мы с Юлей и Иосифом честно купили кофе в бумажном стаканчике в очень странном месте – то ли в кафе, то ли на кухне какого-то бедного старичка и воспользовались туалетом, напоминающим худшие варианты наших коммуналок. Поблагодарили старичка по-португальски, что звучит как «о, бригада!». Затем, на площади на скамейке выпили купленный кофе,  надо сказать, очень крепкий и очень вкусный и пошли  осматривать Элваш.

Город оказался весьма симпатичный: узкие улицы

Улица Элваша

белые дома с желтой отделкой,

в том числе дом престарелых. Попадаются дома и других цветов, очень красиво оформленные.

На фото хорошо видна мостовая – всюду в Португалии на тротуарах можно увидеть причудливые узоры. Часто они выполнены из кусочков мрамора.

мостовая Элваша

В городе Элваш множество апельсиновых садов,

Сады Элваша

экзотических цветов и деревьев.

Католические церкви всех размеров и видов наполняют город. Есть среди них средневековые, но большая часть построена в стиле барокко, и они, как и дома, бело-желтые.

Элваш. Церковь

Интерьеры пышные и часто сочетают в себе барокко и готику.

Элваш. Церковь.
Одна из церквей внутри полностью выложена азулежу.

Элваш. Церковь

Из википедии:

Азуле́жу, или азуле́йжос (порт. azulejo)— название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
Изначально слово zulaycha или  zuleija («маленький полированный камушек») пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель зуляйдж в Испанию (где он стал называться  асулехос) и Португалию (где то же самое слово произносилось «азулежу»).

Азулежу в Элваш, как, впрочем, и в других городах Португалии, можно увидеть повсюду. В храмах,

Азулежу в Элваше

на фасадах домов.

Часто изображения на простых домах – религиозного содержания. На этом можно различить Христа. Вообще религиозная символика присутствует везде, и это не обязательно азулежу.

При этом на домах есть и иные украшения, подчас непонятного содержания.

Есть в городе и памятник королю Мануэлю I,

памятник королю Мануэлю I

и фрагменты придуманного им стиля Мануэлино,

Мануэлино

лучшие образцы которого я видела в Лиссабоне (о чем тоже как-нибудь расскажу).
Еще в Элваш есть такой интересный фонтан

Элваш. Фонтан

и позорный столб

Элваш. Позорный столб

Тут же, можно сказать, на одной из центральных площадей, сохнет белье.

Бельё на верёвочке

Впрочем, оно сохнет повсеместно.

Но главная достопримечательность – конечно же, сама крепость,

Элваш. Крепость
со стен которой открывается вид на Испанию.

Вид с крепости Элваш

Когда при Наполеоне Испания приняла его сторону, а Португалия сохранила верность союзу с Англией, то именно отсюда Веллингтон бомбил испанский город Бадахос. Видимо, испанцы отвечали ему тем же, погибло много англичан. Они похоронены на кладбище чуть ниже крепости на откосе холма, там, где два кипариса в центре фото.

А один из видов, открывающихся с вершины холма,

напомнил мне грузинский (чуть не написала «наш грузинский») Джвари, который стоит
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…

Вид с крепости Элваш

Что это, я не знаю, но это на территории Португалии. А из испанского мы видели только поля, да голубую ниточку реки, по которой проходит граница.
Наконец, в самой крепости мы заходили в странную постройку,

Элваш

где видели не менее странные глиняные горшки, оказавшиеся музыкальными инструментами.

Элваш горшки - музыкальные инструменты

Человек, похожий на бедуина, даже извлекал из них странные звуки, которые Иосиф сравнил с криком осла. Потом мы организованной толпой пошли обедать,

Группа туристов

так и не узнав ничего про музыкальные инструменты, потому что объяснения гида слушали невнимательно…

Вообще надо сказать, что на протяжении всей экскурсии мы делали все то, за что гиды, и в первую очередь я сама, обычно негодуют на туристов. Сначала разговаривали в автобусе. Потом не слушали гида. Потом, по дороге в ресторан, потерялись. И, в довершение ко всему, опоздали к отправлению автобуса в конце экскурсии.

Как мы с Юлей потерялись, я даже объяснить не могу. Зашли в сувенирный магазин, а когда вышли, группы и след простыл. Долго блуждали по городу, наконец примерно узнали нужное место (а ведь гид заранее показала, где у нас будет обед), увидели испанок из нашего автобуса, успокоились, выяснили, что они тоже потерялись, снова заволновались и в конечном итоге совместными усилиями вычислили ресторан. В дверях нас ждал обеспокоенный Иосиф, законопослушно последовавший за толпой. Собственно, по Иосифу мы ресторан и опознали. Главное, что успели на обед.

Вкусно отобедали картофельным супом, шпинатом с креветками, заправленным яйцами,

картофельный суп со шпинатом и креветками

алентежским вином и засахаренными сливами, которые, как оказалось, являются типичной сладостью Элваша.

После обеда гид назначила время встречи у автобуса. У нас оставалось пятнадцать минут, и мы решили больше никуда не ходить, чтобы снова не потеряться. Вернулись к акведуку

Акведук

и стали неспешно прохаживаться по аллее Элваш,

аллея

беседуя о том – о сем и любуясь окрестными красотами
Элваш
и весьма причудливыми деревьями.

причудливое дерево

И вдруг, когда до встречи в автобусе оставалось минут пять, мы увидели заправку, а рядом – супермаркет. А надо сказать, что у Юли и Иосифа изначально был план на подъезде к Эворе выйти у гипермаркета, а потом приехать в Эвору на такси: Иосифу «мужики» заказали привезти портвейн, а Юля должна была служить ему переводчиком, так как он не знает ни одного иностранного языка, а Юля знает французский, английский и итальянский. Я вначале думала к ним присоединиться, но по мере нашей прогулки мною все больше овладевала усталость из-за недавнего ночного перелета и разницы во времени в четыре часа. И тут – такая удача! Можно все купить без лишних перемещений!

Иосиф, правда, сказал: «Не успеем», а мы ответили: «Успеем!» и бегом бросились к магазину. Иосиф крикнул нам вслед, что ему в его годы бегать не пристало, и лучше он потихоньку пойдет к автобусу и будет следить, чтобы не уехали без нас. С этими словами он двинулся в противоположную от магазина сторону. Однако, когда мы, запыхавшись, влетели  в магазин, Иосиф, как братец Черепаха, был уже там, совершенно невозмутимый и сохраняющий размеренное дыхание. «А, как я вас обставил!» – встретил он нас.

Надо сказать, что вообще-то портвейн производят в Порто, а Алентежу – район Португалии, в котором мы находились – славится сухими винами. Юля даже ездила с экскурсией на производство, где сделала эти фото.

Производство портвейна

Поэтому, пробежав бегом ряды и ряды полок, уставленных бутылками с сухим, мы были очень рады, когда наконец наткнулись на этикетки с надписью PORTO, да к тому же стоимостью по акции рупь сорок восемь (в смысле 1 евро 48 центов). Нахватав, сколько могли унести, метнулись к кассе, но там случилась очередь, вернее, очень долго разбирались с предыдущим покупателем. Потом у Иосифа не было мелочи, в общем, произошла задержка. Обратно Иосиф опять не мог бежать, пакеты были тяжелые, и в итоге мы опоздали минут на пятнадцать. В автобусе уже началась паника.

Хочу напомнить, что в туризме существует традиция: опоздавший оплачивает аперитив всей группе. Вернее, он, конечно, ничего не оплачивает, но вся группа хором требует от него этого. В России,  когда опоздавший, например, французский турист входит в автобус, остальные скандируют: «Вод-ка! Вод-ка!» Здесь же орали: «Пор-то! Пор-то!» Иосиф невозмутимо достал несколько бутылок: «Порто? Пожалуйста». Народ тут же затих. Потом какой-то дядька взял микрофон и сказал по-русски: «Если у вас нет часы, скажите, когда у вас день рождения – мы будем вам подарить. До свидания!»

При этом  почему-то мы никуда не ехали. На мой вопрос, почему, кто-то объяснил, что водитель приходит в себя от стресса. Оказалось – ничуть не бывало. Ждали еще двух дам. Когда они, наконец, вошли в автобус, их даже никто не заметил. И мы отправились.

Усталость одолела меня окончательно, и я даже не стала выходить во время короткой остановки на обратном пути, целью которой был осмотр и фотографирование пробкового дуба.

пробковый дуб

К счастью, впоследствии мы видели целые рощи таких дубов, и расскажу я о них в другом очерке.

По дороге я даже задремала, но вдруг  услышала за своей спиной такой диалог:

Иосиф: – Это не портвейн. В портвейне должно быть 19 градусов, а тут только 13.
Юля: – Это легкий портвейн.
Иосиф: – Зачем мне легкий? Меня мужики просили типа «Агдама» или «Трех семерок». А это вообще не портвейн.
Юля: – Видите, здесь нарисованы ворота. А ворота в романских языках – порто. Значит, портвейн.

Как мне ни хотелось спать, я обернулась и встряла с возмущением:

– Одну минуточку. Ворота – порта, а портвейн – порто.

Посмотрели внимательнее: на этикетке и впрямь были изображены ворота, и было написано PORTA DA RAVEZZA (Ворота Равеццы). Оказалось очередное сухое вино, правда, марочное.

– Вот видите. Я же говорил – не портвейн, – с удовлетворением крякнул Иосиф.

Когда мы вернулись  в гостиницу, там, как еще недавно в автобусе, царила паника. Оказывается, пока нас ждали, гид позвонила всюду, куда только можно, и сообщила, что потерялись трое русских.

– Но я же гид. Я не могу потеряться! – гордо сказала я.

Так закончилась эта незабываемая экскурсия.