Чехия. Йиглава

На пути в Йиглаву мы въехали в туман. Добирались туда наощупь.  Дорогу накрыло плотным облаком, кроме небольшой полоски дорожного полотна впереди ничего не было видно и мы лишь догадывались, что едем в лесу или через деревню.

 Забравшись на высоту 550 метров над уровнем моря, Йиглава приготовила для нас что-то интересненькое.  Мы напряжённо вглядывались в лобовое стекло, следуя указаниям навигатора, в густом тумане даже дорожные знаки нельзя было различить. Вдруг в чистом поле навигатор сказал: «Вы прибудете в конечный пункт через 300 метров». А потом уверенно заявил «Вы прибыли в конечный пункт». Но перед глазами кроме белого тумана не было ничего.

Хотя координаты уверенно показывали, что мы находимся в Йиглаве. По коже пробежал мороз и я вдруг догадалась, что мы действительно в Йиглаве. Только не в одном из крупнейших городов Чехии, а в маленьком поселении. Веке так в XIII.

— В таком тумане мы с тобой где-то временную границу перемахнули. Что делать будем? — муж даже и не спорил со мной.

— Выбираться. Только сначала бы определить, в каком времени мы находимся. Думаю, в конце XIII.

— Возможно. Надо по храмам ориентироваться. Первая церковь в Йиглаве появилась ещё до 1200 года. Она должна сохраниться по сей день, это храм Иоанна Крестителя. Только видеть мы её отсюда не можем. Она стоит на другом берегу реки Йиглава. Когда-то  там было  славянское поселение, в центре торговой площади построили храм, в конце XIII века он выглядел вполне готическим.

— Смотри! Вот он! Видел?

Из чётко тумана показался белоснежный, явно готический храм.

Значит, правильно угадали! Мы в  XIII веке! Только опять ничего не видно! А шум слышен, даже крик, суета какая-то.
— Ещё бы! Как раз в это время здесь нашли залежи серебряной руды. Отсюда, со старой Йиглавы и началась колонизация Моравской возвышенности — Высочины по-чешски.
— А как же Кутна гора?
— Да ты же сама писала о том, что в Кутну немецкие горнодобытчики из Йиглавы пришли. В районе цистерианского монастыря Седлец драгоценные залежи обнаружили лишь около 1260 года, для их разработки мастера из Йиглавы пожаловали, там добыча уже на протяжении 30 лет шла, началась с 1234 года. Работали, в основном, саксонские мастера. (Да и до начала ХХ века 75% населения Йиглавы составляли немцы).Это значит, что мы с тобой в самый разгар серебряной лихорадки угодили.

В Йиглаву тогда потянулись саксонские горняки, торговцы, ремесленники, купцы со всей Европы. Всем хотелось погреть руки на чешском серебре. Не обошлось и без лихих людей. Старая Йиглава так разрослась, что уже и не помещалась на небольшом пятачке старого поселения. В дело вмешался король Пршемысл Отакар II. Он повелел строить дома на другой стороне реки, там, где мы с тобой стоим и ничего не видим.

А поскольку новая Йиглава создавалась волевым решениям, а не разрасталась из маленькой деревни, то и новые улицы и площади будто по линейке нарисованы.

Ещё в Йиглаве стали чеканить свою монету. И впервые в Европе в Йиглаве учредили права горняков в дополнение к общегородским законам. Этот документ вошёл в историю юрисдикции.  Ага, видела? Это церковь святого Якова мелькнула. Её в конце XIII века построили, святой Яков считается покровителем рудокопов.
— Нет, мы уже в XIV-м! На святом Якове северная башня — её позже построили. Эдак мы пожалуй скоренько в современную Йиглаву доберёмся.

— А может ускорим? Все века пересказывать долго будет. Вот я расскажу, что в начале ХХ века в Йиглаве провёл детство известный композитор Густав Малер. В городе чтят его память, на месте синагоги, которую посещала семья будущего композитора разбили парк. В центре парка установили….
— Стой! Пожалуйста, не говори больше! Видишь? Стены! Городские стены!

Мы с тобой уже в XIV веке были, а сейчас опять в XIII -м оказались! Нельзя через века перескакивать! Эдак мы с тобой до Рождества Христова окажемся! Ты помнишь, что здесь было тогда?
— Откуда? Я и эти -то сведения с миру по нитке наскрёб! Что там про стены?
-Как всегда, такой лакомый кусок, да с сереброрудными запасами, да на границе Моравии и Богемии не мог не стать яблоком раздора. Горожане возвели шестиметровые стены для защиты от посягательств иноземных воинов, они растянулись на целых три километра. Да ещё снаружи крепость продублировали второй линией укреплений с узким коридором между ними и рвом семиметровой глубины! Для пущей надёжности на основной стене построили смотровые башни и бастионы.

Попасть в Йиглаву можно было через одну из пяти проездных башен с подъёмными мостами. От них осталась лишь единственная башня Богородицы, остальные укрепления разобрали в XIX веке. И только небольшой фрагмент рва всё ещё сохранился на улице Věžní. Ох, там ещё в XVII веке перестраивали что-то, я не помню….

Вот! Вот  башня! Да с ренессансным навершием! Боюсь уже и говорить про конец XVI — го, второй раз наказание может быть строже!

— Давай не будем рисковать и торопиться. Только скажем, что сейчас в башне находятся две постоянные экспозиция — картины Густава Крума с видами старой Йиглавы и история крепостных стен города.

— Когда мы углядели собор святого Якова, ты вторую, южную башню заметила? Сдаётся мне, что мы уже были в XVI веке. Вторую, южную башню добавили к храму сто лет спустя. Северная служила сторожевой — башенный с двумя помошниками звонили в колокол, отбивая каждый час, фанфарами приветствовали важных гостей и, конечно, предупреждали о нашествиях неприятеля и пожарах. Последний башенный навсегда спустился вниз лишь в 1924 году. Южная же башня служила колокольней собора. Смотри, вот две башни видны.

Северная, начала XIV века — высокая, 63 метра, а южная, на век моложе и поменьше. Хотя сначала она была выше старшей сестры — 82 метра! В 1563 году на колокольню подняли колокол, который весил больше 7 000 кг, по обычаю его назвали «Сусанна» («Zuzana»). Но колокольню пришлось уменьшить до 54 метров, потому что она накренилась и грозила «заваленьем». Стоп-стоп, а то вместо Йиглавы закинет нас сейчас куда-нибудь в Явор или Нысу. В летнее время на старушку-башню можно подняться. Её открыли для посетителей в 1991 году.
Загляните и в храм. Там находится уникальная Пьета середины XIV века. Изображение Мадонны считается одним из самых красивых во всей Чехии.
В 1599 году Ганс Гёрт (Hans Hirt),  золотых дел мастер из Нюрнберга сделал позолоченный баптистерий, он сохранился по сей день. В его центре — мраморная купель с резьбой на евангельские сюжеты.  Внутреннее убранство храма относится к эпохе барокко, храм внесён в список национального достояния страны.
— Мы так никогда не выберемся в наши дни. Придётся про все храмы, постройки, перестройки рассказывать.
— Не унывай. Хоть Йиглава и большой город, да мы с тобой и о столицах рассказывали. Что в один рассказ не вместится, то на два разделим! Да гляди уже! Вот это да!

Хоть это и не центральная площадь, но прямая дорога к ней! Думаю, мы с тобой быстро с историей расправимся. Долго в Йиглаве руду добывали?
— Около 200 лет. В конце XIV века серебряная лихорадка пошла на убыль. Самые богатые жилы исчерпали, а те, что поменьше, совсем пришли в негодность после землетрясения и последующего наводнения. Но Йиглаве такой упадок уже был не страшен. За время разработки руд торговля в городе поднялась на небывалую высоту, развивались ремёсла, на первый план вышла текстильная промышленность.  Она то и стала источником доходов горожан. Во второй половине XVIII века Йиглава стала самым крупным центром производства сукна в Австро-Венгрии.
Ага! Видел? Собор святого Игнатия! Да вид какой, даже ратуша на панораме площади!

— А я думаю, это не просто вид, а загадка. Чтобы нас с толку сбить. Как ты думаешь, что старше, собор или ратуша?

— Всяко может быть. Но если подумать, то в старой Йиглаве соборы испокон веку были. А вот о ратуше мы пока не упомянули. Поэтому предположу, что ратуша прежде собора святого Игнатия появилась.

— Угадала! Вот она!

Совершенно верно,  здание ратуши ведёт свою историю с начала разработки серебра, с 1234 года. И вместе с многочисленными перестройками в городе, связанными с пожарами, войнами, увеличением благосостояния ратуша изменялась и перестраивалась, к ней добавлялись всё новые здания  По истории её перестроек можно изучать архитектуру.  Давай рискнём и упомянем лишь о том, что в здании сохранился готический зал с очень даже необходимыми помещениями.

 На главном фасаде с XVI века видна надпись — девиз города «Город Йиглава и Слово Божье сохранятся в веках». Войти в ратушу можно, договорившись об экскурсии в центре туристической информации.

Вот выдержка с сайта : Sightseeing for groups after previous order in the Tourist information centre, by telephone +420 567 167 158 or e-mail tic@jihlava-city.cz.

— Ура! Сработало! Смотри, вот вид главной площади! Даже башни собора святого Якова видны!

Кажется, можно уже и по площади погулять! Ой…. Опять всё пропало. Не видно ничего в тумане…. Хоть бы опять в XIV век не угодить….
— Наверное, надо немного про главную площадь рассказать. Ведь не сразу она стала такая эклектичная. Масариково намести считается самой большой площадью в Чехии и одной из самых больших во всей Европе.

На протяжении веков главная торговля проходила здесь. Владельцы домов отдавали первые этажи домов под многочисленные лавочки. В некоторых располагались питейные заведения, постоялые дворы, позже — различные конторы. Не раз и не два пожары наносили, казалось, непоправимый урон Йиглаве. Но каждый раз богатые горожане отстраивали свои дома вновь и вновь. Менялись вкусы, один стиль сменял другой. И сейчас вкрапления разных эпох прослеживаются то в одной, то в другой точке площади. Жаль, опять ничего не видно….

— А ты не заметил?

Вот, опять, видел? Дом с сохранившимися галереями, да ясно так показался.

— Видел! А сейчас дом с ренессансным экркером промелькнул. А парапет рядом — это остатки городских стен.

  Аркады в Йиглаве  не уцелели, не то что в Границах или Домажлице. Народ здесь побогаче был, они на ренессансе не остановились, Йиглава была и барочной, да и классики здесь много….. Я думаю, нужно ещё о барочном времени,  XVII веке рассказать.

— Ты имеешь в виду церковь святого Игнатия, что на главной площади, то есть Масариковом намести?

— Именно! Вот и она!

Церковь напоминает о тех временах, когда здесь обосновались иезуиты. В барочном иезуитском храме хранится величайшая святыня Чехии — готическое распятие, так называемый Крест Пршемысловичей.В пристроенном слева крыле когда-то была коллегия иезуитов.

Рядом с ней находится вход….

— …. в катакомбы. Мне страшно…..

— А делать нечего. Либо здесь стоять и всю историю города вспоминать. Либо в катакомбы спускаться. Видишь, стена и дверь чётко обозначена. Пойдём, не трусь. Если уж в Йиглаву ехать, то непременно в катакомбы надо спуститься. Во всей Чехии они вторые по протяжённости — их общая длина 25 км.

— А самые длинные подземные коридоры в Зноймо?

— Совершенно верно, этот город у нас с тобой в планах числится. Если только отсюда выберемся…. Иди за мной. Осторожно, не отставай. В некоторых местах проходы совсем узкие — 80 см и низкие — только 120 см. Но есть и широкие галереи — 2,5 метра шириной, 3,5 высотой. Подземные коридоры сетью раскинулись под всей старой частью города. Находятся они на трёх уровнях. На первый уровень можно спуститься из подвалов дома, он лежит на глубине 2-4 метров под улицей, он самый старый, эти тоннели выкопали ещё в XIV веке. В XVI веке ушли вниз на глубину от 4 до 6 метров. В некоторых местах есть даже третий, самый низкий уровень — от 8 до 14 метров глубины, это уже поздние коридоры, их добавили в XVII веке и то не везде.

Тут как бы в лужу с водой не угодить. В центре каждой подземной «площади», в подвале каждого дома устроено небольшое отверстие для того, чтобы туда собиралась вода. А ту воду, что стекала по стенам между коридорами собирали в небольшой бассейн, который находится в самой глубокой части. Смотри, тут ещё и вентиляционные шахты, так что задохнуться здесь невозможно. Да и без воды не погибнешь. Многие тоннели ведут к подземным колодцам.

— А зачем такая разветвлённая система? Помнишь в Таборе, мы тоже в подземелье спускались, но там всё гораздо скромнее. Почему в Йиглаве такая подземная сеть?

— Историки до сих пор однозначно не могут ответить на этот вопрос. Сначала краеведы верили, что это просто заброшенные шахты, оставшиеся от выработки серебряной руды. Есть доказательства того, что катакомбы построили с военными целями. А сейчас исследователи склоняются к тому, что всё же эти подвалы использовали с экономической точки зрения. Ведь когда запасы серебра выработали, Йиглава уже твёрдо стояла на ногах торговли и производства сукна. И купцам, и ремесленникам необходимо было где-то держать товары. Скорее всего, что подвалы углубили, расширили и удлинили именно как складские помещения. Что ещё могли делать горняки, оставшиеся не у дел?

В XVIII веке многие тоннели забросили, другие стали частью канализационной системы города. В XIX веке их и вовсе засыпали мусором. Ох, и потрудились жители города на очистке подвалов. Ведь мусор забил подземные коридоры, не давал воде стекать и тоннели заполнились водой.

Во время войны подвалы служили бомбоубежищем. И только в 1957 году первый километр катакомб открыли для посетителей. Это стало первой ласточкой — в последстии их постепенно приводили в порядок. В 1969 году даже закрыли «насовсем» и открыли вновь только через 20 лет! Хорошо, что сейчас зима и мы тепло одеты, а то замёрзли бы. Температура здесь всегда постоянная — от 8 до 12 градусов.

Ты что остановилась?

— Да посмотри же! Вот это да! Сияющий коридор!

— Ты правильно назвала это место, именно так это и называется — «сияющий коридор». Стены в этом тоннеле покрыты молочной плёнкой. Если на неё посветить, то она излучает зеленоватый свет. Этот тоннель находится на глубине 11 метров, он достаточно просторный — чуть больше двух метров шириной и почти три — высотой.

— А что это за сияющая плёнка?

— Обнаружили её сравнительно недавно, в 1978 году спелеологи-любители. И никто не мог объяснить это явление. Ясное дело, всё приписывалось сверхъестественным силам и какие только легенды не ходили по городу. Говорили, что свет исходит от костей монахов, здесь захороненных. Чуть позже пошли слухи, что под землёй находится неизвестное радиоактивное вещество, от него и исходит свет. Уже в наши дни учёный совет Йиглавы вызвал специалистов Пражского Карлова университета. Они и выяснили, что плёнка — дело рук человеческих. Она содержит цинк, серу и бор. Этим смертельным раствором и покрыли стены. Зачем и по чьей указке — вот это загадка. Возможно, сияющие коридоры пометили для ориентации заблудившихся в катакомбах, когда здесь было бомбоубежище. А может быть просто испытывали новое средство освещения. Теперь уже трудно сказать.

По сей день все тайны подземелий до конца не раскрыты. Время от времени в одном из коридоров катакомб слышится органная музыка. Хотя поблизости нет ни одного здания или храма, откуда она могла быть слышна. Музыку слышали даже археологи, которые работали в Йиглаве летом 1996 года. Что это за звуки и откуда они слышны установить не удалось.

— Смотри, а здесь — целая деревня. Похоже, это рудокопы, а вот и их инструмент.

— Совершенно верно! В катакомбах устроена экспозиция средневековой шахты и добычи серебра. Очень интересна выставка горнодобывающего права. Здесь представлены два персонажа — богатый патриций Йиглавы и рудокоп.

— Давай расскажем о расписании работы катакомб. Ведь войти в них можно строго по расписанию — экскурсии начинаются каждый час. В апреле — первая — в 10, последняя -в 16. В 13 часов входа нет, перерыв на обед. В мае добавляется ещё одна экскурсия в 9 часов. С июня по август катакомбы работают на час дольше, последний заход — в 17 часов. В сентябре сеанса на 9 нет. В октябре часы работы с 10 до 15. В январе тоннели закрыты.
Помните о перерыве на обед — если вы не попали на 12 часов, то придётся ждать до 14!
В ноябре, декабре, феврале и марте нужно договариваться по телефону или электронной почте, и то, если вас соберётся минимум 10 человек.
Билет стоит 60 крон, существуют детские скидки. Минимальное число туристов — трое, больше 45 человек входить нельзя. Экскурсия продолжается полчаса. Часть её называется «Тайны подземелий Йиглавы».

— Идём наверх?

— Не здесь же оставаться. Пойдём оставшиеся загадки разгадывать. Кажется, их не так много и осталось.

Ничего не понимаю. Это Йиглава? Какой век?

— Вот на это чудище на главной площади посмотри и увидишь, что кроме как коммунякам, больше никому в голову бы и не пришло так испохабить историческую площадь.

Сдаётся мне, закончились наши приключения в вообще,  всё это нам с тобой привиделось. Пойдём, съедим по пирожному, за чашечкой кофе всё обсудим.

Если Вам доведётся побывать в Йиглаве, мы настоятельно рекомендуем кофейню «Игнац», она слева от собора святого Игнатия.

В тёплом и уютном кафе на главной площади совсем не хотелось вспоминать о произошедшем. Да и боязно было. Не накликать бы беды. Мы старались ни о чём не вспоминать и вести себя как обыкновенные туристы. Выйдя на свет божий, прошлись ещё по площади Масарика, щёлкнули неизменную Чумную колонну, она напоминает об окончании моровой язвы и стоит в городе с 1690 года напротив городской ратуши.

Подошли к застывшему фонтану. Он в Йиглаве тоже старинный, конца XVIII века, его соорудили на месте двух колодцев.  Украшают чашу фигуры Нептуна и Амфитриты. Амфитрита в греческой мифологии была нереидой, богиней океана, женой бога морей Посейдона.

Неспешно прошли по симпатичным городским улицам.

Йиглава действительно очень эклектичный город. Но если во многих местах эклектика — это самостоятельный стиль и зодчие конца XIX века придерживались его при постройке новых зданий, то в Йиглаве это чаще всего перестройка старинных домов. Вот этот — явно раньше был ренессансным, современный же его вид относится к модерну.

На площади Масарика мы видели готические своды и арки, ренессансные эркеры и прочие детали, явно подтверждающие старинное происхождение здания.

Дошли до парка Густава Малера — его считают самым знаменитым жителем Йиглавы. Увидев монумент музыканта, мы переглянулись и опять промолчали. Австрийский композитор провёл в Йиглаве детство, он родился в 1860 году, а уехал в Вену в 1875 г.  В Йиглаве чтят его память. Парк Густава Малера разбит на месте бывшей синагоги, будущий директор Венской оперы посещал вместе с родителями.

— Жаль, мы с тобой поближе к скульптуре композитора не подошли. Тут еще есть каменные птицы и рыбы. Птицы украшают ворота парка и привлекают внимание к статуе композитора. А три рыбы и десять маленьких водных струй символизируют десять симфоний Малера. В южной части парка открыт фундамент не сохранившейся синагоги.

Неспешным шагом дошли до единственной уцелевшей башни Богородицы.

Рядом с ней — церковь Вознесения Девы Марии.  Её барочный вид — обманка, поздняя перестройка древнего храма, его возвели аж в 1250 году! Храм очень необычно ориентирован — на юг, по направлению к итальянской Ассизи, где жил святой Франциск Ассизский.

В храме сохранились остатки готической росписи. И ещё уцелела фреска XV века, она называется «Осада Йиглавы». Это изображение подчёркивает исключительную важность города в средние века.

— Поедем уже?

— Подожди. В Йиглаве ещё одна достопримечательность осталась — межевые камни. Их сохранилось четыре. Поставили их на границе Моравии и Богемии во время царствования и по повелению Марии-Терезии, в 1750 году. Она устала разбираться в территориальных спорах этих регионов и решила покончить с ними навсегда, закрепив границу и водрузив непоколебимых свидетелей -межевые камни. На их гранях можно видеть символы обеих регионов — и Моравии, и Богемии.

Сейчас эти камни находятся на пересечении улицы Сокольская и улицы Иржи из Подебрад (Jiřího z Poděbrad), на улицах Поленска (Polenská ulica) , Геролтиска  (Heroltická) и улице На Граници (Na Hranici) .

Мы долго не вспоминали о приключении в Йиглаве. Погода в остальные дни этой чешской новогодней покатушки была хорошая, мы совсем забыли о густом тумане и провалах во времени. А потом я стала просматривать расписание работы музеев в Йиглаве и нашла объявление о том, что в январе катакомбы закрыты….. По телу пробежал холодок. А в папке с фотографиями и надписью «Йиглава» осталась вот эта запись.

Источники: городской сайт Йиглавы. http://tic.jihlava.cz/EN/index.asp  Оттуда и снимки взяты.

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить