Бородинская панорама. История создания

Музей -Панорама «Бородинская битва» вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

Необычная круглая форма подчинена назначению здания — экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта — советские архитекторы Корабельников,Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь — именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для «Храма Славы» в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее «Бородинская панорама» «Живой мост». Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн — штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы «Оборона Севастополя». Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика — это было время создания и упрочения Антанты — Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.»

Подготовительные работы — изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли 2 года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший  в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к Бородинской панораме.

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу.Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях — под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада «Эрмитаж». Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама «Бородинская битва» вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы:

Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы

«И клятву верности держали мы в Бородинский бой».

Вокруг Бородинской панорамы.

Бородинская битва. Итоги.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Очень актуальная статья к юбилею Бородинской панорамы. С одной стороны, познавательно, с другой стороны — интересно и увлекательно. Редкое сочетание)
    Помню школьниками мы попадали как-будто в другой мир… Давно там не была. Интересно, сравнить впечатления))

  • была в музее несколько лет назад, очень понравилось, кое-какая информация забылась, а прочитала Вашу статью и все вспомнилось, спасибо

  • интересный музей,никогда не была там

  • Как время бежит! МЫ с родителями, пока я была в школе, ездили в Таллин через Москву. Не проехали мимо Бородинского поля и музея. Даже фотографии сохранились. Из детских воспоминаний обрывочно помню все эти панорамы. Но не знала, что для них теперь отдельное здание специально выстроено. Спасибо за познавательную и замечательную статью!

  • Сегодня — 06.01.2013 — посетили этот замечательный музей — Бородинскую панораму, впечатления — великолепные, остались очень довольны! Прошлым летом посетили Панораму в Севастополе, не смогли остаться равнодушными к творчеству и жизни Ф.А. Рубо — сколько души и труда вложил он в свои полотна! Какая судьба у автора и его панорам, особенно у московской!

Слово молвить