Дом А.И.Лобанова-Ростовского на Мясницкой

В Москве всё чаще и чаще для посетителей открываются двери старинных особняков и усадеб. В них по сей день находятся различные организации и конторы, но тем не менее, арендаторы и владельцы осознают историческую значимость собственности и предоставляют возможность москвичам взглянуть на исторические интерьеры.

Дом Лобанова-Ростовского в Москве

Один из таких особняков, который, по особой договорённости, можно посетить – дом 43, стр. 1 на Мясницкой. Это особняк начала XVIII века. В старой Москве этот дворец называли «домом цвета утренней зари».
Дом Лобанова-Ростовского
Не правда ли, очень романтично?
В краеведческих же источниках за особняком закрепилось название – дом Лобанова-Ростовского. Но князь Александр Иванович был далеко не первым и отнюдь не последним владельцем усадьбы на Мясницкой. И жил он там не дольше других хозяев. Воистину, имена не выбирают. Памятная табличка на здании не даёт ошибиться – дом А.И.Лобанова-Ростовского.
Дом Лобанова-Ростовского

Хоть на памятной доске гордо красуется имя архитектора Ф.Кампорези, историки не спешат быть столь безапелляционными. Знак вопроса с имени автора перестройки ещё не снят, есть версии, приписывающие проект Матвею Фёдоровичу (М.Ф.Казакову), тем более, что он перестраивал дом напротив, знаменитую усадьбу Барышникова-Бегичева.

Мясницкая. Дом Барышникова-Бегичева
Дом Барышникова-Бегичева на Мясницкой. арх.М.Ф.Казаков

Дом Лобанова-Ростовского. Архитектура

Рассмотрим внимательнее особняк Лобанова-Ростовского. Здание, несомненно, несёт классицистические черты. Но здесь классическая архитектура явно отступает от устоявшихся традиций. Вытянутый вдоль улицы фасад разделён на пять ризалитов. Центральный фасад выделен коринфским портиком. Колонны стоят почти на земле, что несколько утяжеляет фасад.
Дом Лобанова-Ростовского
Они несут массивный аттик, разорванный полукруглым окном мезонина.
Дом Лобанова-Ростовского
Центральная часть дома очень напоминает триумфальную арку. Боковые ризалиты увенчаны обычным треугольным аттиком, выделены ионическим портиком в виде пилястр.
Дом Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Фасад украшен лепным декором – розетками на центральном аттике,
Дом Лобанова-Ростовского
коринфскими капителями колонн и ионическими — пилястр,
Дом Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского
полуциркульным навершием над окном.
Дом Лобанова-Ростовского
Со стороны улицы дом кажется прямоугольным. На самом деле он выстроен покоем, два боковых крыла выходят во двор. Прилагаю план строения.
Дом Лобанова-Ростовского
На плане можно видеть, что курдонер усадьбы предусматривался с противоположной фасаду стороне.
С обратной стороны дома центр фасада выделен белым ризалитом с огромными окнами первого и второго этажей. Этот объём выглядит минимум на 50 лет моложе основного. Тем не менее это неотъемлемая часть дворца.
Дом Лобанова-Ростовского
Слева хорошо видно, как дом увеличивался в размерах: неоштукатуренная часть старая, а поздняя пристройка выделена розовой  краской.
Дом Лобанова-Ростовского
Окна второго этажа в старой части заложены кирпичем, из чего следует, что менялось и назначение внутренних покоев.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Прихожая

Теперь войдём внутрь. Самое первое помещение дома Лобанова-Ростовского — небольшая светлая приёмная. Высота потолков явно не соответствует возможностям дома.
Дом Лобанова-Ростовского. Прихожая
Развитый карниз, опирающийся на колонны, увеличивает высоту приемной.
Дом Лобанова-Ростовского. Прихожая
Вероятно, что целью архитектурной игры мастера был контраст низкой неприметной приёмной и торжественной парадной лестницы. Свидетельствую, трюк удался! Ни в каком другом особняке мне так сильно не хотелось взлететь по лестнице вверх!
Дом Лобанова-Ростовского. Парадная лестница
Но нам предлагают взглянуть на технический этаж дома.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Цокольный этаж

Цокольный этаж особняка ныне служит техническим целям. Здесь устроена бойлерная, проложены коммуникации. Судя по архитектуре помещения, в начале XVIII века здесь всё было совершенно по-другому.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Во-первых, едва ли не в каждом закутке видны заложенные проёмы окон.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Есть и дверь, которая вела в погреб (на фото слева, проём, затянутый серой тканью).
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
В некоторых помещениях видны нервюры сводов. Кое-где сохранилась кирпичная и белокаменная кладка. Местами она оштукатурена и выкрашена краской, но это, полагаю, противогрибковая защита.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Интересно рассматривать древние своды потолков, узкие проходы. Маловероятно, что в нижней части дома располагались покои владельцев. Скорее всего, как и теперь, его использовали для служебных нужд, в качестве складских помещений. Ведь первым хозяином дома был купец гостиной сотни Федор Козмин. Есть сведения, что в 1701 году он выложил за участок 130 целковых. Фёдор Козмин не только соорудил каменные палаты, но и обустроил усадьбу – вырыл пруд, разбил сад, построил надворные службы. Полагаю, что толстая кирпичная кладка цокольного этажа – напоминание о торговых делах первого хозяина – Фёдора Козмина.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Из глубины веков (в прямом и переносном смысле) мы возвращаемся ко входу. Теперь можно рассмотреть парадную прихожую. Лестничный пролёт великолепно освещается окном.
Но в наших широтах не приходится надеяться на дневной свет. В центре потолка красуется большая хрустальная люстра, самое броское украшение парадной лестницы.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Наверху мы попадаем на полукруглую площадку с балюстрадой.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Напольная плитка контрастирует со светлой отделкой помещения. Наборные узоры ярко напомнили особняк Зинаиды Ушковой в Казани.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
На экскурсии нам не сказали, откуда современные реставраторы черпали сведения о внутреннем облике помещения. По остаткам отделки? Из архивных сведений? Опирались на интерьеры других особняков? Извлекали примеры из истории архитектуры? Тем не менее, отделка пола плиткой вполне в духе времени, ушковской плиткой не брезговали лучшие дворянские фамилии Российской Империи.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Рассмотрим некоторые детали потолочного декора. Лепнина в основании люстры.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Лепные карнизы и капители полуколонн.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Люстра в полукруглом плафоне потолка.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Теперь перейдём дальше.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная столовая

Небольшое помещение, отделяющее лестницу от парадной столовой мне совсем не запомнилось, снимки не сделала. Там разместилась неброская приёмная с современной мебелью. Всё внимание – на огромный зал с П-образным столом.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Светлый, с рядом огромных окон.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
С тяжёлыми (на вид) портьерами
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
и замысловатоым картушем, шитым золотными нитями.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Пилястры и карнизы стен отделаны бледно-розовым искусственным мрамором «мясного» цвета.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Отмечу, что искусственный мрамор в былые времена ценился наравне с натуральным и стоил недёшево.

В верхний части пространства между пилястраи украшены полуциркульными вставками с барельефами на тему античной мифологии. Они чередуются. В одних арках видим двух сфинксов и две женские фигуры.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
На других — два козлорогих крылатых существа принимают грозди винограда от двух полуобнажённых сатиресс.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
О внешнем виде парадной столовой мы можем судить по сохранившейся картине Николая Ивановича Подключникова – «Живописная мастерская в Московском училище живописи ваяния и зодчества». Картина написана в 1830-м году, хранится в собрании Государственного Русского музея.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер

Здесь уместно напомнить о самом коротком периоде истории особняка А.И.Лобанова-Ростовского – с 1825 по 1826-ой год. Всего один год оно принадлежало строгановской школе подготовки художников прикладного и декоративного искусства.

Таким образом, художественная школа разделяет время владения домом А.И.Лобановым-Ростовским от принадлежности его Алексею Федоровичу Малиновскому. Он купил усадьбу в 1826-м году.

К истории владельцев вернёмся чуть позже, предлагаю рассмотреть некоторые детали интерьера. Лепнина фриза.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Массивные подпорки столов украшены позолоченным орнаментом.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Современная мебель удачно стилизована в соответствии с классицистическим внутренним убранством зала,
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
идеально гармонирует с цветом искусственного мрамора.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Сохранилась старая печь.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Маловероятно, что такое огромное помещение обогревалось лишь одной печью. Предположу, что Московскому союзу потребительских обществ (МоСПО) старинные печи были ни к чему. Но в действительности их было больше, если внимательно присмотреться с фотографиями, то заметна кафельная плитка второй печи.

Перед тем, как перейти в соседний зал, посмотрим на люстры. Они не столь массивны, как в других покоях дворца.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Танцевальная зала

Последнее из немногих помещений, доступных для осмотра – танцевальная зала.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Сравнивая размеры парадной столовой и танцевальной залы, на ум приходит мысль, что огромная светлая столовая гораздо больше подходит для танцевальной залы. Но полукруглая ниша и хоры второго уровня для музыкантов не дают ошибиться.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Всё верно, в этой части дома могли проходить и танцевальные, и музыкальные, и театральные вечера.

Конечно, современная меблировка совсем не соответствует его прежнему назначению, но неплохо вписывается в статус и стиль зала.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
А портьеры на окнах очень даже соответствуют.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Также, как и люстры.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер

Дом Лобановых-Ростовских. Немного истории

В пожар 1812 года эта часть Москвы уцелела. Но дворец А.И.Лобанова-Ростовского пострадал не от огня, а от мародёров, особняк разграбили французы.
Среди прославленных посетителей дома назову, в первую очередь, Александра Сергеевича Пушкина. Он был в дружеских отношениях с Александром Фёдоровичем Малиновским.
А.Ф.Малиновский, археограф, заведующий архивом Коллегии иностранных дел, почётный член Оружейной палаты, был братом первого директора Царскосельского Лицея Василия Фёдоровича Малиновского. В.Ф.Малиновский, которого очень любил великий поэт, умер в 1814 году. Во время похорон брата, Алексей Федорович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Спустя 15 лет, супруга Алексея Фёдоровича Анна Петровна урождённая Исленьева, племянница и воспитанница Е.Р.Дашковой, немало поспособствовала Пушкину в устройстве свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Анна Петровна была подругой Н.И.Гончаровой и, по просьбе Пушкина, говорила с Натальей Ивановной о будущем браке её дочери. Она же была посажённой матерью со стороны невесты на свадьбе Пушкина и Натали.

Среди владельцев дома числятся Татищевы и Панины.

Интересно, что одно время домом владели братья Бутеноп. Москвичи помнят, что именно их фирма переделала кремлёвские куранты. По сей день на Спасской башне Кремля мы видим тот самый циферблат братьев Бутеноп 1851-го года.

А могли ли владельцы особняка оставить свой дом без часов? Одно время на крыше мезонина красовалась башенка со звоном, узнать время жители Мясницкой могли по часам Бутеноп, их установили в арке мезонина.
В начале ХХ века дворец Лобанова-Ростовского чудом избежал сноса. Мясницкую собирались застроить доходными домами. Но проектам помешала Первая Мировая война.

Дом Лобановых-Ростовских. Современная жизнь

Нынешним арендатором дома А.И.Лобанова-Ростовского по улице Мясницкая, д.43 стр.1 является Некоммерческое Партнерство по развитию культуры и искусства «Меценат клуб». Его основная деятельность — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и посреднические услуги в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, культуры, здравоохранения и науки.
Для тех, кто хочет более подробно познакомиться с историей многочисленных владельцев дома Лобанова-Ростовского, отсылаю к статье Ларисы Скрыпник. https://moscowsteps.com/dvorec-lobanovyh-rostovskih
(Лариса Скрыпник – научный сотрудник музея Москвы, москвовед, историк, писатель и экскурсовод).

Авторские экскурсии по Москве

Приглашаем на авторские пешеходные и музейные экскурсии по Москве.
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

Text.ru - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 8

  • Видела анонс этой экскурсии в ФБ, но не смогла пойти. Дворец, конечно, роскошный! Спасибо за такую полную статью-погружение! Словно сама побывала здесь.

    • Мария, конечно, экскурсия в 11 утра буднего дня — это только для пенсионеров и бездельников, вроде меня. 😉 Но тем не менее, тут приходится не выбирать время, а пользоваться возможностью увидеть интерьеры.
      Знаешь, если начистоту, то сама экскурсия не шибко вдохновила. В парадной столовой нас усадили за стол и прочитали лекцию о владельцах дома Лобанова-Ростовского. Это было интересно, но я не услышала сведений о реставрации, почему сделали именно так, а не иначе, о материалах отделки, производителях мебели и люстр. Хотелось бы больше информации по визуальному плану. Конечно, придираюсь и ворчу. Но всё же ни секунды не пожалела, что пошла на экскурсию. Было очень познавательно.

  • Я сейчас точно не сообщу тонкости тяжбы Л-Р с властями, которые обещали выделить помещение под его дары. Суть: обещания остались обещаниями. Я посмотрела эту статью и пришла к выводу: выход есть из щекотливой ситуации — потеснить «Меценат-клуб» и выставить дар Лобанова-Ростовского здесь в родных стенах.

    • Валентина, не думаю, что «Меценат-клуб» согласится на это. Приём даров означает разрешение открытого доступа к ним. А арендаторы не спешат открывать двери посетителям — только по предварительному согласованию. Могут разрешить, могут запретить. А если появится коллекция, так её нужно будет показывать. Зачем им это?
      Интересно, что по ощущениям — особняк необитаем. Нет там никаких следов деловой жизни. Тишина, спокойствие, безжизненность. Создалось впечатление, что дворец держат для приёма высоких гостей.

  • Здорово написано, как всегда! Особняк хороший и посмотреть есть на что. Я думаю по любому лучше так, чем разваливается. Конечно все мы хотим историческую именно реставрацию с объяснениями и фотографиями… но…
    А мне кажется, что во многих особняках пара залов именно приемных или для показа, а в остальных работают люди. Тут не было ощущения, что он необитаем

    • Лена, спасибо на добром слове! Но я всё же поразилась какой-то нерабочей тишине особняка. Совершенно согласна, что уж лучше пусть реставрируют хоть как, чем держать особняк в руинах. Экскурсия была добротной, познавательной. И очень отрадно, что мы можем заглянуть внутрь многих старых московских особняков. Хоть и по предварительной договорённости. И пусть их число растёт!

      • Девочки откуда-то пришли к началу))) слушали они внимательно))) значит где-то сидят. В голове перебираю последние особняки где была и ведь везде водят по двум трем залам, а остальное рабочие кабинеты, куда даже близко не подводят. Хотя с Ирой мы ходили в особняк и нас провели кроме двух парадных залов еще по десятку рабочих комнат. Там все было сделано добротно, но без украшательств. Хотя вы правы тут было очень тихо)))

        • Да, да, я тоже обратила внимание на этих девушек. Они явно пришли послушать экскурсию.
          Отрадно, что сейчас многие организации, занимающие старинные особняки идут на компромисс и позволяют посетителям осмотреть интерьеры. Надеюсь, что это станет обычной практикой, может быть даже у них появятся свои собственные сотрудники — экскурсоводы и они будут принимать всех желающих, скажем, пару раз в неделю. В этом отношении, упомянутый мной особняк Зинаиды Ушковой в Казани — великолепный пример такого симбиоза. Библиотеку не закрывают, она работает в обычном режиме и туда ежедневно водят экскурсии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *