«Лимузин я уже заказала»

Эта фраза из электронного письма одной из наших клиенток совсем меня не порадовала. Ведь для нашей работы трудно придумать что-либо хуже лимузина. Напомню, что работаем мы в туризме, причём на «переднем крае». Только любители пляжного отдыха по системе all inclusive считают, что работник туристической сферы — это девочка, продающая туры. Продавать то она их продаёт, но турпродукт ещё сделать надо. Немалую роль в том, чтобы «сделать», играет гид (или экскурсовод). А для экскурсовода, помимо его собственных знаний, умения донести их до публики, развеселить, наконец, очень важен транспорт. Если машина удобная, а водитель — профессионал в туризме, то всё получится. Даже через какой-нибудь очередной чортов   марафон по Кремлёвской набережной прорвёмся! Зато если машина неудобная, а водитель не знает дороги, то ни идеальная погода, ни свободные дороги не спасут от весьма посредственного результата.

За 20 с лишним лет работы в туризме мне довелось поездить на самых разных машинах:  от ЛиАЗ-677, презрительно именовавшемся «скотовозом» или, попросту, «скотиной»,

до VIP-минивэнов американского производства. На похожем аппарате мне даже довелось въехать(!) в Кремль через Боровицкие ворота.

Кстати, ни тот, ни другой вариант для экскурсий не подходят. В них нет микрофона (то есть в «скотине» то он есть, но до него не добраться) и водители наверняка не имеют опыта работы в туризме. Стало быть мне придётся срывать голос и постоянно отвлекаться, корректируя маршрут.

Настоящий туристический транспорт должен быть таким:

В крайнем случае таким:

в крайнем потому, что это весьма ломучее, бестолковое и неудобное «чудо китайской техники».

Для небольших компаний друзей или коллег, которые реально хотят посмотреть город, самый лучший транспорт — это микроавтобус или, на профессиональном жаргоне, «микрик». В такой машине обязательно должна быть аудиоподготовка, то есть микрофон с усилителем, и кондиционер. Ну и от «прокладки между рулём и сиденьем» зависит минимум 50% успеха.

Теперь смотрите внимательно. Вот это — настоящий немецкий микроавтобус. Его легко узнать по оконным проёмам.

А это скорее всего кустарно переделанный бывший грузовой фургон. Хотя в нём всё может быть очень неплохо и с креслами, и с кондиционером, и с шумоизоляцией.

Повторюсь, что главное в микроавтобусе не то, где и как он сделан, а кто за рулём. Раскрою небольшой секрет —  работа на туристическом автобусе, это не работа, а образ жизни. Огромных денег там не сорвать, это же не депутатский мандат должность в совете директоров естественной монополии. А вот находчивость, вежливость, умение приспосабливаться и чувство юмора весьма пригодятся.

Однако вернёмся к лимузинам. Как человек, не очень далёкий от автомобилей вообще и туристических в частности, я считаю лимузин отвратительным мутантом, производным от человеческихого  понтов пафоса. Это чудо техники появилось в Соединённых Штатах Америки и служит одним из звеньев в цепи заговора против России для удовлетворения тщеславия выходцев из чёрных гетто, разбогатевших на… Догадайтесь сами, на чём они там разбогатели. Почему у нас так любят заимствовать худшее — сие есть тайна, покрытая мраком.

Трудно придумать более неудобную машину: в ней от 12 до 20 мест, но только одна дверь в салон. К передним местам надо пробираться, согнувшись в три погибели. Окна не открываются, а мощности кондиционера не хватает. Значит летом это в прямом смысле слова душегубка. Кстати об окнах. Я вообще не очень понимаю, зачем они в лимузине, ведь сиденья расположены вдоль бортов, как в вагонах метро.

Зато внутри есть бар и режущая глаз багрово-синюшная или мертвяще-фиолетовая подсветка. Добавим наличие оглушающей квадросистемы и полное отсутствие микрофона. Это идеальное место для накачивания спиртным и глубокого флирта, но никак не для знакомства с городом.

Самая достойная часть лимузина — это его водитель. Я не представляю, как можно управлять таким урожищем страшилищем, которое не вписывается ни в один поворот, а развернуться может только на Красной площади. Добавьте сюда пьяненьких неадекватных клиентов, их девиц, танцующих стриптиз на крыше, перекатывющиеся по полу пустые бутылки. Остаётся только подивиться водительским навыкам, спокойствию, уравновешенности и такту.

Подводя итоги скажу, что после одной-двух попыток поработать на этом негритянском афроамериканском символе престижа, я всегда найду повод, чтобы отказаться.  Уважаемые клиенты! Если Вы действительно хотите посмотреть Москву, узнать о её дворцах и храмах, героях и легендах, пожалуйста, НЕ заказывайте лимузин на экскурсию. Мы всегда найдём Вам красивый, чистый, ухоженный микроавтобус с прекрасным водителем. А лимузин приберегите для вечеринки на колёсах, последнего звонка или свадьбы.

Слово молвить