Дворец Алексея Михайловича. Часть IV. Личные покои царя – кабинет, опочивальня, Крестовая палата

1
405
Дворец Алексея Михайловича 4

Личные покои царя. Мы уже рассказывали о парадных покоях летней царской резиденции  Алексея Михайловича в Коломенском. Дальше начинается череда личных или постельных покоев. По отделке и планировке они более древнерусские, что ли. Хотя и в них чувствуется интерес к западным новшествам, характерный для первых Романовых от Михаила до Петра.

Личные покои царя во дворце Алексея Михайловича

Задние сени связывают парадную и постельную части дворца.
Дворец Алексея Михайловича 4

Предполагается, что эта комната во дворце служила для царских облачений и для хранения царских нарядов. Надо отметить, что историкам чрезвычайно трудно восстановить назначения многих личных комнат. Дело в том, что строгого разделения их использования не было. В один приезд комната могла быть кабинетом, в другой – спальней и т.д. Всё зависело от сезонов, настроения, числа членов семьи, которое менялось. Тем более, что “мягкую рухлядь” во дворце не оставляли, возили с собой.
Комната для хранения царских одеяний быть должна, возможно, смежная с тронным залом.
На портрете Алексей Михайлович изображён в Большом государевом наряде. Весил он свыше 20 кг. Одевали царя несколько человек.

Для того, чтобы представить себе, где это помещение находилось в Коломенском, сделан “как бы настоящий” вид из окна. Из окон задних сеней не сохранившегося дворца мы могли бы видеть Сытный двор, Фряжский погреб и Пивоваренную палату.
Дворец Алексея Михайловича 4

На стене представлен старинный рисунок – панорама Коломенского времён Алексея Михайловича – с Казанской церковью, дворцом на заднем плане и башнями стены.

Дворец Алексея Михайловича 4

Экспозиция задних сеней немного эклектичная. Здесь есть изображения первых царей из рода Романовых: Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

В настоящее время на экспозиции только портреты царей Алексея и Фёдора.
Дворец Алексея Михайловича 4

Книга и крест происходят из Казанской церкви села Коломенское. В этом помещении зарождается традиция выставок одного предмета.

Воздух царевича Теймураза

В стеклянной витрине представлен артефакт, к этому дворцу отношения не имеющий, происходящий из более ранней эпохи. Это “воздух” царевича Теймураза. Когда в XVII веке у России была большая дружба с Персией, Грузия несла большой урон из-за персидских набегов.  Персы постоянно грабили грузин и уводили в плен.

Грузинские цари очень просили русского государя заступиться за них перед персидским шахом. В то время в плену у шаха находилась мать грузинского царя и его сын, царевич Теймураз. Из Грузии было прислано посольство к Алексею Михайловичу с просьбой ходатайствовать перед персидским шахом, чтобы царевича отпустили и в качестве подарка был преподнесён этот “воздух” – богослужебная ткань- ею накрывали потир и дискос. На воздухе вышита надпись: это молитвенная форма о спасении царевича Теймураза. Михаил Фёдорович позже пожертвовал этот воздух в Николо-Угрешский монастырь, а из Николо-Угреши он попал в музей Коломенское.

В витрине находятся фрагменты печных изразцов. По таким фрагментам историки восстановили печи в экспозиции дворца.

Фрагменты изразцов
Фрагменты изразцов.

Личные покои царя. Кабинет

Личные, или постельные покои Алексея Михайловича начинаются с помещения, которое в XVII веке называлось просто “комната”. Комната – это помещение для занятий, для работы, то, что позже мы стали называть кабинетом.

Дворец Алексея Михайловича 4

Но в XVII веке этим же словом называли предмет мебели – особый шкафчик со множеством ящичков, потайных и не очень, для хранения различных предметов для письма. Кабинеты придумали в Италии на рубеже XIV-XV веков.

Постепенно мода на такие шкафчики  распространилась по всей Европе. Поскольку шкафчики-кабинеты находились в помещениях для занятий, то их также стали называть кабинетами. Шкаф, стоящий в комнате дворца, – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII века.

Дворец Алексея Михайловича 4

Остальная мебель практически вся подлинная. Она вполне могла находиться во дворце царя Алексея Михайловича. Стены убраны кожаными обоями. (На снимке виден фрагмент отделки стен).

Дворец Алексея Михайловича 4

Отделка тиснёной кожей стоила очень дорого, но её использовали для украшения дворцовых интерьеров от Италии до Московии. Обычно такие обои делали итальянцы, позже их стали делать в Турции. В Коломенском дворце обои турецкие, хотя в XVII веке должны были быть итальянские.

 Роспись знакома нам по предыдущим покоям парадной части дворца, стекольчатые окна также аналогичны представленным ранее. Любопытно расположение икон в кабинете. Обычно иконы вешали в  красном углу. Но если их в покоях было много и места в красном углу не хватало, то их могли повесить на всех стенах, где было место. В “комнате” применили именно такую развеску икон.

Иконы. Личные покои царя

Все представленные здесь иконы относятся к XVII веку.
Над левой стеной – икона Иоанна Богослова. Его всегда изображают с морщинистым лбом.

Икона Иоанна Богослова
Икона Иоанна Богослова

Икона на стене, где расположена входная дверь – образ Богородицы Владимирской.

Богородица Владимирская во дворце
Богородица Владимирская во дворце

Икона святых князей страстотерпцев и мучеников Бориса и Глеба находится здесь не случайно. Дворец был заложен 2 мая 1667 года, в четверг – в день памяти святых Бориса и Глеба. В закладке дворца принимал участие лично дорогой и бесконечно любимый Алексей Михайлович. Нёс ли он бревно как известный персонаж на субботнике – об этом история умалчивает :).

Однако, государь лично подкладывал золотые и серебряные монеты  под первый венец строящегося дворца. Безусловно, это не простое совпадение. Выбор именно этой даты для закладки дворца связан с одним из важных исторических событий времен Алексея Михайловича – Переяславской Радой.

Тишайший

Казалось бы, какое отношение имеют события того царствования к жизни сегодняшней? Оказывается, что самое прямое. Очень многое, происходящее в современной жизни, восходит ко временам Алексея Михайловича. Этого государя прозвали “тишайшим”, а его время – “бунташным”. XVII век – это век городских восстаний. Русский бунт, “бессмысленный и беспощадный” – это ни что иное, как попытка низов достучаться наверх, попытка наладить отношения между народом и властью.

Это вопрос не решён до сих пор, хотя его активно обсуждали уже в царствование второго Романова. Не менее серьёзный вопрос того времени связан с отношениями государства и церкви. “Кто выше, кто старше, государство или священство”, царь Алексей Михайлович или патриарх Никон? Эта проблема также не решена по сей день.

Борис и Глеб

Борис и Глеб напоминают нам ещё об одном вопросе, который сейчас непосредственно затрагивает личную жизнь многих людей. Это вопрос взаимоотношений России и Украины. Кто мы – один народ или два разных народа?  Одна страна или две страны? Разные государства, культуры или одно государство, культура? При Алексее Михайловиче происходит важнейшее событие в наших отношениях с Украиной. В старых учебниках его называли “воссоединением Украины с Россией”, сейчас пишут очень деликатно: «Вхождение левобережной Украины в состав Русского государства».

Действительно, запорожские казаки подняли бунт и попросились под руку белого царя. Это событие кардинально поменяло судьбу двух народов. Для России вхождение в неё Украины было отнюдь не радостным событием. Было совершенно ясно, что если мы берём Украину под своё покровительство, то это означает начало войны с Польшей.

Война с Польшей, которая началась в 1654 сразу после Переяславской Рады, окончательно завершилась только в 1682 году! Поэтому князья Борис и Глеб, князья времён Киевской Руси, очень важны для Алексея Михайловича. Он считает себя преемником киевских князей: Владимира Красно Солнышко и его сыновей Бориса и Глеба. Поэтому дворец заложили в день памяти Бориса и Глеба, а их  икона оказалась в “комнате”.

Подлинные артефакты в кабинете Алексея Михайловича. Личные покои царя

Здесь же стоит подлинный рабочий стол XVII века с инкрустацией. На столе представлен ещё один памятник русско-украинских связей, это книга проповедей черниговского архиепископа Лазаря Бароновича.

Дворец Алексея Михайловича 4
Его книги пользовались большой популярностью среди учёных людей в России. Их привозили в Москву, читали и перечитывали. На книге лежат окуляры, т.е. очки. И Михаил Фёдорович, и Алексей Михайлович, и патриарх Никон носили очки. В Коломенском представлена копия, но в Кремле есть подлинные окуляры обоих государей и патриарха.

На столе – часы немецкой работы. Интересно, что они украшены фигуркой турка. Для Европы в XVII веке турки были главной угрозой. В это время Османская империя активно воюет на Балканах, захватывает Будапешт. Турки осаждают Вену, хотя под Веной Евгению Савойскому и Яну Собескому удалось их разгромить.  Враг всегда вызывает интерес. Турецкая тема широко представлена в игрушках, часах, тканях, миниатюре. Часы – это актуальнейший тому пример и характерный памятник эпохи.

 Алексей Михайлович очень любил тихие игры – шахматы, шашки, был прекрасным семьянином, играл в эти игры с сыновьями. Наборы шахмат и шашек были специально закуплены в XVII веке для Коломенского дворца.

Дворец Алексея Михайловича 4

Здесь же стоит шкаф нидерландской работы середины XVII века.

Интересно паникадило в виде двойной воловьей головы. Образцом для подлинника могли послужить европейские светильники XVII века.

Паникадило в виде головы вола.
Паникадило в виде головы вола.

Вол – это символ трудолюбия. ‘Трудится, как вол’ – говорили о трудолюбивом человека. А любимой поговоркой Алексея Михайловича была “делу – время, потехе – час”. Так что царь подавал пример трудолюбия.

Здесь же в витрине представлен подлинник Соборного уложения. Интересно, что страницы и главы пронумерованы не цифрами, а буквами. По Соборному уложению на государевом дворе запрещалось браниться, драться, находиться с оружием. А хула на церковь каралась огненной казнью.

Соборное уложение
Соборное уложение

Опочивальня. Личные покои царя

Опочивальня: это особое, интимное, личное пространство. Пространство это невелико, потому что больше 3-5 человек в этой комнате никогда на бывало.
Дворец Алексея Михайловича 4
Опочивальня обита сукном на весьма интересный манер. В XVII веке существовало несколько способов покрытия стен сукном. Опочивальня отделана «сукном в шахмат». Мы знаем этот «шахмат» по наружной росписи стен, например, трапезной и церкви преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре.

Для отделки интерьеров использовали разноцветное сукно. Его сшивали, но не ромбами. Каждый ромб нужно было разделить на 4 части и сшить ромб из 4-х треугольников.  Но современные мастера пошли по пути наименьшего сопротивления. Они взяли ромбовидные фанерки, каждую обшили сукном разного цвета и выложили ими стены. В опочивальне использован  самый недостоверный во всём дворце способ оформления стен.

Завеса

Зато здесь сделали интересную и редкую деталь убранства, которых во дворце нигде больше нет. Это завеса. Завес раньше было много, ими занавешивали окна, двери, ниши в стенах. В древней Руси был культ тканей. Чем больше в доме тканей, тем выше был статус, общественное положение владельца. Иногда завесы протягивали посреди комнаты или отделяли одну часть комнаты от другой, чтобы создать некое интимное пространство. С завесой связана одна из знаменитых историй дворца.

Во время приёма цесарского посла за завесою присутствовала Наталья Кирилловна, молодая жена царя. К тому времени у них уже родился сын Пётр. Царица Наталья  была любопытной особой  и захотела посмотреть на посольство, однако по статусу ей было не положено присутствовать на приёме. Её спрятали в  палате за завесой. Но расшалившийся Пётр Алексеевич, которому пошёл третий год, завесу отдёрнул и послы увидели и Петра и Наталью Кирилловну, о чём и написали в своём дипломатическом отчёте.

Многочисленные завесы вешали на стальных проволоках и на кольцах. В опочивальне решено было применить второй вариант.
Дворец Алексея Михайловича 4

Кровать в личных покоях царя

Кровать в опочивальне европейская, начала XVII века. Похоже, что эта кровать слишком изукрашена. Государь вряд ли согласился бы спать на постели, окружённый таким количеством резного деревянного зверья. Но в царском обиходе кровати присутствовали обязательно.

Над кроватью обязательно устанавливались столбы и балдахин. Кровати в те времена были короткими, спали на них почти сидя. Если государь изволил почивать с государыней, то он шёл на половину царицы. Царица в этой опочивальне если и бывала, то на ночь не оставалась.

Сундуки

В них хранилась самая охраняемая часть царского имущества, называемая белой казной. Белая казна или бельевая казна – это нательное и постельное бельё.

Дворец Алексея Михайловича 4
Бельё хранили пуще глаза, потому что через него, через то, что ближе к телу, легче всего было напустить порчу. Поэтому сундуки, где хранилось бельё, обычно были опечатаны печатью государыни либо государя. Ведали всем этим особые люди – постельничьи, постельники.

Однажды, не в Коломенском, а в Кремле в белье были обнаружены некие корешки. А корешки – это всегда намёк на чародейство и колдовство, из них варили зелья. Был учинён жесточайший розыск, чтобы выяснить откуда это взялось. Нашли какую-то портомою, которая сдуру их туда положила. Сильно её наказывать не стали, но от дворцовой службы отставили и, на всякий случай, сослали в какой-то северный город, вроде Каргополя. Также на всякий случай поменяли штат постельников. Бережение – оно бережение и есть. К опочивальне примыкает крестовая палата, личная комната для государевой молитвы.

Крестовая палата. Молельня

В современном дворце старались максимально соблюсти средневековую планировку, но необходимо было выделить пространство для лестницы. Именно поэтому крестовую палату  воссоздали здесь, а не на своём месте. Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В ней совершались утреннее и вечернее молитвенное правило. Но могли совершаться и все другие службы, за исключением литургии, поскольку в крестовой палате нет престола.

Служили при этой палате специально назначенные священники, крестовые попы и крестовые дьяки, которые читали и пели. Богослужения занимали в царской жизни важное место. Алексей Михайлович отличался благочестием и таковые благочестивые дела,  ежедневно занимали около 5-6 часов в его царском расписании. По большим праздникам он проводил на службах и в молитве до 8-9 часов.

Посещение богослужений было прямой обязанностью царя. Считалось, что если царь хорошо молится, то и страна хорошо живёт, а если государь эти обязанности манкирует, то и для страны ничего хорошего ждать не стоит. Крестовая палата формируется как некое особое, духовное, личное пространство человека, в этой палате молившегося.

Мы не имеем ни дневников, ни писем людей XVII века, поэтому состав икон и состав книг в крестовой палате позволяет проникнуть во внутренний духовный мир человека того времени, узнать, к каким святым он лучше относился, какие иконы почитал, каким святым чаще всего молился. Крестовую палату очень трудно реконструировать, если состав икон не сохранился. После смерти человека иконы из его крестовой палаты рассортировывали. Иконы дарились родственникам, приближённым, рассылались в монастыри и храмы на помин души.

Здесь представлена попытка реконструировать крестовую палату царя. Прежде всего сюда поместили две иконы, соимённые членам царской семьи Алексея Михайловича, написанные мастерами Оружейной платы. Подобные иконы точно находились и в царской крестовой палате – это Иоанн Богослов и Алексий – человек Божий, покровитель царя, к которому государь относился трепетно и нежно.
Дворец Алексея Михайловича 4

Царь всячески поддерживал Алексеевский девичий монастырь в Чертолье, на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Иконы крестовой палаты

Икона Петра и Павла напоминает о том, что его младший сын Пётр был крещён в честь апостола Петра. Он в свою очередь тоже очень почитал своего небесного покровителя апостола Петра. Многие наши современники до сих пор считают, что Петербург назван в честь Петра I, а на самом деле – в честь его небесного покровителя. Дословный перевод с голландского означает: “Святого Петра город”. А называние городов в честь «себя любимых»: это обычай, зародившийся ближе к концу XVIII века.

Иконы написаны царскими мастерами-изографами. Они представляли собой привилегированный класс иконописцев. Это пышное, придворное, нарядное искусство: простые галилейские рыбаки, Пётр и Иоанн, да и Павел, не отличавшийся особой знатностью, написаны в роскошных хитонах, узорных тканях с тончайшим золотым орнаментом. Они изображены в прославленном состоянии, почти как в царской жизни, царском обиходе.

Дворец Алексея Михайловича 4

В крестовой палате воссоздан небольшой киотец из разных икон. Их создали в разное время, в разных городах. В государевой палате это вполне могло быть, потому что царю почти ежедневно присылали подарки в виде икон из разных мест России.

Обычно, на престольный праздник из монастырей царю посылали просфору, вынутую о его здравии, вощянку, то есть небольшой сосудик из воска со святой водой и икону того праздника, который собственно и отмечался. Таких икон в государевом дворце скапливалось огромное количество и при Крестовой палате была особая иконная палата, куда всё это сдавалось и дальше жертвовалось в другие монастыри. Но самые-самые, самые любимые, самые тёплые, самые дорогие образа царь мог оставить себе.

Стоит обратить внимание на три иконы из этого киота. Первая среди них, это «Неопалимая купина». Дворец деревянный,  его нужно оберегать от пожара. Скорее всего «Неопалимая купина» здесь была.

Чуть ниже помещается «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Этот праздник очень почитался в семье первых Романовых. В этот день праздновал именины сам Иван Грозный, а Романовы возводили своё право на престол к родству с Иваном Грозным. Поэтому, традиционно, на день Иоанна Предтечи царская семья приезжала в храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

Четвёртая икона в ряду, достаточно простая, примитивного письма, но на ней изображен Савва Сторожевский. А Саввино-Сторожевский монастырь был любимым монастырём Алексея Михайловича, он даже назывался «комнатным», то есть личным монастырём государя. Поэтому, икона святого Саввы наверняка присутствовала в молельной палате.

Интересно Что до начала XVIII века у людей могло быть несколько имён – до трёх. Первым именем его нарекали сразу после рождения. Второе имя давали во время крещения. Бывало, что первое имя-кличка закреплялась за человеком на всю жизнь. Эта традиция имела под собой языческие корни. Люди хотели “отвести” нечистую силу и не упоминали настоящего имени ребёнка. Случалось что человек менял имя, когда отрекался от мирской жизни и становился монахом. Люди верили, что если у человека больше, чем одно имя, то у него будет больше небесных заступников. Да и злые силы могут запутаться в именах и не причинить человеку вреда.

На аналое лежит Евангелие московской печати второй половины XVII века. Интересно, что при Алексее Михайловиче в Москве  впервые напечатали полное издание Библии на славянском языке. Интерес к священному писанию в семье первых Романовых явно присутствовал. И это отразилось и в личности Алексея Михайловича, и в интересе Петра Алексеевича, который даже задумал перевод священного писания на современный русский язык. Правда осуществить ему это не удалось.

Молельная завершает комплекс личных покоев государя и по переходам мы отправляемся в другие части дворца. В следующей части расскажем об Учительной палате.

Непременно советуем посетить экскурсию по дворцу Алексея Михайловича. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит народная мудрость! Как мы не старались рассказать подробно о дворце, грамотный гид на месте сделает это гораздо лучше нас!

Во дворец Алексея Михайловича с гидом

Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.
Предлагаем также серию публикаций о музее-заповеднике Коломенское:

Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь