Ченстохова

Дорога «Орлиных гнезд»  начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и  металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута.  Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах  Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское.  Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят !) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
Эта святыня — монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была дорога «Орлиных гнёзд» с её знаменитыми замками. Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя  сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

Третьи — это ворота  Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими — в честь знаменитой польской королевской династии.
Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном  монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

A Брама Любомирских
B Брама Богородицы Королевы Польши
C Брама Богородицы Скорбящей
D Брама Ягеллоньска
E Зал Девы Марии
F Королевский бастион (бастион Потоцких)
G памятник Августину Кордецкому
H Сокровищница
I Алтарь перед Щитом
J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
K Памятник Иоанну Павлу II
L Бастион Морштынув
M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
O Дома музыкантов
P Сенакль (Пиршественный зал)
R Сад отдохновения
S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
U Вход на башню
V Часовня св. Антония
W Королевские покои
X Базилика
Y Ризница
Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
a Рыцарский зал
b Монастырский сад
c Трапезная и библиотека
d, e Монастырь
f Колодец
g Музей 600-летия
h Арсенал
i Хозяйственный двор
j Главный двор
k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа — это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве — символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши — Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут «Чёрной Мадонной». По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве — это чудотворная Владимирская икона Богородицы.
Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что  греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в Ольштынском замке.
В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей.  В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом.  В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою.  С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

Святыня находится в  часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека — не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне.  Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс — таково его мирское имя — родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга — это оборона Ясной Гуры во время «потопа», как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия.  Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне.  Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году,  Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе «Потоп».

Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону «Королевой Польши».  А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал,  расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и  монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время «потопа». Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на  скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
«Повинен смерти».

Плат Вероники.

Иисус второй раз упал под крестом.

Воздвиженье креста.

Оплакивание Христа.
Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась  бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁  В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
А вот ночлег в «Заязде Гуральском» неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше — там, по крайней мере, было тихо.  Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
Ни камин в ресторане…
ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам  осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
да «охотиться» на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

Наши впечатления о Варшаве можно найти здесь и здесь. И не забудьте познакомиться с небольшим городом Пултуск, он находится недалеко от Варшавы. В статье о Пултуске мы расссказали о том, как в Польше отмечают праздник Всех Святых.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...