Дворец Алексея Михайловича. Часть I

Государево село Коломенское (ныне вошедшее в пределы Москвы) лежит на берегу Москва-реки к юго-востоку от Кремля. На протяжении столетий Коломенское служило подмосковной резиденцией русских правителей. Царская усадьба достигла особого расцвета во времена Алексея Михайловича Романова во второй половине XVII века. По его повелению русские мастера Петров, Михайлов и Высоцкий летом 1667 года построили в Коломенском величественный деревянный дворец.

В нём было около 20 рубленых теремов, 800 покоев и 3000 слюдяных окон. Существует предание, согласно которому в этом дворце родился будущий император Пётр Великий. После переноса столицы в Санкт-Петербург дворец в Коломенском приходит в упадок. Императрица Екатерина II приказала его отреставрировать, но, увидев смету на 47 тысяч 400 рублей, изменила свое решение. Дворец разобрали «за ветхостию». В начале XXI века коломенский дворец отстроили заново в стороне от царской усадьбы неподалёку от бывшего села Дьяково.

Главный вход во дворец, ведущий в мужские покои, ориентирован на восток.

Восточная сторона дворца Алексея Михайловича. Вход в центре, крыльцо обозначено бочковидным кокошником

В той же стороне находится Москва-река и парадные передние ворота царской усадьбы. Мужская половина — это главная, парадная часть дворца. Она состоит из терема государя, столовой палаты или столовой избы и чуть в стороне за теремом государя находится терем царевичей.

  • УБРАНСТВО ПАРАДНОГО КРЫЛЬЦА ДВОРЦА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

В парадную часть помещения ведёт красное или украшенное крыльцо. Именно с красного крыльца входили во дворец сами государи и наиболее знатные гости. Известно, что в этой части дворца проходили приёмы иноземных послов, которых также принимали с красного крыльца.

У крыльца лежат пушки, это две из четырёх пушек, которые раньше находились в Коломенском на берегу Москвы-реки. Они петровского времени, но есть упоминание, что у царского дворца стояли некие золочёные пушки, поэтому решено было эти орудия разделить – два из них остались на берегу Москвы-реки, а два оказались здесь.

Одна из пушек у парадного крыльца дворца

Погружение человека в атмосферу, в церемониал, в символику царского дворца начиналось с первых ступеней. Эти лестничные площадки назывались рундуками и каждый рундук готовил человека к восприятию особого мира русского двора. На площадке первого рундука дворца сверху находятся изображения льва и единорога и мирового древа.

Эта геральдическая пара – лев и единорог появляется на печатях, в росписях, на посуде. Эта компания мифологических существ пришла к нам из Европы и символизирует лев – силу, мощь, величие, а единорог – мудрость, чистоту и вечность государства. Мировое древо не только мировое, оно может трактоваться и как райское древо. Весь комплекс государева двора следует воспринимать как некую аналогию райского сада. Алексей Михайлович пытался  создать эту райскую жизнь, насколько это можно сделать в земных условия,. и в Коломенском, и в Измайлово. В случае посольских приёмов здесь, на первом рундуке происходила первая встреча послов не с самыми высшими чинами, а подьячими Посольского приказа. Царские стольники встречали послов на первой площадке, спрашивали о здоровье государя, от имени которого приехали послы и отвечали на вопросы о здоровье нашего государя. А дальше церемониал продолжался, процессия направлялась внутрь дворца.

  • ГЛАВНЫЕ ПАРАДНЫЕ ДВЕРИ ДВОРЦА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

 

На них в виде гербов, в виде символических изображений передан титул царя Алексея Михайловича – Великий Князь Новгородский, Владимирский, Киевский, царь Казанский, Астраханский, и прочая, и прочая и прочая до самого низа.

Фрагмент парадных дверей дворца Алексея Михайловича

Алексей Михайлович отпраздновал новоселье во дворце в 1672 году, когда состоялось его торжественное освящение. Дворец простоял в Коломенском ровно сто лет: с 1667 до 1767 года, когда был разобран за старостью и ветхостью.

  • ОТЛИЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗДАНИЯ ОТ ПОДЛИННОГО ДВОРЦА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

Нынешний дворец по сути макет или модель старинного дворца в натуральную величину.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Южная сторона

Прежде чем дворец разобрали, были сделаны обмеры, чертежи, сохранилось несколько описей дворца. Все эти документы стали надёжными источниками для воссоздания внешнего облика дворца и его параметров: высоты, площади и так далее. Что касается воссоздания внутреннего убранства, то здесь вопрос более сложный. Дело в том, что дворец был «действующим», в нём постоянно жили государи вплоть до начала XVIII века. С петровского времени и  начала строительства Санкт-Петербурга значение Москвы постепенно падает. Дворцовые резиденции в Коломенском, Измайлове и Преображенском приходят в запустение. Небрежение не обходит даже теремов Московского Кремля, ведь здания, в которых никто не живёт, разрушаются, ветшают.
Первая дошедшая до нас опись дворца в Коломенском относится к 40-м годам XVIII века, когда дворец уже 40 лет не использовался как резиденция. Существует довольно отрывочный документ 80-х годов XVII века, но он не описывает дворец  полностью. Поэтому, для воссоздания его внутреннего пространства нет достаточного количества источников, относящихся исключительно к дворцу. То, что можно увидеть внутри – это попытка реконструкции, попытка представить себе, как дворец мог выглядеть при царе Алексее Михайловиче.
Конечно, при реконструкции использовались документы по самому дворцу, описи и сохранившаяся реконструкция Теремного дворца Московского Кремля – она служила одним из основополагающих источников. Также использовались описания дворцов Алексея Михайловича в Измайлове, Преображенском, а также описание дворца Василия Васильевича Голицына в Охотном ряду. В основу реконструкции были положены сохранившиеся памятники искусства XVII века с их духом, их стилистикой. Однако, специалисты не утверждают, что  дворец  во время Алексея Михайловича выглядел именно так. Но так он мог выглядеть. Так мы, люди живущие на рубеже ХХ и ХХI веков, можем себе представить дворец XVII века.
Художественное решение дворца принадлежит художнику Ивану Ильичу Глазунову, он был главным художником музея «Коломенское». Безусловно, он много работал с источниками, с иконописью, с фресками, но во многих деталях провёл свою линию, линию художника рубежа XX-XXI веков, показав, как он понимает XVII столетие. Личный вкус, личное видение Ивана Ильича тоже сыграло свою роль, это надо иметь ввиду и учитывать, знакомясь с дворцовыми покоями.
Планировка дворца максимально приближена к исторической. Современные технические устройства – канализация, противопожарные устройства, вентиляция иногда не позволяли полностью воспроизвести планировку.
Что касается материалов – первый этаж, нижний этаж, подклет сделаны из бетона и только облицованы деревом. Это сделано по соображениям противопожарной безопасности. Верхние этажи полностью деревянные. При строительстве дворца Алексея Михайловича использовалась древесина, заготовленная в южных областях России- в Брянске, в Орле, то этот дворец построен из братской сосны, то есть лес привозили из Сибири.  Ни на брянщине, ни на орловщине таких лесов уже нет и в помине.
Продолжение истории во внутренних помещениях дворца. Следующая часть рассказывает о столовой палате дворца.

Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.
Предлагаем также серию публикаций о музее-заповеднике Коломенское:

Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум

Комментарии 7

  • Раньше, когда жила в Москве, я часто бывала в Коломенском. Но с тех пор как переехала — всего несколько раз. Очень сильное место.

  • Невероятно красивый дворец! И такой необычный. Просто сказочный.

  • Давно не была в Коломенском, но это место очень люблю. Посещение Коломенского в планах этого лета.

  • Я бывала в Коломенском не единожды, а вот Дворец видела впервые. В прошлом году не добралась до него. Очень понравилась экскурсия. С такой любовью девушка-экскурсовод рассказывала нам о временах и нравах Алексея Михайловича. Впечатлил сам дворец, впечатлили экскурсоводы, встречающие гостей в нарядах тех времен. Все-все понравилось. Обязательно расскажу потом о своих впечатления подробнее в блоге, а пока с радостью освежу память с Вашей помощью, Таня, за что огромная Вам благодарность.

    • Ольга, спасибо за тёплый отзыв! В наших музеях работают удивительные люди. Даже не работают, живут своими экспозициями, иначе не вкладывали бы душу в свою работу. В Коломенском нам читал лекцию научный сотрудник Валерий Зуйков. Кладезь! Не только сведений о жизни царского двора в XVII веке вообще и об Алексее Михайловиче в частности. Зуйков изъясняется простым красивым русским языком, от него мы переняли слово «живоподобный» и взяли на вооружение много других выражений.
      С нетерпением жду Вашего рассказа о Коломенском — впечатления посетителя — это очень интересно и важно!

  • У меня вопрос появился. Алексей Михайлович проводил политику «оцерковления» жизни, т.е. подчинения быта церковным обрядам и традициям. Обрядоверие, конечно, но дело не в этом. Я что-то не вижу, чтобы дворец был так уж «оцерковлен». Это из-за того, что дворец воссоздан или, действительно, так было и при Алексее Михайловиче?

    • Особенно приняв «Соборное уложение», запретившее расширять монастырские землевладения и допустившее подвергать священнослужителей светскому суду. Можно ещё вспомнить, как «Тишайший царь» в конце концов поступил с патриархом Никоном,отправив его в ссылку за «священство превыше царства». Вера в Господа отнюдь не означает «оцерковление» жизни. Добавлю, что государь ещё и театр любил, и детям велел дать не традиционное, а европейское образование.

Слово молвить