Брно. Моравская картинная галерея

Моравская картинная галерея

в городе Брно –

второй по величине музей изобразительных искусств в Чешской республике после Национальной галереи Праги. Образован он был в 1961 году после объединения картинной галереи Моравского областного музея с Моравским промышленным музеем. Размещается в нескольких зданиях, три из которых находятся в центре города: Пражаков дворец, построенный в стиле римского Ренессанса (на фото справа) – в нем представлено современное искусство.

Музей прикладного искусства, построенный в стиле Ренессанса флорентийского И. Г. Шёном, ректором Технического университета.

И, наконец, Наместнический дворец, где можно познакомиться с живописью, скульптурой и образцами прикладного искусства от готики до конца XIX века. О нем я и хочу рассказать подробно.

Стоит он на Моравской площади – на плане под номером 9.

С Рузвельтовой улицы попасть к нему можно через арку соседнего здания.

А если идти от ж/д вокзала по Масариковой улице

вдоль трамвайных путей

через намести (площадь) Свободы,

то он расположен практически сразу за церковью св. Якуба.

Минуешь несколько красивых домов —

и ты перед входом во дворец.

Слева к нему примыкает другая церковь – св. Томаша (Фомы).

Раньше здесь находился монастырь августинцев, основанный в 1350 году маркграфом Яном Йиндржихом Люксембургским, братом Карла IV. Закончил строительство старший сын Яна Йиндржиха Йошт. Оба они похоронены в гробнице перед алтарем церкви св. Томаша, а их статуи украшают портал Наместнического дворца, который во времена монастыря занимала прелатура.

Вокруг – богатая лепнина, над дверью – фигурный балкон, внутри – роскошные люстры.

Великолепная лестница с тяжелыми ажурными перилами

ведет на второй этаж, где располагается основная коллекция музея. Вход на экспозицию свободный – нужно лишь получить в кассе бесплатный билет (вступенку).

Музей невелик: в нем представлено несколько итальянцев, несколько фламандцев. Есть два портрета, выполненных мастерской Рубенса: эрцгерцог Альбрехт VII и инфанта Изабелла Клара Евгения.

Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс — мастерская. Эрцгерцог Альбрехт VII (1559-1621). Инфанта Изабелла Клара Евгения (1566-1633. 1616-1617

Есть и сам Рубенс, причем вместе со Снайдерсом: жуткое, устрашающее полотно «Голова Медузы».

Питер Пауль Рубенс, Франс Снайдерс
Питер Пауль Рубенс, Франс Снайдерс «Голова медузы», 1617-1618

В зале Средневековья —

греческая Одигитрия XVI века,

поразительное в своей наивности и красочности «Бичевание Христа» нюрнбергского мастера XV,

Мадонна из церкви св. Томаша, выполненная в XV веке в Праге.

Но главное – неизвестное русскому ценителю моравское искусство. Здесь можно познакомиться с шедеврами местных творцов: скульптурой,

иконами, картинами на религиозные сюжеты, предметами культа.

Вот «Месса св. Григория» брненского мастера конца XV века (1480 г).

А вот «Коронация Девы Марии из Рыбников» — Моравия, тот же 1480 год.

Здесь же работы оломуцких художников (Оломуц – город в центре Моравии): «Мученичество св. Аполлонии» середины XV,

«Несение креста» того же периода.

Внимания заслуживает и моравское искусство эпохи барокко: «Immaculata» («Пречистая Дева Мария») брненца Франтишека Вавринека Коромпаи (около 1760 г.),

современный ей «Св. Павел» жителя Оломуца Йозефа Игнация Садлера,

«Аллегория Добра»,

выполненная в 70-е годы XVIII века Йозефом Стерном для плафона Новой ратуши.

Очарователен алтарь неизвестного моравского скульптора.

Наконец, любимый всеми нами рубеж XIX и XX веков. «Неземная» Вильгельма Бернатцика (1898 год).

На что или на кого похожа? Одилон Редон? Борисов-Мусатов? Бёклин?
Слева от нее – «Сельский двор в Бреславе» Марии Егнеровой (1890).

Бреслав – городок близ Брно на границе Чешской республики и Словакии. Да-да, именно так — Чешской республики: моравам совсем не нравится, когда их родину называют Чехией. Рассматривая картины, можно узнать кое-что о Моравии: в них много местного колорита. Вот еще сельские пейзажи — в лунную ночь

соответственно Эдуарда Каспаридеса и Эугена Йеттеля, в предвечерних сумерках — Хьюго Баара.

А на этой картине Карла Гёделя – каменоломни в Червеном Копье близ Брно.

А здесь, на ярком полотне Йожи Упрки «Королевский выезд в Влчнове» (еще один город в Южной Моравии) представлены моравские национальные костюмы.

Ну а теперь – к приятной вкусной современности и немного к дому: поблизости от Галереи, на Якубской площади за церковью св. Якуба

есть уютная кондитерская (цукрарня),

где можно «залакировать» посещение музея чашечкой горячего шоколада и съесть пирожное «МедовНик» — точно как родной «Медовик».

Все рассказы Марины Кедреновской.

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить