Интерьеры дома Черткова и выставка «Алиса в стране чудес»

Улица Мясницкая д.7 — довольно известный в Москве адрес. Здесь уже более 200 лет стоит усадьба Салтыковых-Чертковых. Старинный особняк, выходящий фасадом на одну из радиальных улиц, не менее примечателен,чем дом Дениса Давыдова на Пречистенке или Английский клуб на Тверской. Дом Чертковых выделяется из окружающей застройки симметричным фасадом ярко-голубого цвета и эклектичной отделкой.

Чтобы рассмотреть особняк, нужно перейти на чётную сторону Мясницкой, тогда глаз охватит его целиком. Обещаю представить снимок дома по окончании очередных работ по «благоустройству». Немного задерживаюсь у главного входа

и снимаю одно из крыльев особняка с парадным подъездом в прямом смысле слова, иначе говоря с пандусом для въезда экипажей прямо к главному входу.

Не буду томить читателя у дверей и заставлять рассматривать детали внешнего убранства особняка. Летом 2015 года была возможность заглянуть внутрь дома Черткова. (Будем надеяться, что двери особняка будут чаще открыты для посетителей). В особняке проводилась выставка в честь 150-летия знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Почему для юбилейной выставки выбрали именно усадьбу Салтыковых-Чертковых? Да потому, что этот дом стал одним из  московских адресов «отца» Алисы, самого Льюиса Кэррола, то есть Чарльза Лютвиджа До́джсона, когда он путешествуя по России приехал в Москву.

Скажу честно, что я пришла смотреть отнюдь не на выставку. Меня интересовало внутреннее убранство особняка. Но получилось так, что интерьеры дома Черткова я увидела именно в свете этой экспозиции.

Едва переступив порог, обращаю внимание на аванзалу дома Черткова. Тянусь к фотоаппарату и вспоминаю о формальностях. В передней устроена касса по продаже билетов. В выходные дни взрослый билет стоит 600 рублей, детский — 400 (для детей старше 3-х лет), есть семейные билеты. В будние дни билеты стоят на 50 рублей дешевле. В стоимость билета  входит экскурсия. В начале каждого часа к посетителям выходит экскурсовод и ведёт их в небольшое путешествие — по дому и по выставке.

Можно ли идти самому, без экскурсовода? Пожалуйста! Фотографировать? Сколько угодно! Только нужно решить, куда сначала идти — направо, налево или прямо. Что делает благочестивый посетитель? Конечно, он идёт направо! Послушно предъявляет свежекупленный билет и сразу попадает в страну чудес.

Чашечка впечатляет! Сахарку тоже не пожалели! 😉

Я поднимаю глаза и вижу, что в этом небольшом помещении сохранилась роспись потолка. Новомодный (или сказочный) абажур если и не очень гармонирует с лепниной, то и не шибко её портит.

Широкая лестница сразу приглашает вас подняться на второй этаж. Наберитесь терпения, подождите, пока разойдутся все желающие сделать себяшку у зеркала. Вы будете вознаграждены улыбкой чеширского кота!

Не буду ворчать по поводу огромного шара-светильника, который не даёт как следует рассмотреть лепнину первого зала на втором этаже.

На выставке такие предметы смотрятся вполне логично. Представлю ещё пару люстр.

Теперь хорошенько рассматриваю стены и потолок следующей комнаты. Как и положено в старинных городских усадьбах, комнаты в особняке Черткова расположены анфиладой, то есть следуют одна за другой. На стенах сохранилась лепнина, полуциркульные окна соответствуют её арочным мотивам.

В этой почти пустой комнате установлен огромный калейдоскоп. Помните,  у большинства из нас в детстве была такая игрушка? (Как было интересно залезть внутрь, добавить несколько стёклышек из сломавшегося калейдоскопа и ахать от красоты сменяющихся картинок). На выставке «Алиса в стране чудес» можно вспомнить, как долго мы могли наблюдать разноцветные орнаменты.

Заглянем внутрь?

Следующий зал в рамках выставки называется тронным. Есть желающие почувствовать себя в роли Пиковой дамы (королевы Виктории)? Тогда выбирайте чёрный трон.

Я бы назвала помещение Каминным залом, хотя в «умной книжке» он назван Белым. (Источник: А.П.Шикман «Улица Кирова, 7, М., «Московский рабочий», 1989 г.) Это гостиная отделана в стиле Людовика XV. Фантастический камин изображает не то подводное царство, не то сказочный лес.

Из древесных ветвей (а может причудливых водорослей) выглядывают сатир и нимфа.

Владелец особняка заказал этот камин самому Михаилу Врубелю. Мастер выполнил его в 1897 году.
В гостиной великолепно сохранился лепной плафон.

Его украшения достойны внимания. На карнизе и в углах резвятся игривые амурчики со стрелами и очень внимательно высматривают свою будущую жертву.

За каминным залом находится небольшая комнатка. Она могла служить диванной или курительной. Свет в ней немного приглушён. На большом экране показывают одну из первых экранизаций «Алисы в стране чудес».

Обратите внимание, что лепнина на потолке сохранилась в превосходном состоянии.

Через ещё одну небольшую комнату мы попадаем в огромный светлый холл. Скорее всего, именно этот зал был главным помещением Чертковской библиотеки. Увы, интерьеры здесь не уцелели. Зато маленьким посетителям выставки можно в полной мере проявить своё творчество и удовлетворить жажду движения!

Эта современная комната вряд ли бы заинтересовала меня, если бы не…. призывно открытое окно. А из него — виды на парадный фасад дома. Забаррикадированный от юрких малышей проход к окну — не препятствие.
— Можно?
— Ну…. мы там загородили от детворы… Вы потом поставите на место?
— Что за вопрос!
Довольная, с уловом пары редких ракурсов я восстанавливаю нарушенный порядок. Какие кадры получились? Не густо, но игра стоила свеч!

До кучи — «благоустройство» на Мясницкой.

Возвращаясь назад, снова иду через Белый (Каминный) зал и не могу отказать себе в ещё одном снимке.

Сворачиваю влево и попадаю в комнату, от пола до потолка отделанную резными деревянными панелями.

Если бы я не видела других подобных интерьеров, украшенных не просто резьбой по дереву, а деревянным кружевом (самый роскошный из них находится в замке Глубока над Влтавой в Чехии), моё восхищение убранством этой комнаты оказалось бы несравненно больше.

Такой интерьер — дань моде XIX века. В ту пору в отделке залов широко использовались различные породы дерева, мастера позапрошлого века создавали потрясающие произведения из этого интересного и податливого материала.

Подозреваю, что разностильные интерьеры особняка Салтыковых-Чертковых созданы в рамках Архитектурно-художественной выставки, которая проходила в доме в 1897 году. Посетителям показывали различные интерьеры, которые вошли в моду во второй половине XIX века.

Для выставки «Алиса в стране чудес» в деревянном зале установили спортивные тренажёры. В центре висит огромный гамак, куда можно забраться по деревянным ступенькам. На лошадке можно покачаться даже взрослым, что они охотно делают. Под гамаком так уютно и призывно расстелены маты, что посетители с удовольствием растягиваются на мягкой поверхности.

На обратном пути я ещё раз задерживаюсь в «калейдоскопной» комнате второго этажа. Окна в ней закрыты непрозрачными панелями, создающими таинственный полумрак. Маленькую гостиную освещают огромные вращающиеся светильники.

Я задерживаюсь, чтобы получше рассмотреть лепнину в простенках окон.

Замечаю ещё одно небольшое помещение с интересным плафоном.

Снова возвращаюсь к лестнице, намереваюсь спуститься вниз, но замечаю приглушённый свет из дверей угловой комнаты и слышу тихую музыку. Направляюсь туда и замираю… Несколько раз примериваюсь фотоаппаратом и в видоискатель вижу, что фрагментарные снимки не передадут общего впечатления от готического зала. Включаю видео и медленно обхожу зал.

Готика — это снова дань эпохе историзма, моде XIX века. Сначала в викторианской Англии, а затем и повсюду в Европе люди вновь увлеклись готической архитектурой. Неоготика покорила сердца многих состоятельных господ. В особняке Салтыковых-Чертковых тоже появился подобный зал.

Для выставки «Алиса в стране чудес» в Готическом зале установлен огромный экран, где показывают иллюстрации к знаменитой сказке Льюиса Кэрролла. Не пройдите мимо интересного импровизированного домика.

Загляните в окошко. Правда, чудесно?

Из Готического зала совсем не хочется уходить. Я, на всякий случай, снимаю все оконные витражи.

Захватываю фрагменты плафона.

И «выныриваю» из неоготики… Чтобы оказаться среди восточных арабесок!

Снять видео здесь не удалось, в Мавританскую комнату всё время заходили посетители. Посмотрим на её фрагменты.

«Мавританская комната» — современное название гостиной. В каталоге архитектурно-художественной технической выставки зал упомянут как «Арабская курильня». Как и в Готическом зале, интерьеры этой комнаты отделаны в чрезвычайно популярном в конце позапрошлого века «восточном вкусе». Вспомните хотя бы особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Неомавританский стиль нашёл отражение и в литературе, и в архитектуре, и в живописи, и в костюме. Мавританская комната сплошь покрыта узорами по мотивам искусства каллиграфии мусульманских народов — арабесками, составленными из геометрических и растительных орнаментов с включением арабской вязи.

После Арабской курильни остальные комнаты первого этажа воспринимаются несколько бледновато. Особенно, в сочетании с современным антуражем. Большой холл (я бы назвала его приёмной) напротив главного входа занят книжным магазином. Красивая лепнина плафона словно спускается вниз, продолжается на стенах и в пространствах между окнами. Скруглённые спинки диванов, овальный стол посередине вторят круглому плафону потолка и полуциркульным завершениям оконных проёмов.

Из холла-приёмной можно попасть в Мавританскую комнату (направо) и в кафе (налево). В помещении кафе глаза опять скользят вверх, задерживаясь на оригинальном орнаменте плафона.

Планировка первого этажа повторяет структуру второго (или наоборот 🙂 ) — здесь та же анфилада залов.

В каждом из них собраны артефакты, имеющие отношение к сказке Льюиса Кэрролла и, одновременно, реквизиты для ролевых снимков. Скажем, можно забраться в бумажный кораблик, приложить руку к фуражке козырьком ко лбу и сделать вид, что ты капитан корабля!

Не желаете ли подняться на огромный стул и вознестись над букетом цветов? Только вначале не забудьте последовать совету «съешь меня» или «выпей меня» (точно уже не помню 🙂 ).

В импровизированной чайной комнате вам предложат фотосессию с переодеванием. Во всяком случае, Болванщик уже здесь. Присмотритесь и Вы найдёте Мартовского Зайца.

Эта тропинка уведёт вас всё дальше и дальше, в настоящую сказку!

В большом угловом зале предлагается побродить в саду Алисы. И посмотреть на потрясающие фотографии. Например, вот такие.

Эти чудесные снимки делает компания КиндерФото.

А где же чеширский кот? Неужели только одна отражённая в зеркале улыбка и осталась? Нет, он и сам притаился в маленькой тёмной комнате. Заметили его на дереве?

Какой же из них настоящий? Может быть этот?

Уже на выходе снимаю фрагменты лепнины парадной аванзалы.

До свиданья, Алиса, до свиданья, дом Черткова! Я бы хотела, чтобы выставку продлили (она действует до 7 сентября 2015 г.). Или устроили ещё какую-нибудь. Я бы непременно вернулась сюда. (А заодно и поправила бы неточности в статье, боюсь, что перепутала фотографии интерьеров 🙂 )

В заключение — небольшая теоретическая часть. Не буду переписывать сведения об истории владельцев этого особняка. При запросе «Дом Черткова» или «Особняк Салтыковых-Чертковых» поисковики предложат вам десятки достойных статей, где изложена долгая и славная история дома. Кратко приведу некоторые любопытные факты особняка на Мясницкой, д.7.
— Каменный особняк на месте деревянных построек выстроен на месте современного дома потомками ханов Золотой Орды, касимовскими царевичами. Их род пресёкся в XVIII веке.
— Следующим владельцем дома был князь Алексей Григорьевич Долгоруков. Тот самый, что сумел сыскать расположение всесильного А.Д.Меншикова. По его протекции А.Г.Долгоруков стал воспитателем юного императора Петра II. Опале Меншикова в значительной степени способствовал протеже Светлейшего, наш герой, князь Долгоруков. Он намеревался стать тестем императора, его дочь Екатерина стала невестой малолетнего царя. В дальнейшем Долгоруков сполна убедился в капризности Фортуны. Князь выступил против избрания на престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Как известно, такое не прощается и Алексей Долгоруков не по своей воле  отправился…. в Берёзов, прямо «в гости» к уже усопшему Александру Данилычу, где и окончил свои дни.
— С 1742 года особняк перешёл во владение действительного статского советника Н.П.Салтыкова.
— Пожар 1812 года обошёл стороной дом на Мясницкой. По непроверенным данным (сведения взяты со стенда в доме Черткова) в особняке на две ночи останавливался сам французский император Наполеон I Буонапарте.
— В 1826 году каменный особняк с двумя двухэтажными флигелями оценивался в сумму 150 000 рублей.
— С 1831 года владельцем дома стал московский губернский предводитель дворянства, полковник в отставке Александр Дмитриевич Чертков. Историк, археолог, участник войны 1812 года, он собрал уникальную библиотеку и охотно предоставлял книги в распоряжение любому, кому они были необходимы. Его дом стал центром культурной и научной жизни Москвы.
— В 1863 году, сын А.Д.Черткова, Г.А.Чертков, по завещанию отца, открыл в доме публичную библиотеку.
— В 1871 году Московская Дума приняла библиотеку в собственность города. За ней сохранилось имя А.Д.Черткова. Книги и фонды перевезли в Румянцевский музей.
— В 1873 году владелицей особняка стала княгиня Наталия Гагарина, родственница Чертковых.
— Особняк сдавался в аренду частным лицам и различным обществам. В разное время здесь размещались Архитектурное общество, Общество любителей садоводства, Общество истории и древностей российских, Общество русских врачей, книгоиздательство братьев Салаевых, книжный магазин А.А.Карцева, Московский литературно-художественный кружок. Последний объединил цвет московской интеллигенции. В одном из крыльев дома Черткова со стороны Милютинского переулка находился магазин семян «Иммер Эрнест и сын». Известно, что А.П.Чехов закупал в нём семена для усадьбы Мелихово.
— В 1880 году дом с торгов приобрела купчиха Клавдия Никоновна Обидина. Она сдавала помещения в аренду, магазины продолжали торговать, общества — заседать.
— В 1897 году при деятельном участии Р.И.Клейна в доме Салтыковых-Чертковых открылась архитектурная выставка.
— В 1899 году Ф.О.Шехтель художественно оформил главную лестницу дома. В этом же году в доме разместились Литературно-Артистический клуб и Литературно-Артистический кружок, о которых замечательно рассказал В.А.Гиляровский.
— Последним владельцем дома (с 1907 г.) стал Густав Андреевич Кеппен. Кеппен намеревался снести особняк и построить на его месте доходный дом. Этим планам помешала I Мировая война.
— В советский период истории дома здесь размещались разные организации и общества, в том числе общество «Знание».
— В доме снимали эпизоды фильмов «Возвращение Максима» (Б.П.Чирков и М.И.Жаров играли в нём на бильярде) и «Семнадцать мгновений весны» — здесь записали сцену сепаратных переговоров в Берне, дом Черткова сыграл роль особняка американской миссии в Берне (актёры — В.И.Гафт, В.С.Лановой, А.С.Эйбоженко, В.А.Шалевич).

Данные по истории особняка взяты из брошюры  А.П.Шикман «Улица Кирова, 7, М., «Московский рабочий», 1989 г. серии «Библиотека московского дома».

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 12

  • какое замечательное путешествие в древность особняка и сказку Кэррола! Думаю, что не только для меня, но и для многих — это неизвестная Москва. Как здорово, что ее не потеряли! Едва ли выставка к юбилею одной из самых любимых сказок “Алиса в стране чудес” привлекла бы внимание заезжего туриста, да и нужно иметь представления о здании, чтобы хотеть туда попасть, но поход стоит, чтобы увидеть необыкновенную красоту отделки залов. Прекрасно! Спасибо большое за рассказ!

    • Да, Мечислав, чтобы заинтересоваться домом Салтыковых-Чертковых надо как минимум несколько раз мимо него пройти. Он хоть и расположен в центре города, но не каждому туристу бросится в глаза. Специально на выставку издалека приедет только, пожалуй, самый фанатичный поклонник Кэрролла. Выставка мне очень понравилась, хоть я и шла смотреть не на Алису, а на интерьеры. Действительно сердце радовалась, когда я рассматривала сохранившиеся плафоны. Я бы хотела, что бы такую интересную выставку продлили или даже оставили постоянной экспозицией. Почему нет? Думаю, что Алиса ещё долго будет будоражить сердца маленьких читателей. А взрослым напоминать о чудесах, волшебстве и добре! Мечислав, спасибо Вам за отзыв!

  • Подобные выставки — вообще не мое. А вот архитектура и дизайн комнат — просто ах! Невозможно оторваться от созерцания. Танюш, спасибо тебе за столь подробный рассказ и фотосъемку. Здорово! Будто сама побывала.

    • Галя, специально на выставку точно не пошла бы. Маркетологи умело её представили, чтобы пришли как можно больше людей. «Уникальная возможность посетить особняк Салтыковых-Чертковых, в который в другое время закрыт для посещения». И всё, я купилась. Ни на минуту не пожалела о потраченных деньгах. Несмотря на будний день, людей там было достаточно. Половина посетителей — гламурные девицы. Нужно набраться терпения чтобы дождаться, когда они досыта нафотографируют друг друга. На интерьеры кроме меня никто не обращал внимания. И подборка экспонатов — больше реквизит для фотосессии.
      Я даже не собиралась писать статью на этом сайте. Думала, быстренько отчитаюсь на КАПИТАЛЕ. А потом пересмотрела снимки, полазила на инету и увидела, нет ни одной статьи, представляющей интерьеры особняка. Тут мне и карты в руки!

  • Охала и ахала! Необыкновенное чудо! ВСЕ!!!
    Мало Алисы. А может мы сами (посетительницы) Алисы?
    Вот и барышни гламурятся у зеркала, воображая себя девочкой.
    Валентина Р.

    • Валентина, будем надеяться, что «Алису» продлят. Или другую выставку устроят в доме Салтыковых-Чертковых. Я бы с удовольствием ещё раз погуляла бы по особняку.
      Валентина, Вам на Маркучай недавно пришёл отзыв. Может быть ответите?
      Ждём продолжения Тышкевичей. Каунас тоже будет очень кстати!

  • Таня, спасибо за подробный отчет! И с историей!
    Я зимой еще туда рванула, как ты говоришь,)) на выставку английского шляпника Филипа Трейси. Тоже, в основном особняк смотреть. Правда все было более затемнено и балкон закрыт. Радостно, что видимо у хозяина особняка сменилась концепция и выставки скорее всего будут постоянно.

    • Лена, а я вот на шляпы не попала. Поздно узнала и очень сокрушалась, что проворонила и шляпы, и особняк Черткова. И сразу побежала на Алису! Лена, мне кажется, что Алису надо бы продлить. Работала она летом, когда многие школьников, вернее — школьницы, поклонницы Алисы были на каникулах. Хорошо бы продлить выставку, хотя бы до осенних каникул. Но это уже хозяин будет решать. Я тоже очень рада, что, по-видимому, у Черткова будут выставки. На одной из них мы с тобой и увидимся!

  • Татьяна, спасибо за интересную экскурсию, впечатляющая экспозиция, словно действительно из настоящей сказки! Представляю, как понравилось бы дочке, хотя мы с ней не большие поклонницы «Алисы»

    • Юлия, выставка в доме Черткова достойна всяких похвал. Порадовало, что устроители подошли со всей серьёзностью к подбору экспонатов. Они никого не оставляют равнодушными.

  • Получилось выбраться только вчера. Все эти экспонаты расставили всего лишь в 5 комнатах. Теперь они все загромождены и фотографии получаются качеством так себе. Видимой лепнины мало, но особняк все равно радует. и я очень довольна что сходила… Продлили уже вроде до июня… хотя может ошибаюсь

    • Елена, «Алисе…» пришлось потеснится чтобы освободить место для «Магии света». Особняк меня тоже впечатлил. Собственно, я ходила не столько на «Алису…», сколько увидеть интерьеры. Они очень интересные. Спасибо за отзыв!

Слово молвить