Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы

Несомненно, главный экспонат музея — панорама битвы, написанная Рубо, о его жизненном пути и об истории создания картины мы уже поведали. С самой панорамой подробно можно познакомится в репортаже «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».Полотно выгодно оттеняют исторические артефакты и живописные полотна, повествующие о событиях, предшествовавших Бородинской битве и о её последствиях.

Посетителей  встречают персонажи допожарной Москвы — купец, уличный торговец, солдат, московская модница и барин- щёголь. За ними — вид на Дворцовую улицу Московского кремля, проходящую по гребню Боровицкого холма и открывающееся вдали Замоскворечье.

О  следующем экспонате подробно рассказывалось в статье «Бородинская панорама. История создания». Напомним, что картина, написанная Ф.А.Рубо, называется «Живой мост» и к событиям 1812 года отношения не имеет, это иллюстрация эпизода Персидского похода.

Представленное под картиной орудие — подлинное. Оно было отлито в 30-е годы XIX века и подарено императору Николаю I персидским шахом.

Первый портрет участника событий 1812 года —  изображение императора Александра I. Государь был необыкновенно красивым человеком, с правильными чертами лица, высокий и статный, об его облике говорили и сплетничали по всей Европе. Александр I был любимым внуком Екатерины II , она мечтала видеть на российском престоле именно его, а не сына, Павла Петровича. Так и случилось, но государыня до этого уже не дожила.

Именно на долю Александра выпало противостоять Наполеону. Сначала — в составе антинаполеоновской коалиции, которая потерпела поражение в Аустерлицком сражении 1805 года. Эпизод этого боя — картина » Бой за знамя» В.В. Мазуровского была написана в 1912 году.

 Первоначально Англия входила в зону притязаний Наполеона. В  Трафальгарской битве был убит командующим английским флотом адмирал Нельсон (на картине). Но Буонапарте тоже не поздоровилось, объединённая франко-испанская эскадра была уничтожена. Потеря флота окончательно разрушила планы корсиканца вести дальнейшую борьбу с Туманным Альбионом и он полностью переключился на континент.

После Аустерлицкого сражения третья антинаполеоновская коалиция распалась. Но вскоре союзники создали новую, четвёртую коалицию. Место разбитой Австрии заняла Пруссия. Однако войскам Наполеона понадобилось лишь три недели, чтобы разбить считавшегося доселе непобедимым прусского короля. Об этих событиях напоминает картина неизвестного художника второй трети XIX века, где Наполеон рассматривает карту Пруссии.

Кампания 1807 года для нашей армии сложилась неудачно. Русские войска вынуждены были отступить за реку Неман и остановиться лагерем напротив города Тильзит (ныне Советск Калининградской обл.). Именно там произошла встреча 2-х императоров: Александра I и Наполеона. Специально для этой встречи построили  плот, на который и взошли  оба государя. Их встреча состоялась посреди Немана — на границе прусских земель, подвластных Наполеону и Литвы, входившей в пределы Российской Империи.

С точки зрения Александра, Тильзитский мир был вынужденной уступкой победителю. Наполеон же рассматривал этот договор как гарантию признания своих завоеваний в Европе, очень дорожил его результатами  и стремился  упрочить их  с помощью династического брака.

Тем более,что императрица Жозефина так и не смогла подарить Наполеону наследника. О личных отношениях Наполеона, перемежающихся с общественными 🙂 свидетельствует интереснейший артефакт музейной коллекции — столешница, где  Наполеон (в центре) представлен в окружении своей семьи и приближенных.

Императрицу Жозефину мы видим  в желтом платье с короной в нижнем правом секторе стола. Наполеон разводится с ней и дважды сватается  к сёстрам Александра I — Екатерине Павловне и Анне Павловне. И оба раза  получает отказ. Тогда его выбор  останавливается на дочери австрийского императора Марии Луизе ( на столешнице в верхнем левом секторе,  в голубом платье, с прической, украшенной розами).

В верхнем правом секторе – маршал Ней, которого сам Наполеон называл храбрейшим из храбрых, там же помещён портрет Иоахима Мюрата, и матери Наполеона- Лютиции Буонопарте, она в верхнем правом секторе, ближе к середине. 

Ещё один экспонат, относящийся к личной жизни французского императора —  это фарфоровый свадебный кортеж Наполеона и Марии Луизы выполненный в начале ХХ века в Германии

Насколько серьёзно Наполеон  готовился к походу против России, свидетельствует представленная в музее  карта. Медные гравировальные пластины с изображением листов карты были  куплены  французским послом Лористоном в Санкт Петербурге,  переправлены во Францию и там была напечатана карта Российской империи, но названия русских городов и сёл были нанесены во французской транскрипции.

В начале войны русские войска оказались растянутыми вдоль границы  и разделенными на 3 армии: Первую, которой командовал Михаил Барклай де Толли (справа) 

, вторую, командующим которой был Петр Багратион (ему посвящён отдельный рассказ здесь) , и третью — под командование генерала Тормасова. Третья армия, находившаяся на юго-западе Империи, в боях практически не участвовала. 

В экспозиции представлены картина, иллюстрирующая бой 2-ой армии Багратиона «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года» В.В.Мазуровского.

В начале войны Наполеон отрезал первую западную русскую армию от второй и собирался их разбить поодиночке.  Задачей обеих русских армий было соединиться с минимальными потерями. В этом аръергардном бою казаки Платова прикрывали отступление основных сил 2-й армии. Часть казаков находилась в засаде. Авангард, состоявший из польских кавалеристов, не заметил засаду, а казаки «нечаянно» (т.е. неожиданно) ударили им во фланг. Под местечком Мир впервые в ходе кампании 1812 года была применена военная хитрость.

  Картина «Подвиг солдат  Раевского под Салтановкой» художника  Н.С.Самокиш, 1912г рассказывает о подвиге генерала Раевского. В одном из столкновений русской и французской армий французы стали теснить русских. Видя, что солдаты отступают,генерал Раевский вывел в бой своих сыновей. Старшему было 16, он уже был офицером, а младшему- 11, он был приписан к одной из частей. Увидя, что дети бесстрашно следуют за своим отцом, русские солдаты остановились и стали наступать. Оба сына Раевского остались живы.

 Здесь же можно обратить внимание на знаки различия солдат и офицеров. На плечах у солдат – простые погоны. На плечах  офицеров – эполеты. Младшие офицеры носили простые эполеты,у  старших офицеров они были украшены золотой бахромой. Цвет мундиров русской армии был тёмно-зелёным.

Следующая картина рассказывает об осаде Смоленска.  «Сражение за Смоленск». А.Ю.Аверьянов, 1995г.

 Под Смоленском произошло соединение двух русских армий, что противоречило планам Наполеона. Это была первая неудача в кампании для французской армии, предотвратить соединение Наполеон не смог. Объединенные силы русских доблестно обороняли Смоленск, временами обращая французов в бегство. Тогда Наполеон приказал подвергнуть город бомбардировке (т.е. артобстрелу). На заднем плане картины изображены стены Смоленска, по которым бьют французские пушки.

Великая армия безуспешно пыталась взять Смоленск в течение 3 дней, затем, по приказу Барклая де Толли, русская армия организованно отступила. Император был чрезвычайно недоволен сдачей Смоленска. В высшем свете пошли слухи о предательстве Барклая-де-Толли. Тогда, против собственной воли, Александр I  назначает нового главнокомандующего – фельдмаршала М.И.Кутузова. Император недолюбливал Кутузова со времен Аустерлицкого сражения, однако «был вынужден остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

В музее представлен портрет Михаила Илларионовича  Кутузова работы художника Волкова. В ту пору, когда его назначили командующим армией, фельдмаршалу было уже 67 лет. 

 Интересно, что здесь главнокомандующий изображён без повязки. В одном из боёв с турками он получил ранение в голову и один глаз у него не видел. Кутузов всегда носил повязку, чтобы свет не раздражал его больной глаз.

Наполеон высоко ценил своего противника и называл «хитрым лисом». 

Это одно из последних прижизненных изображений великого полководца.

 В экспозиции есть витрина, целиком посвященная фельдмаршалу Кутузову. О жизни полководца известно достаточно много. После смерти полководца вышло несколько книг — пять вариантов его жизнеописания. В музее представлено три из них. 

  Его военная карьера началась под командованием генерал- фельдмаршала Румянцева-Задунайского,  портрет которого также представлен в витрине. Молодой офицер продолжил службу при Матушке Екатерине, в том числе под началом А.В.Суворова.

Очень интересен портрет молодого Кутузова. Ему здесь примерно около 30 лет, на его груди изображён орден святого Георгия 4-го степени. Это был его первый  «Георгий».  Он получил награду за бой под деревней Шумы близ Алушты. В этом же сражении он был первый раз тяжело ранен. Во второй раз орден Георгия Победоносца Михаил Илларионович получил при штурме Измаила под командованием А.В.Суворова.

Ещё одна любопытная гравюра. По легенде, когда Кутузов осматривал позиции на Бородинском поле, над его головой парил орёл. Это было расценено как доброе предзнаменование. Художник запечатлел фельдмаршала согласно легенде — верхом на коне с парящим орлом над головою.

Здесь же представлены личные вещи Кутузова. Он находились в доме Кутузова в Санкт-Петербурге на Гагаринской набережной. Это его бюро, табакерка и готовальня.

В этой витрине представлен абсолютно экстраординарный  экспонат. Это портрет Кутузова, вышитый человеческим волосом.

В начале XIX века это была достаточно известная техника. Многие дамы имели длинные, красивые волосы и весьма любили использовать их в рукоделии. Этот необычный портрет вышивала статская советница, урождённая Шубина, к сожалению, её фамилия в замужестве не известна. Есть предположение, что она была дочерью скульптора Шубина.

И ещё один портрет – это портрет Кутузова, выполненный из розового воска. Этот портрет  выполнен известным скульптором-медальером графом Толстым по заказу родственника и друга Михаила Илларионовича Лонгина Илларионовича Кутузова. Этот портрет  был заказан вскоре после смерти полководца. 

«Начальники народных наших сил». В музее представлены портреты русских военачальников 1812 г.

Это так называемая «Малая портретная галерея», «Большая галерея или Галерея 1812 года»  находится в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Большую галерею создал английский художник Дж.Доу. Ему было поручено написать портреты офицеров, которые отличились  сражении на Бородинском поле.  (Дениса Давыдова здесь нет,так как он в сражении не участвовал, а «шалил» в тылу врага).

 Заслуживают внимание портреты тех офицеров, о которых пойдёт речь на главной экспозиции.

— Николай Николаевич Раевский (нижний ряд, третий слева)

— Дмитрий Сергеевич Дохтуров (верхний ряд второй справа)

— Пётр Петрович Коновницын (средний ряд, третий слева)

Все портреты были написаны в 20 веке, это копии портретов Большой портретной галереи. Единственный подлинный портрет, написанный самим Дж. Доу — портрет генерала Матвея Евграфовича Храповицкого — это «авторское повторение», сделанное художником.

«Оплот Отечества». Витрина, посвящённая русским офицерам.

Примерно на 90% офицерский состав состоял из небогатого дворянства. У них либо совсем не было крепостных, либо было совсем немного. В витрине представлены вещи, типичные для участников военной кампании 1812 года.

Офицеры были людьми хоть и небогатыми, но прекрасно знакомыми с понятием «честь». Честь защищали на дуэлях. У каждого офицера был для этого набор дуэльных пистолетов, таких, как в экспозиции.

  Всю свою жизнь офицеры, как правило, проводили в походах, поэтому имели при себе вещи, удобные для кочевой жизни.  Например, походный погребец или походная аптечка.

 Около 60 % офицеров читать, писать умели,  а другим наукам обучены не были.  Но 40 % были  людьми высокообразованными,  знали иностранные языки, как правило, французский, часто английский или немецкий. Многие офицеры, воевавшие на Кавказе, в Турции, в Персии, знали восточные языки. К таким высокообразованным офицерам относились генералы Пётр Петрович Коновницын и Дмитрий Сергеевич Дохтуров.  Они вполне могли читать серьёзные труды по военному искусству, как, например, «Рассуждения о великих военных действиях», написанное полковником Жамини. Это была первая попытка обобщить опыт наполеоновских войн.

  Несмотря на то, что 90% русских офицеров были дворянами, путь в офицерский корпус не был закрыт и выходцам и из других сословий. В витрине представлены личные вещи офицера русской армии Павла Андриановича Никитина — его сундук с надписью П.А.Никитин, и, также табакерка, портмоне, серебряная стопа, ножницы для снятия нагара со свечей, 2 подсвечника и икона.  Павел Андрианович Никитин происходил из солдатских детей. Службу свою он начал в 1806 году, ну а в 1812 году был произведён в офицеры.

Витрина «Оплот отечества» — воины  армий 1812 года. Иллюстрирует амуницию  русских и наполеоновских солдат. Представлено обмундирование 3-х родов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Это реконструкция, но подлинные каски, кирасы и оружие тоже присутствуют.

     Армия Наполеона была многонациональной. Примерно половина армии состояла из войск  покоренных западноевропейских государств,  другая была собственно французской. В витрине представлено обмундирование французских частей: пехотинец, кавалерист, артиллерист. Это снова реконструкция, но в соседней витрине —  подлинное вооружение:  каска и кираса французского гвардейца.

По выставленным здесь предметам мы можем судить об  офицерском корпусе армии Наполеона. 15 % офицеров Великой Армии  были выпускниками военных училищ,  остальные — выходцы из солдат. Часто после сражений солдаты становились офицерами, а офицеры генералами. И здесь стоит ещё обратить внимание на один экспонат – это знак ордена Почетного легиона. Это одна из высших наград Франции, которая существует до сих пор.

   На противоположной стене — гравюры участников наполеоновского похода, так, как оценивала войну противоположная сторона. Они  рассказывают о  трудном пути, который прошла Великая армия Наполеона от Немана до Бородина. Маршалы Наполеона: Ней, Мюрат, Даву и Богарне.

Ещё одна картина художника — баталиста Аверьянова «Бой за Шевардинский редут» была специально заказана для музея.  Аверьянова работает по теме наполеоновских войн.  Бородинское сражение началось 7 сентября в 6 часов утра и продолжалось 3 дня и пиком этого сражения был бой за  Шевардинский редут.

  Если говорить о подготовке к войне, то надо помнить, что Наполеон не собирался серьёзно воевать с Россией. В его планах было заключение мира на своих условиях.

  Что же касается знаменитого выражения Наполеона о его стремлении захватить в Москву («Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я возьму Санкт-Петербург, я буду держать её за голову, если же я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце), то оно стало известно гораздо позже. Важно, что направление движение выбирала русская армия. Она  отступала вглубь страны, к Москве, Наполеону приходилось  следовать за противником. 

 Интерактивная карта. На ней представлен экран с положением войск на 6 часов утра 26 августа (7 сентября). На панели следует выбрать позицию – 10-12 часов, что бы увидеть передвижение войск. На карте видны основные населённые пункты – Семёновское, Бородино.

Следующий зал осмотра — собственно панорама Рубо. Об этом — в другой части — «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». 

БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

ВОКРУГ БОРОДИНСКОЙ ПАНОРАМЫ.

БОРОДИНСКАЯ БИТВА. ИТОГИ.

АУСТЕРЛИЦ. БИТВА ТРЁХ ИМПЕРАТОРОВ.

 



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *