Часы М.Медокса «Храм Славы»

Часы М.Медокса Храм Славы. Из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

1.Часы М.Медокса «Храм Славы»
2.Михаил Медокс
3.Часы «Храм Славы» — автомат сложного действия
4.Часы «Храм Славы» — прославление императрицы Екатерины II
5.Механическое действие часов «Храм Славы»
6.Выставка 1872 года
7.Описание действия часов «Храм Славы»
8.Судьба часов Медокса после выставки
9.Действие механизма часов Медокса
10.Заглохший механизм

Часы М.Медокса «Храм Славы»

Напольные часы «Храм Славы», созданные Михаилом Медоксом из собрания Государственной Оружейной палаты являются самыми знаменитыми в собрании музея. Удивительное эмоциональное воздействие на зрителя «Храма Славы» кроется в уникальности этого памятника, его благородном происхождении и дальнейшей неординарной судьбе, как у истинного сына XVIII века. Михаил Егорович Медокс, англичанин по происхождению, приехал в Россию в 1766 году в возрасте около двадцати лет умелым механиком, осведомленным обо всех достижениях европейского часового производства.

Михаил Медокс

Он преподавал физические и математические науки це­саревичу Павлу Петровичу — сыну императрицы Ека­терины II. А десять лет спустя Медокс переехал в Мо­скву, где получил привилегию на театральные пред­ставления. В 1780 году он закончил сооружение театра на Петровке, где и вел антрепризу до 1805 года, когда по неосторожности театральных служителей произошел большой пожар, полностью уничтоживший театр. Из желания угодить императрице Екатерине II Ме­докс решил соорудить машину для «пьесы механичес­кой», но окончил ее уже после смерти императрицы, в 1806 году.

Часы «Храм Славы» — автомат сложного действия

Напольные часы «Храм Славы» относятся к известным с XVI века механическим часам – автоматам сложного действия. Механизм таких автоматов не только заставлял стрелки показывать время на циферблате, но и приводить в движение разнообразные фигуры и звучать мелодии.
Медоксом был соблюден, выработанный для подобных автоматов в середине XVII века механиком Героном принцип: части конструкции автомата должны были быть столь малы, чтобы в них не мог спрятаться человек, который якобы обслуживал механизм.

Для часов «Храма Славы» Медокс разработал сложную идеологическую программу. Прибегнув к образам античного мира, используя художественные приемы классицизма, Михаил Медокс в своем творении прославил просвещенное правление русской императрицы Екатерины Великой, чьим покровительством он пользовался.

Часы «Храм Славы» — прославление императрицы Екатерины II

— Смысловыми доминантами Медокс сделал бронзовые скульптуры Аполлона и Минервы, стоявшие когда-то на ступенях серебрянной лестницы. Между ними находилась центральная фигура Геркулеса, олицетворяющего военную силу и мощь.

— Главным итогом правления Екатерины Великой М.Е.Медокс считал победу над турками, завоевание Черного моря. Эти события стали ключевыми в идее «Храма славы». На всех восьми дверцах ящика на фоне голубого муара помещены изображения Нептуна и Тритота, богов морской стихии, покорённой русской самодержицей. Они перекликались с живописными изображениями сражения при Чесме и взятии Очакова, теперь к сожалению утраченными.

— При Екатерине II русское государство расширило свои границы от Польши до Крыма и прочно утвердилось как в Европе, так и в Азии, чьи аллегорические фигуры патинированной  бронзы не случайно вынесены на передний план в основание «Храма Славы». С оборотной стороны ящик поддерживается фигурами Африки и Америки. Примечательно, что в период разработки концепции часов Аляска, часть Америки, ещё входила в состав Российской империи.

Механическое действие часов «Храм Славы»

— Чрезвычайно сложным было механическое действие часов. Во время хода хронометра после боя в определенное время звучал орган, исполняющий гимн в честь русской императрицы. Занавес, окружавший колонны, поднимался. Два ряда хрустальных трубочек, расположенных на фоне желтой и оранжевой фольги, вращались вокруг белого циферблата с подписью Медокса, имитируя солнечное сияние. В тот же момент открывались передние створки ящика, демонстрируя картину искусно сделанного водопада, в котором такие же хрустальные трубочки, вращаясь вокруг своей оси и двигаясь по вертикали, рождали иллюзию струящейся воды. Крупные центральные тюльпаны открывали лепестки, усыпанные стразами и на пирамидальных пестиках можно было рассмотреть живописного двуглавого орла и знаки русских орденов. И над всей этой феерией каждые пять секунд заботливые орлицы роняли в клювы своих птенцов жемчужины. Сложное и разнообразное действие подчинялось единому заводу всего механизма. Самостоятельного завода требовал часовой механизм и металлофон, расположенный рядом с органом в ящике и воспроизводящий фрагменты двенадцати мелодий.

Часы М.Медокса
Часы М.Медокса «Храм Славы». Фрагмент

Выставка 1872 года

…30 мая 1872 года при огромном стечении публики у стен Московского Кремля по инициативе Император­ского общества любителей естествознания была открыта первая в России Политехническая выставка. Она была приурочена к двухсотлетию со дня рождения Петра I, много сделавшего для развития в России науки и тех­ники. Особенно привлекали внимание уникальные часы работы знаменитого механика — Михаила Медокса.

Вот ещё одно описание действия часов.

Описание действия часов «Храм Славы»

Дважды в день, когда часы должны были отбивать время и играть старинную мелодию «Гром победы, раз­давайся», публика плотным кольцом окружала это чудо. механики и находящегося здесь же дежурного экскур­совода.

Машина представляла собой большие бронзовые зо­лоченые часы, названные самим механиком «Храм сла­вы». На мраморном ступенчатом плинтусе стояли четы­ре черные бронзовые женские фигуры, изображавшие ча­сти света: Европу, Азию, Африку, Америку. Аллегори­ческие фигуры поддерживали кубической формы ящик, фанерованный карельской березой.

После боя часов через каждые три часа (в 3, 6, 9 и 12 часов) играла музыка, и дверцы, расположенные на лицевой стороне ящика, растворялись, открывая взору живописный пейзаж со скалами, упавшими деревьями и бушующим водопадом. Вращение множества хру­стальных витых стержней давало иллюзию падения воды.

Над музыкальным ящиком находился сам «Храм славы» с тремя высокими золочеными колоннами. Вер­шина каждой колонны завершалась фигурой орлицы, кормящей орленка в гнезде. Через каждые пять секунд из ее клюва в разинутый клюв орленка падала жемчу­жина.
Колонны соединялись между собой гирляндами роз и других цветов из чеканной и золоченой бронзы. В середине между колоннами — фигура Геркулеса с па­лицей и древесный пень, на котором укреплен большой круг, изображающий солнце. На нем белый циферблат с римскими цифрами и надписью: «Михаил Медокс. Мо­сква». Вокруг циферблата множество хрустальных ви­тых стержней, которые во время вращения имитирова­ли сияние солнечных лучей.

Изделие украшено многочисленными миниатюрами, мифическими и аллегорическими изображениями. Тут и Аполлон с Пегасом и девятью музами на горе Пар­насской и бог морей Нептун с дельфинами, покрови­тельница наук богиня Минерва и бог солнца Гелиос.

Среди фигур амуров, цветных камней и надписей — изображение морского сражения при Чесме между рус­ским и турецким флотом. Бронзовый чеканный барель­еф изображает вступление Екатерины II на престол, а небольшая миниатюра — памятник Петру Великому с надписью: «Петру Первому — Екатерина Вторая».

Когда дела Медокса пришли в упадок, часы были проданы известному антиквару Лухманову, жившему на Лубянке, а затем украшали дом А. А. Тарлецкого на Тверской, 22, который и выставил их в отделе при­кладной физики Московской политехнической выставки.

Тарлецкий, вероятно, поместил часы в павильоне с намерением выгодно их продать. На это указывает объ­явление, помещенное в «Вестнике Московской политех­нической выставки» за 1 июля 1872 года, где сообща­ется о продаже различных старинных вещей, в том чис­ле и часов Медокса.

Судьба часов Медокса после выставки

Были ли часы проданы по окончании выставки или нет, неизвестно. Во всяком случае, когда 30 августа 1872 года выставка официально была закрыта, часы Медокса, как и другие экспонаты, находились еще в па­вильоне.

Со дня первой Московской политехнической выстав­ки прошло 50 лет, когда в Советской России обнаружи­лись следы творения Медокса. Созданные им часы были изъяты при попытке тайно вывезти их за границу. Часы возвратили в Москву, здесь их реставрировал часовой мастер Федор Яковлевич Мишуков, и через некоторое время они заняли достойное место среди экспонатов Го­сударственной Оружейной палаты.

И ещё один фрагмент с описанием действия механизма часов.

Действие механизма часов Медокса

Эти часы являются исключительно сложным автоматом, основанном на взаимодействии самых различных механизмов, предназначенных для воспроизводства удивительных сцен, а также музыкальных номеров. Когда часы показывают и бьют три, шесть, девять или двенадцать раз, то куранты начинают играть, затем раздается органная музыка, после чего поднимается занавес и нашему взору открывается во всем своем величии «Храм Славы» и вид на ландшафт с водопадом, что с шумом свергается с утесов. Виден пьедестал, на котором установлена винтовая пирамида, и два лебедя, плавающие внутри пирамиды; в середине же пьедестала — звезда. Затем появляются фигуры в освещении лучезарного Солнца под аккомпанемент органной музыки. Каждая фигура символически изображает одно из славных событий времен Екатерины.

Заглохший механизм

Такую диковинную машину мог задумать и создать лишь весьма незаурядный человек, каковым был Михаил Медокс. О личности создателя «Храма Славы» сведений много, но они весьма противоречивы. Судьба часов, оказавшихся в Оружейной палате после революции тоже весьма непростая. Они меняли владельцев, колеся по просторам Российской империи. Всеобщее восхищение творение Медокса вызвало на Политехнической выставке 1872 года. В 1928 году часы были переданы в Большой Кремлевский Дворец для украшения интерьера. В марте 1929 года сборку корпуса часов и подбор новых болтов осуществил талантливый реставратор Ф.Я. Мишуков. Починить механизм не удалось даже немецким специалистам 1-ого Часового завода. Частично он был восстановлен лишь в 1994 году мастерами фирмы «Стройэкология». Кремлевские реставраторы теперь изредка вращают витые хрустальные трубочки вокруг циферблата Тогда открываются передние дверцы «Храма Славы» и начинает звучать музыка, донося до зрителей нового тысячелетия отголоски блистательного XVIII столетия.

Доклад: «Напольные часы М.Медокса из собрания Оружейной палаты» Михайлова Е.В.university.rsuh.ru/horology/journal/219.htm

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *