Алмазный фонд. Современные ювелирные изделия и самородки

Публикация о коллекции Алмазного Фонда предназначена для молодых московских гидов-переводчиков, которым по долгу службы приходится самостоятельно показывать экспонаты музея иностранным туристам. Самой трудной для показа частью собрания алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений я считаю коллекцию современных ювелирных украшений.  Эти восхитительные вещи не связаны ни с именами государственных деятелей, ни с датами, ни с историческими событиями. Гидам-переводчиками приходится запоминать вес драгоценных камней в каратах, имена мастеров и использовать многочисленные прилагательные, употребляя их в превосходной степени.

Дело осложняется тем, что сведения о современных украшениях из собрания Алмазного фонда в специальной литературе весьма скудны. Как правило, о них рассказывают не в той последовательности, в которой они представлены в музее. Иллюстрации этих предметов отсутствуют. Приходится только догадываться, о какой гривне или кольце идёт речь. Экскурсии в музее мы проводим не очень часто и раз от раза забываем и расположение предметов, и сведения о них.

ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. КОПИРОВАНИЕ И ТИРАЖИРОВАНИЕ ВСЕГО ТЕКСТА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ ЗАПРЕЩЕНО.

В этой статье сделана попытка собрать все имеющиеся  данные о коллекции современных ювелирных изделий и рассказать о них в той последовательности, в которой они расположены в Алмазном фонде — повитринно. Все имеющиеся снимки собраны на различных сайтах во всемирной сети. В изложении материала сделана попытка воспроизвести текст экскурсии штатного экскурсовода Алмазного фонда, а также приведены дополнительные сведения из литературы.

Все предметы, представленные в четырёх витринах зала, выполнили русские ювелиры специально для выставки «Алмазный фонд». Их никогда не надевали, не использовали по прямому назначению. Экспозиция этой части музея не менялась с 1984 года. Великолепные украшения выполнили мастера Виктор Васильевич Николаев, Борис Владимирович Иванов, Владимир Егорович Жилин, Леонид Фёдорович Устьянцев, мастер-закрепщик Геннадий Фёдорович Алексахин, художники Владимир Георгиевич Ситников и Наталья Владимировна Ростовцева.

Изделия в витринах описаны по порядку справа налево от зала исторических драгоценностей к выходу из Алмазного фонда.

Витрина 1 (Рядом с залом исторических драгоценностей).

Брошь «Роза»

img22251hd2

Брошь «Роза» мастер В.Николаев выполнил в натуральную величину цветка. Лишь цвет украшения напоминает о том, что цветок не настоящий. Кажется, что он усыпан нежными каплями росы. Лепестки бутона словно распускаются на глазах. Впечатление движения и жизни усиливается приёмом подвижного закрепления цветка на пружинках, известный ювелирам с XVIII века. «Розу» украшают более 1500 алмазов. Брошь кажется лёгкой и изящной, хотя весит она более 200 грамм (222, 11 г).

Есть легенда, что В.В.Николаеву очень трудно давался образ цветка и сотрудники Гохрана приносили ювелиру букеты, чтобы мастер точнее представил будущий образ бриллиантового украшения. Но прообразом броши стала  роза, нечаянно оставленная на скамейке, В.В.Николаев увидел её в  Филевском парке.

2014-12-09_173713

По непроверенным данным крупнейшая в мире алмазодобывающая корпорация Де Бирс (De Beers основана в 1888 году в ЮАР) хотела выкупить шедевр В.Николаева за любые деньги, чтобы сделать её своим символом. Но подобная сделка исключалась в принципе, ведь розу вырезали из платины и усыпали сотнями бриллиантов к 100-летию Ленина.

Диадема «Русская красавица».

1

Диадема выполнена по мотивам русского женского головного убора. В благородную платину оправлены разновеликие бриллианты (по непроверенным данным — их около 1000) классической огранки. Центр композиции — 25 крупных каплевидных жемчужин.

2014-12-09_173507

Комплект украшений: гривна, браслет и булавка. Гривна — древний вид украшения. Тонкий золотой обруч завершается длинной тонкой стрелкой. Украшает гривну единственный бриллиант весом 4,29 карат. Л.Ф.Усольцев оправил камень таким образом, что он кажется крупной каплей воды, парящей в воздухе.

Витрина 2

Доминантой витрины является диадема «Русское поле».

2

(Её сделали в память освоения целинных земель в 60-х годах прошлого века). Украшение выглядит как венок, сплетённый из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.
Колосья пшеницы и коробочки льна сделаны исключительно из бриллиантов, которые оправлены в разные материалы. Жёлтые колосья выполнены из золота, а белые головки льна оправлены в платину. Пшеница и лён тянутся к центру композиции, к «солнцу». «Солнце» имитирует крупный лимонно-жёлтый бриллиант весом 32,52 карата.

e2c11579f35ee9237a26651793b22da6c35bf4131654416

Всего в диадеме «Русское поле» 1837 бриллиантов общим весом 164,87 карата.

Слева от диадемы расположена подвеска с нежно-голубым камнем, австралийским опалом. Опал в природе встречается во множестве цветов и оттенков — от белого до винно-жёлтого и красного. Голубой опал — редчайший образец этого камня.

Необычна форма кольца «Космос». По виду оно напоминает взмывающую вверх ракету. Композицию «собирает» крупный бриллиант огранки «маркиз» в верхней самой узкой части «ракеты». От него расширяющимися лучами отходят  119 бриллиантов в золотой оправе.

Наряду с бриллиантами в этой витрине представлены густо-лиловые аметисты. В России добывают аметисты очень высокого качества. В левой части витрины представлен комплект украшений с аметистом — брошь в нём выполнена в виде поверхности луны с кратерами и «морями».

Гарнитур «Земляничный» (в правой части витрины) создан художником Н.В.Ростовцевой по мотивом русских вышивок. В украшении прослеживается та же многоцветность, что и в русском народном творчестве. Бриллианты сочетаются с матовыми жемчужинами и глубокими по тону уральскими аметистами.

Витрина 3

В этой витрине наряду с бриллиантами представлены зелёные драгоценные камни. Это изумруд и аквамарин. Оба камня — это разновидности одного минерала — берилла. Аквамарин гораздо чаще встречается в природе, чем изумруд, поэтому он ценится значительно дешевле.

В витрине представлена брошь с огромным аквамарином, весом около 150 карат.

Интересен гарнитур «Весна» с зелёными камнями — колье и браслет. Кажется, что они вытканы из тончайшего белого кружева. По форме колье напоминает старинное русское оплечье. Браслет повторяет форму колье и продолжает её. Стреловидное завершение колье и браслета напоминает готические мотивы.
Смысловой акцент гарнитура — крупные уральские изумруды чистого голубого тона. Самый крупный из них весом в 12,83 карат помещён в центр колье.

Гарнитур «Весенний» состоит из колье и кольца. В очертаниях и цвете камней одного гарнитура можно увидеть символы трёх весенних месяцев.В марте тает снег. Бриллиантовое сверкание камней и каплевидные формы изумрудов олицетворяет первые нежные капельки воды. В апреле появляется первая трава, цвет изумруда как нельзя лучше подчёркивает зелень лугов. В мае природа бурно цветёт, переливы блеска камней соответствуют третьему весеннему месяцу. Гарнитур символизирует радость весеннего пробуждения природы.
В благородный метал оправлены тёмные сапфиры, изумруды и бриллианты. Колье напоминает древнюю гривну. Её обруч разделяется на несколько ветвей и завершается изумрудными каплями. Тёмные сапфиры подчёркивают благородный цвет изумрудов.

2014-12-09_173350

Интересны и серьги, представленные в этой витрине. Они украшены крупными изумрудами. Говорят, что  в природе не существует двух одинаковых по цвету изумрудов. В этой паре мы видим чудо, когда два разных камня идеально совпали по цвету.

Привлекают внимание колье и серьги в правой части витрины. Этот набор назван «Салют». Идея создать гарнитур пришла мастеру  В.Г.Ситникову во время прогулки по майской Москве. Расходящиеся от центра лучи украшения визуально напоминают праздничный салют. Цветные камни — сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты расположены не в центре композиции, а «разбросаны» по краям. Серьги повторяют мотив колье, но меньше по размеру, они уравновешивают, завершают композицию.

В центре витрины представлена диадема «Элегия». Её украшают небольшие густо-синие сапфиры. Об этом камне лучше поговорить у следующей витрины.

Витрина 4

В последней витрине представлены украшения с рубинами и сапфирами. Они не случайно экспонируются в одной витрине. Рубин и сапфир — производные одного минерала — корунда. Из красного корунда получают рубин (по древнерусски: яхонт). Сапфиры — другая разновидность корунда. Чаще всего они бывают синими, но могут быть жёлтыми и других цветов. Чем интенсивнее синий цвет сапфира, тем выше он ценится. На выставке Алмазного фонда представлены сапфиры густой благородной синевы.

В центре витрины большое украшение «Юбилейное», его сделали в год 35-летия победы во Второй Мировой Войне. «Юбилейным» можно украшать декольте платья. Секрет этого украшения в том, что оно состоит из пяти частей, каждая из которых подвижно соединяется с соседней. Украшение можно разъединить и каждую часть использовать по-отдельности, в качестве броши. Основные драгоценные камни украшения — рубин и бриллиант. Обычно, бриллиант оправляют в белый металл. Но чтобы подчеркнуть праздничность и нарядность украшения, мастер добавил к платине блёстки золота, они подчёркивают насыщенный цвет рубинов.

1859588В левой части витрины представлены крупные серьги с длинными золотыми швензами. (Швенза — часть серёг, крючок, который цепляется за ухо). Они выполнены по мотивам серёг-жирандролей XVIII века. Серьги скомпонованы из разъёмных частей. Розетки можно поменять местами, добавить или убрать одну из них. Их также можно использовать как броши или подвески. Украшают комплект бриллианты и рубины.

Коллекция самородков и слитков платины и золота.

После показа коллекции современных украшений следует перейти к витрине напротив и вернуться в её начало, то есть двигаться по направлению к залу с историческими драгоценностями. (Если штатный сотрудник музея не попросит изменить маршрут).

Всего на выставке Алмазного Фонда представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков общим весом более 300 кг.

В Алмазном фонде хранится ценная коллекция самородков из платины. Название этот металл получил от полупрезрительного испанского слова «плата» — серебришко. Из-за высокой температуры плавления (1755 градусов) люди долго не могли использовать платину и порой выбрасывали самородки, не найдя им применения. На Руси, случалось, платину использовали как подставки под бочки, чугунки.

В России платину впервые обнаружили на Урале в 1819 году, в 1825 году началась её промышленная добыча. Самородная платина в природе встречается очень редко, чаще её находят в виде мелких блёсток. Тем больший интерес представляют большие самородки. В коллекции Алмазного фонда хранится платиновый слиток весом около 5 кг. Рядом со слитком экспонируется самый большой самородок коллекции, он назван «Уральский великан», весом 7,8 кг. По форме он похож на искажённый треугольник.

Второй по величине самородок весит чуть меньше 6 кг (5,9). Вес остальных экспонатов из платины колеблется от 200 г до 5 кг. Вся платина на выставке — уральская.

2014-12-09_182829

Человек знает золото около 6 000 лет. Самое лучшее и дорогое до сих пор сравнивается с этим металлом. В России месторождения золота впервые обнаружили в 1732 году в Олонецком крае и в 1745 году на Урале.

В центре витрины находится несколько слитков золота высочайшей пробы. На них можно разглядеть цифры — 99,99. Слиток состоит из чистого золота, но хранят их на открытом воздухе, а не в вакууме. Золото вступает в химическую реакцию с воздухом и может содержать незначительную долю посторонних примесей. Золотой запас государства хранится в таких слитках весом от 10 до 15 кг, на выставке представлены слитки весом около 12 кг.

2014-12-09_183108

Интересна коллекция золотых самородков. Самородок — это крупное образование металла весом более 5 г. Самородки также содержат от 5 до 30 процентов серебра, до 20% меди, реже и меньше другие металлы платиновой группы и железо.

Чаще всего крупные золотые самородки переплавляли. В России же в 1825 году был издан указ, согласно которому все крупные самородки весом более 400 грамм отправлялись в музей Петербургского горного института. Многие самородки на экспозиции названы по аналогии с той формой, которую они напоминают.

Например: «Верблюд» — 9,3 кг

10

«Лошадиная голова» — около 14 кг

2014-12-09_182809

«Заячьи уши» — 3,3 кг. «Заячьи уши» — самый высокопробный самородок собрания Алмазного фонда, в нём 93,2% чистого золота.

11

«Дельфин» — 10 кг
Любопытен маленький дендритовый самородок «Ёлочка» весом менее 200 г — 199,9 г. Его нашли на Южном Урале, он похож на покрытую листочками веточку, которая образована сростками кристаллов. Дендритовое образование таких размеров и рисунков — большая редкость.

В коллекции Алмазного фонда находятся два уникальных природных образования. Это самый крупный из добытых в России самородков «Большой треугольник». Его проба — 91%, то есть только 9% веса приходится на долю примесей.

13

«Большой треугольник» нашли в 1842 году на Южном Урале под зданием фабрики прииска, который собирались закрывать. В настоящее время это самый большой сохранившийся самородок в мире. В XIX веке в Австралии нашли два гигантских самородка. Один весил 70,9 кг, его переплавили на следующий день, не сохранилось ни рисунка, ни его описания. Через три года, в 1872 году в Австралии обнаружили самородок, весом в 285 кг, но его постигла та же участь, гигантский самородок переплавили.

12Не менее интересен и самый маленький самородок в собрании Алмазного Фонда весом всего 20,25 г. Такие маленькие образцы, как правило не поступают на выставку, но для этого сделали исключение.Он похож злого человечка с выдающимся вперёд подбородком и крючковатым носом, поэтому назвали его «Мефистофелем». Чтобы удостоверится в подлинности этого самородка, была создана специальная комиссия, которая вынесла вердикт, что «Мефистофель» — природное образование. Именно природа создала такую причудливую форму и никакой мастер никогда не работал с самородком.
Показом «Мефистофеля» заканчивается экскурсия по выставке Алмазного фонда.

Из недавних поступлений на выставке представлен крупный самородок весом около 8 кг, он находится на экспозиции с 2012 года. Рабочие, которые обнаружили самородок назвали его в честь 40-летия артели старателей. Расположен самородок рядом с «Мефистофелем».

ОЧЕНЬ ПРОШУ КОЛЛЕГ ДОПОЛНИТЬ СТАТЬЮ ИЗВЕСТНЫМИ ВАМ СВЕДЕНИЯМИ О КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ И САМОРОДКОВ АЛМАЗНОГО ФОНДА.

Литература:
Ольга Горева «Алмазная сокровищница России» М, 2006 г.
«Москва — летопись времён», составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.
«Сокровища Алмазного фонда», каталог выставки, М., 1968 г.

Далее:

Алмазный фонд. Самоцветы, алмазы, бриллианты
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Алмазный фонд. Исторические драгоценности XIX века и ордена
Алмазный фонд. Исторические драгоценности XVIII века
Пешеходные экскурсии по Москве
Царицыно. Текст экскурсии

TEXT.RU - 100.00%



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 11

  • Танечка, а ты тоже проводишь там экскурсии или собрала информацию исключительно в помощь другим гидам? А фотографировать в Алмазном фонде., как я понимаю, запрещено?

    • Таня, конечно, сама тоже провожу экскурсии, но только на иностранном языке, на русском это делать нам запрещено. Не часто сама рассказываю, потому что за право проведения экскурсий приходится раскошелится, не все идут на такие расходы. Проще купить иностранному туристу билет и отпустить его в «свободное плавание».
      В Алмазнике не только категорически нельзя фотографировать. Даже конспектировать экскурсию штатного гида запрещено, не говоря уже о диктофоне. На секртности уже все помешались.

  • Я думала, у них есть свой штат сотрудников постоянных.
    А то, что фотографировать нельзя, так правильно, это ведь не просто заурядный музей.

    • Танечка, ты всё правильно думаешь. В Алмазном фонде свои штатные экскурсоводы. Они водят наши группы на русском языке. С иностранцами работаем мы, гиды. Если повезёт — переводим штатных. Если нет — рассказываем сами.

  • А, теперь понятно! Получается, если вы сами проводите экскурсию, нужно свой материал подготовить, но при этом не искажать факты? Вот эту информацию, в статье, можно для иностранцев изложить?

    • Совершенно верно! Это расширенный текст экскурсии. Конечно, мы рассказываем далеко не всё. Но знать должны всё и немножко больше! В любой момент могут задать вопрос и хороший гид без запинки должен дать исчерпывающий ответ.

  • Да уж, я бы не за что не запомнила все эти цифры. Не простая у вас работа, но очень интересная!

    • Да, Танюш, скучать некогда. Ты права — цифирь запомнить — самое трудное. После десятой экскурсии в Алмазнике легче становится 🙂 . Да мы не гнушаемся и приблизительных данных. Ну кто же будет говорить, что на Большой Императорской короне 4926 алмазов общим весом 2858 карат. Конечно, скажем, что около 5 000 камней весят почти 3 000 карат. Округляем, этим и спасаемся!
      С работой и опыт приходит. На вскидку можем определить, в каком камне не больше 5 карат, в каком — около 20.

  • Здорово, почти ювелиры! А график работы у вас какой, вы с мужем сами планируете его, отпуска, праздники?

    • Танюша, мы — фри-лансеры. Есть работа — делаем. Нет — сидим дома. Часто работаем в выходные и праздники, то есть в противоток общему графику работы. Летом очень заняты. Отпуск планируем заранее, бронируем гостиницы и на даты путешествия просто отказываемся от предложений.

  • Понятно Танечка, спасибо за разъяснения! Я не все про вашу работу знала, вот и засыпала вопросами.)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *