Прага. Староместский разговор

— Что ты собираешься в Праге на этот раз посмотреть? И ещё один вопрос — для кого ты свои отчёты придумываешь? По Праге и так столько написано, у Яндекса с Гуглем семизначные цифры в графе «найдено вариантов» висят. Куда ещё?

-Отвечаю сразу на второй. Пишу для себя — чтобы всё виденное ещё раз переосмыслить и запомнить. Для друзей и своих почитателей. Которые меня почитывают. В основном для тех, КтоВпрагеНебыл. Когда о ПРАЖСКИХ ХРАМАХ писала, хотела тебя спросить — ты не будешь возражать, если я этот пост своей интернет-подруге посвящу. Я хочу ей что-то подарить. Пусть этот очередной пражский рассказ ей будет посвящён. Utelias_ulla её ник в интернете.

— Не вижу препятствий. Фотки только у тебя — третий сорт. И ты мне ещё на вопрос не ответила — что смотрим сегодня?

— Про фотки — согласна. Я же только ещё учусь! Обещаю научиться. А про маршрут — не знаю. Поль Теру, американский писатель и путешественник однажды сказал: «Опасно слишком много знать о результате: путешественника, который знает маршрут, скука одолевает так же быстро, как писателя, заранее продумавшего сюжет».  Просто продолжим, а там — видно будет. Для начала — в Ратушу зайдём. На первом этаже вестибюля —  замечательные мозаики. «Княжна Либуше предсказывает славу будущей Праги» — на западной стене.

«Прага славянская» — на восточной.

— И лезем на башню Ратуши. Хотя, я погорячился. Никуда лазить не надо. В башню лифт вмонтирован.  Интерьеры Ратуши придётся осматривать в другой раз. Они не вместились в нашу четырёхдневную программу.

-Я маленький клип смонтировала из видов площади с Ратушной башни. Получилась довольно любопытная круговая панорама.  Кому интересно — посмотрит. Если нет — мы идём по улицам Старого места гулять.


А на карте показан наш примерный маршрут.

— Он у нас не совсем логичный. Мы с тобой от Площади Республики  шли к Общественному дому. Потом по Целетной, Овощному Тргу, Железной улице вышли  к Старомеской площади.

 А потом еще гуляли по Парижской и по Еврейскому кварталу.

— Так ты считаешь, что эту часть надо назвать «Один день в Праге» и включить в неё то, что можно посмотреть и за полдня, и за день?

-Да. Сделаешь существенное дополнение к «ДВА ЧАСА НА ПРАГУ». Те, у кого всего полдня на город, могут выбрать между Пражской и Целетной. У кого целый день — полностью посвятить его Старому месту. Только давай предложим ещё один вариант прогулки по этому району. Тот, который обозначен  в нашем старом путеводителе.

Правда, такой маршрут тоже имеет недостатки. Если по нему идти, то улица ОвОчный Трг — мимо! А она очень красивая! И включен лишь маленький фрагментик Парижской.

-Да, и ни Кози, ни  У Колковни не попадают в такой расклад.

— Кажется, больше половины дела сделано — маршрут определён! Теперь осталось памятники наметить.

-Подожди. Здесь неувязочка. Надо наш красный маршрут немного подкорректировать, чтобы туда-сюда по одному и тому же месту не ходить. Мы от Общественного дома начинали, а надо — от Староместской площади. Давай сделаем что-то, похожее на петлю, а не на кривую. Хотя бы так.

— Слушай, а что это мы маршруты составляем, рекомендации прописываем! Сами кого вначале цитировали? Помнишь, что хорошо спланированное путешествие может оказаться просто скучным. Неужели нельзя просто по Праге побродить? Без карт и схем? В кафе, в конце концов посидеть, или в пивной. И шагать, куда кривая выведет.

— Конечно, имея карту в кармане, чтоб совсем не заблудиться! Старое место с запада и севера ограничено петлёй Влтавы, там упрёшься в реку. А если к юго-востоку отклониться — выйдешь к Вацлавскому намести, это Новое место. Тоже стоит посмотреть!

— Всё. Хватит разговоров! Начнём с  Целетной!

— Только жаль, что мы с тобой  оставили дома старый путеводитель. В Дорлинге об этой улице общие слова — что была частью Королевской дороги из Вышеграда в Град. И ещё, что это часть древнего торгового пути из Восточной Чехии. А Целетна —  по названию особого рода выпечки — плетёнки, которая здесь и стряпалась. Мы с тобой на ней только дом  «У Чёрной Богоматери» — №34 сфотили. Потому что — на площади находится, на углу, где Целетна и ОвОчный Трг сливаются, там достаточно места для снимка.

-Столетний дом, возведен в 1912 году в стиле «кубизм». А вот «домовый знак» — скульптура «Чёрной Божией Матери» — справа на углу второго этажа,  относится к XVII веку.

— Интересное здание. Кроме него на Целетной  еще Пахтов дворец (№36), Миллесимовский дворец (№13), Дворец Грзанских (№12), «У Золотого оленя» (№11), Сикстов дом (№2).

— Будешь о них рассказывать?

-Нет. Снимков нет. Следующий раз запечатлим, тогда и расскажем. А сейчас — только панорамы Целетной, которая к Чёрной (Пороховой) Башне выводит.

(Для более любознательных — ещё один клип с Целетной, Чёрной башней и Общественным домом.)

— Раньше — в XV веке, Чёрная Башня стояла около  Королевского двора, он тогда  совсем рядом располагался. Потом король в Град переехал и Башня вроде и не нужна стала.

-А ещё раньше  она была частью укреплений Старого места — городскими воротами. «Пороховыми» ворота стали называться с 1715, когда в них был пороховой склад.

— В начале следующего столетия совсем обветшала и уже приговорена была к сносу, до которого так  и не дошли руки,  всё откладывали. Говорят, из-за установленных на башне часов. И дожила Пороховая до реставрации.

-Мне она немного напоминает Старомейстскую башню Карлова моста.

-Так и есть. В 1886 её отреставрировал Йозеф Моккер по образцу мостовой башни.

— На этой же площади Намести Республики, примыкающее к башне здание стало символом Праги начала XX века. Общественный дом. Вот фрагмент.

-Жаль, я не сфотографировала больше деталей. Фото сделано в дождливый день и не так впечатляет, как само здание. У меня даже голова закружилась от его красоты и гармонии.

— Знаешь, это место очень знаменательно.  Здесь решались судьбы не только Чехии, но и всей Европы.

-Ты про Королевский двор, который стоял точно на этом месте и был резиденцией правителей Чехии около ста лет?

-Совершенно верно! А с 1454 по 1458 здесь жил чешский король Иржи из Подебрад.

-Тот, который подал общественному консилиуму жалобу на Папу Павла II?

-И глава церкви проклял его, лишил трона и провозгласил еретиком. Умер Иржи здесь же, в своей Королевской резиденции, стоявшей на месте Общественного Дома, в самый разгар битвы чешского народа с римской церковью.

— А ещё из того знаменательного здания в XV веке было отправлено послание всем европейским дворам, призывавшее укрепить отношения и отделить политическую жизнь от церкви. Это письмо считается первым шагом к созданию ООН сотни лет спустя.

-Теперь идём на улицу Овочный Трг. Чтобы попасть туда, надо по Целетной назад вернуться. Овочный Трг отходит небольшим рукавом от центра Целетной на юго-запад и заканчивается Сословным театром и Каролинумом.

-Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что на улице Овочный Трг торговали фруктами и овощами. Правда?

-Верно. Только торговля была оптовая. В отличии от суетной Целетной, Овочный Трг довольно спокойный. Вот её вид в сторону Целетной.  Каролинум и Сословный театр у нас за спиной. Слева  в конце улицы виден «Дом У Черной Богоматери».

— Мне здесь очень жёлтый дом понравился. Такой пражский. Помнишь, мы с тобой в Риге модерном восхищались. Там он — чисто рижский. А здесь — свой собственный, как Матроскин говорил.

-Если  на 180 градусов развернуться, то  увидим театр.

-Замечательное здание. В этой части города — довольно редкий классицизм.

-Не то, чтобы совсем редкий. Просто расположен удачно,в центре площади, как того и требуют каноны классицизма. Другие — теряются в плотной городской застройке.

-Интересно, что почти во всех путеводителях он назван Сословным, и только в одном — Ставовским.

-Stav — по-чешски — сословие. Чешские «ставовы» купили театр после смерти его основателя, графа Франца Антона Ностица-Ринека. Так и стал называться — Сословным или Ставовским.

-И не может быть, чтобы знаменитости там не отметились.

-При открытии, сам Вольфганг Амадей Моцарт дирижировал оркестром на премьере своей оперы «Дон Жуан».

-Справа от театра Каролинум? (Слева видна стена Сословного театра).

-По другому — университет, который был основан Карлом IV в 1383 году и назван его именем. Про постройки — перестройки будем рассказывать?

-Скучно. Упомянем, что от готического здания почти ничего не осталось. Поздние стилизации.

-Да, и в университете преподавал Ян Гус, а после его казни Каролинум был одним из основных центров гуситской революции.

-После поражения на Белой горе учебное заведение было передано иезуитам. Сейчас — один из самых престижных  университетов Чехии.

-Вот мы и на Железну вышли. Она тоже на Старомейстскую площадь выходит. Целетна от площади идёт строго на восток. Железна — на юго-восток. Соединяет их Овочный Трг. И получается треугольник.

Пройдём по Железной и через Староместскую попадём на Парижску. Она  отходит от площади на северо-запад и ведёт к Влтаве, к  мосту имени Сватоплука Чеха.

-Да, только отметим, что улица Овочный Трг после Сословного театра называется Рытиржска. Там тоже есть памятники архитектуры. В следующий раз заглянем. Ой, мы уже за разговорами почти всю Железну прошли.

-Ты что замолчала?

-Подумалось, что правильно ты свой отчёт о Праге назвал «Беглый взгляд». На Железной тоже очень много красивых домов. А мы с тобой общий вид только сняли. Даже неудобно перед улицей — на других отдельные дома отмечали, а у красавицы Железны — нет.

— Напрасно ты так. Почтовый адрес Сословного театра — улица Железна 11. У Каролинума — Железна, 9. Так что не обидели мы Железну.  И она знает, что ещё приедем, ей уделим больше внимания.  И ещё ей известно, что с Парижской не может тягаться. Там такая сецессия…

— Снимать, правда, крайне неудобно. Широкая — обе стороны в мой объектив не влезли. И зелёная — высокие деревья фасады закрывают, только верхние этажи снисходительно и величаво на туристов — букашек поглядывают.

-Да что мы всё разговоры разговариваем? Снимки давай сюда!

— Запиши в свою книжечку, что непременно надо задержаться у дома №128/V — «У Дворжаков», что на Парижска 22, «У Первого редута» №203/V — Парижска 19, и Парижска 15 (97/V).

-Что же мы с тобой, все самые замечательные дома мимо прошли, ошалев от общего вида улицы?

-Нет, кое-что у нас всё же есть. Например — «У Двух Малорусек» — Парижска 16 (№125/V) 1905 -1906 года Матея Блеха и Йиржи Юстих.

И ещё один выдающийся на фоне великолепных — Парижска 17 ( №98/V), появившийся годом позже, творение Рихарда Кленка и Франтишека Вейра.

-Ой, и «У первого редута» нашла! Вот, смотри, белый угловой, на первом плане! Бедржих Бенделмаер его строил?

 -Да, в то же время, 1905-1906 года. Тогда повсеместно в Праге трущобы были снесены, и на их месте просто фантастические здания построены.

-Доходные дома?

-В основном. Также — банки, страховые компании, здания общественного пользования.

-Ещё один важный дом на Парижской откопала. Правда, на заднем плане, когда снимала Старонову синагогу он в кадр попал — «У Дворжаков». С зелёной башней.

Теперь — Широка.

На ней столько замечательных домов, просто не знаю, на каком остановиться.

-Остановись на том, который в путеводителе есть. «У Трёх Мушкитёров» Франтишека Никласа 1906-1908 годов, Широка 15 (124/V). Как бы лучше его показать? Опять  пришлось нужный дом в общей панораме отыскивать. Здесь не вижу.

А, вот, пожалуй, здесь хорошо. На первом плане справа.

Здесь долго можно стоять. Эркера, балконы, башни, фронтоны, портики, и даже дымоходы рассматривать. Это детали, которые составляют «историзм» или «сецессию» другими словами. Стиль в архитектуре, навеянный предыдущими стилями от готики до ампира.

-Мы с тобой немного непоследовательно показываем дома, не по маршруту. Надо было  на Парижской прерваться,  Широку показать, а потом опять к Парижской вернуться, как мы и ходили.  Широка же пересекает  Парижску примерно посередине.

-Думаю, читатели разберутся. Мы ведь схему приложили. А рассказ пусть будет в таком порядке — Парижска, потом Широка. Хотя мы шли по Парижской, потом свернули влево на Широку, обошли Еврейский квартал, рассказав о синагогах в отчёте «Пражские храмы», вернулись на Парижску и дошли почти до её конца.

Вернулись по Парижской до Билкова и прошли немного по ней. Вот Билкова.

С Билкова — на Духну.

Потом — направо по На милосердных, с этой улицы — налево к улице У Обецнего двора. Обецни двор славиться Гранд-отелем «Париж» 1904 года (Ян Вейрих).

Немного прошли по Везенской.

Пересекли Кози — вот угол двух улиц.

Далее свернули на улицу У Колковне.

У Колковне выходит на Длугу, в глубине уже и башня Ратуши виднеется.

Но мы не на Длугу, а  на Кози налево свернули. Панорама Кози.

Дошли до Гастальской и свернули направо на неприметную Рамова. Потом, налево на Длугу.

Затем, направо на Рыбную до Машной. Угол двух улиц.

От нее -направо на Машну, которая вливается в Длугу. По Длугой вышли  на Староместскую площадь. Заглянули на узкую Тынску.

Это — панорома Длуги у Старомейской площади.

И напоследок — опять по Карловой улице пройдём. Теперь уже не спеша по Лиловой и Гусовой погуляем. В рассказе «Два часа на Прагу» мы их только упомянули.

-Значит, от Старомейстской площади идём на запад, по улице Карлова и оказываемся на Малом намести.

-Если её старшая сестра — монументальна и просторна, то Малая — интимна и спокойна. Дома здесь познероманской эпохи, перестроены во всех последующих стилях от готики и ренессанса до классицизма и модерна.  Смотри, каков дом «У Ротта». Его украшают фрески чешского художника XIX века Микулаша Алеша.

— Ярко желтый с полосками дом в два окошка называется «У Золотой лилии» — Малое намнести 12.

Рядышком, дом 12, — «У Золотого рога». Он в кадр не вошёл. Да и «У трёх белых роз» под номером 3 прошлёпали. Меня здесь не столько этот дом привлёк, сколько ретро-автомобили.

-Правда. Если уж кататься на машине по городу, то на такой!

-Мы опять ныряем на Карлову и идём по ней до Гусовой, где поворачиваем направо.

-Зачем? Опять круги нарезать? Нам налево надо, к Вифлиемской площади и часовне хочу!

-И я хочу. А мы вот так сделаем.

Петельку небольшую заложим, зато Марианскую площадь увидим со зданием Новой ратуши 1912 года. На углах здания две статуи — Лёва бен Безалела (творца железного Голема) и Железного Рыцаря.

-Обойдём квартал по Семинаркой и вернёмся на Гусову. Семинарска.

 

-На большинстве старых домов встречаются знаки отличия — средневековые «почтовые адреса». Как на Гусовой.

 

-От Гусовой на запад, параллельно Карловой отходит улица Ретезова.

Но мы от маршрута не будем отклонятся, по Гусовой идём.

На ней Зигмунд Фрейд потешно висит. То ли спускается, то ли наоборот, хотел вскарабкаться.

-И костёл святого Ильи в перспективе Гусовой. Утвержать точно не буду, но, кажется, какой-то из этих домов — дворец богатого вельможи и мецената, высшего маршала чешского королевства, вицекороля Неаполя Яна Вацлава Галласа.

-А для постройки пригласил венского придворного архитектора Фишера из Эрлаха в начале XVIII века. До сих пор дом называется «Дворец Клам-Галласа». В своё время стал самой прекрасной гражданской постройкой пражского барокко.

-Подожди чуть чуть. Я до улицы Скоржепки добегу. Смотри, какой необыкновенный дом на углу стоит!

-Вот, наконец и на площадь Вифлиемскую вышли. Конечно, она по Вифлиемской часовне названа. Мы про неё уже рассказывали. (см. «Пражские храмы»).

Давай площадь обойдём, пару снимков сделаем. 

-От Вифлиемской площади возвращаемся назад на Карлову улицу, к Карлову мосту. По Лиловой.

-Ой! Тут Злата улица! Ты говорил по ней надо пройти!

-Не путай. Это — не та знаменитая Злата, та в Граде находится. Эта Злата в Старом месте среди улиц затерялась. Любопытная. Пойдём, горе-фотограф. Наснимала, людям показать стыдно!

-Злату Старомейстскую — стыдно. Карлову — нет!

-Уф, кажется всё! К Карлову мосту вышли. За ним — Малая страна, другой район Праги.

— Большую работу ты провела, составляя этот путеводитель по Старому Месту Праги.

— Без тебя я ничего бы не сделала. Кто на бесконечные вопросы отвечал? Кто наши маршруты составлял и заранее знал, что нужно посмотреть? Кто тексты редактировал, правил, корректировал?

— Но основная заслуга — не моя. И не твоя. Праги — в первую очередь. Тех, кто строил её, создавал. Поэтому мы имена архитекторов и заказчиков упоминали. И еще — низкий поклон Цтибору Рыбару за его путеводитель по Праге, изданный в 1972 году, Владимиру Соукупу — автору книги о Праге из серии Дорлинг Киндерсли. В этой книгой мы гуляли по улицам города, оставив старый путеводитель дома, боялись потерять в дороге. И огромное спасибо Томашу Риглу за современный альбом по Праге. Без этих книг мы бы с тобой не справились.

-Как и без карты по Праге. И карт Гугла, которыми пользовалась, чтобы отмечать маршруты. Вот такой у нас подробный Старомейстский разговор получился.

-Ведь это ещё не всё. Знаю тебя, дотошную. Пока все виденные уголочки не покажешь, ни за что не успокоишься. Назначай своим читателям следующее свидание.

-Жду вас у ворот Града.  Ведь «вначала была Прага. И был у Праги Град…» Utelias_ulla, приходите пожалуйста! «Пражский град. История легенды».

 Авторские рассказы о Праге:

Прага. Беглый взгляд.

По ту сторону Карлова моста.

В излучине Влтавы.

До свиданья, Прага.

Два часа на Прагу.

Прага. Старомейстский разговор.

Пражские храмы.

Пражский Град. История легенды.

Прага. Градчаны.

Прага. Малая страна

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Душевно блгодарю! Да это королевский подарок! Уже готовая экскурсия по Праге, с картой и маршрутом! Обязательно поеду, погляжу все своими глазами.

  • Настоящий высокопрофессиональный и вместе с тем занимательный путеводитель! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *