Бородинская битва. Итоги

Бородинская битва была единственным крупным сражением кампании 1812 года. Результаты этой битвы перевернули основы всей военной науки этого времени. Главным событием любой войны было генеральное сражение. Победитель одного (или нескольких) баталий считался победителем в войне. Отступление русской армии после Бородинского сражения могло считаться поражением. Наполеон был уверен в этом. Его удивлению  и негодованию не было предела, когда оказалось, что «не пошла Москва моя к нему с повинной головою». В первый раз в истории отступление после битвы не привело к поражению в войне.

 Следует учесть, что Наполеон был великолепным тактиком. На поле битвы равных ему не было и Кутузов это очень хорошо понимал. Но  что касается подготовки к войне, учета природных и экономических условий, стратегического планирования — об этом французский император заботился мало. Известен высокомерный ответ императора на предостережение его приближенных о суровой русской зиме: «Глупости, зимой там не холоднее. чем у нас в Фонтенбло.»Поэтому в 1812 году русские люди частенько спасали от смерти французов, не держа на них зла и понимая их положение. Об этом писал ещё Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». В музее представлена реконструкция сцены, где партизан протягивает кусок хлеба молоденькому французскому солдату.

Этот случай был описан в дневниках Дениса Васильевича Давыдова. Ведя однажды разведку Денис Давыдов встретил французского мальчика барабанщика Винсента Бона. Партизаны его накормили, обогрели, им стало  жалко  бросать мальчишку и  они взяли его в свой отряд. И этот мальчик вместе с партизанами Давыдова дошёл до Парижа, где и был сдан Давыдовым лично на руки родителям. Забавно, что через день папа мальчика явился к Денису Васильевичу Давыдову и потребовал, чтобы тот написал ему аттестат, где было бы указано, что Винсент Бона участвовал в войне с Наполеоном на стороне русских войск. На удивлённый вопрос Давыдова: «Как же так, ведь он француз, вас не расстреляют за это?» А умный папа ответил, что на самом деле теперь могут расстрелять, как раз,  за обратное, поскольку Наполеон был свергнут.

 Интересно упомянуть уже ставшим русским слово «шарамыжник», которое пришло в наш язык именно с тех времён, с 1812 года. Умирая от голода и холода, остатки Великой Армии вынуждены были побираться. Русского языка они знать не могли, но нашим сердобольным предкам и так была понятна их мольба о куске хлеба. Французы, обычно,  начинали просьбы с обращения: «шер ами» — дорогой друг. Так и пошло — шаромыжник, попрошайка, нищий, просящий подаяния.  

На экспозиции музея, рассказывающей о событиях после Бородинского боя представлена  выставка гравюр, иллюстрирующие допожарную Москву. 

   Следующий раздел посвящен Москве литературной.  Здесь представлены  портреты известных московских писателей. В этой витрине представлен настоящий уникум. Это книга «Историческое сказание о роде дворян Левшиных», которая была напечатана в типографии Московского университета буквально за несколько дней до того, как наполеоновские войска вошли в Москву. 

Практически весь тираж погиб в страшном пожаре. Случайно сохранилось лишь несколько экземпляров, один из них представлен  коллекции музея «Бородинская битва». 

   Портрет генерал-губернатора Москвы Ростопчина. Французские историки  обвиняют его в московском пожаре. Ростопчин лично отдавал приказы полиции, где и когда надо поджечь то или иное здание, чтобы причинить наибольший вред противнику. Сам же генерал-губернатор впоследствии отказывался от славы Герострата. 

Картина «Военный совет в Филях» написана художником под впечатлением сцены из романа Л.Н.Толстого «Война и Мир». Подробнее о военном совете в Филях сказано здесь.

 Ещё одно полотно юного, 13-летнего художника Смирнова. Картина была написана  в 1813 году,  в 1812 году он находился в занятой неприятелем Москве и по памяти восстановил события тех дней.

   Следующая витрина рассказывает о  прибывании Наполеона в Москве и о его попытках  организовать жизнь в городе и создать московскую мэрию. Здесь же небольшая карта, на которой коричневым цветом изображен процент уничтоженных построек и опись сгоревших домов.

 После Бородинского сражения русские войска отошли в Тарутино и встали лагерем. Каждый день, проведённый в Тарутино, Кутузов называл золотым днем русской армии. Войска получили заслуженный отдых. Для поддержания  боевого духа русской армии на отдыхе постоянно проводились молебны. Здесь мы видим портрет архимандрита и наградной крест, которым награждались священники. Войска, наконец, получили подкрепление, которое формировалось двумя путями: это народное ополчение и  дополнительные рекрутские наборы. В результате такого набора в армию пришел служить Артамон Лукин.  Здесь представлены его личные вещи. Это его походный сундук, паспорт и маленький знак отличия военного ордена. Гравюры дают нам представление о том, как выглядели ратники народного ополчения.

  На экспозиции представлен и набор ампутационных инструментов.

 Вокруг Москвы действовали партизанские отряды. И эта экспозиция называется «В партизанском лагере». В партизанских отрядах сражались казаки, уланы и гусары, манекены, одетые в форму этих родов войск лёгкой кавалерии,  здесь и представлены. 

   Здесь представлен  портрет Дениса Васильевича Давыдова.

Задачей партизанских отрядов во время войны с Наполеоном, (и во время Великой отечественной войны) было прерывать коммуникации, перерезать сообщение с продовольственными базами. Со своей задачей они блестяще справлялись, многие имена партизан вошли в историю, например, командиры партизанских отрядов  Герасим Курин и Василиса Кожина. 

 

Об окончании французской компании, отступлении остатков Великой Армии и последней крупной операции рассказывает картина «Переправа через Березину», это копия с оригинала Хесса 1840 года.

В этой части экспозиции находится так называемый коллекционный показ — представлены коллекции портретов, графики, миниатюры, карикатуры, карикатуры на Наполеона.

Интересна чернильница, которая выполнена в форме гробницы французского императора, заглянув в которую можно видеть его тело. 

   Любопытны 2 гравюры, рассказывающие о пребывании наших войск в Париже в1814 г. Одна из них иллюстрирует Александра I под руку с Европой в образе красивой молодой девушки.

 Завершается экспозиция видами  памятников — зданий, храмов, монументов в Москве, которые были возведены в память о войне 1812 года.

 На этом серия репортажей о музее Бородинская панорама завершается. Но мы продолжим рассказывать о людях той эпохи и местах великих и малых сражений. 

  БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

ВОКРУГ БОРОДИНСКОЙ ПАНОРАМЫ.

«И КЛЯТВУ ВЕРНОСТИ СДЕРЖАЛИ МЫ В БОРОДИНСКИЙ БОЙ»

БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА. ИМПЕРАТОРЫ. ФЕЛЬДМАРШАЛ. ГЕНЕРАЛЫ

АУСТЕРЛИЦ. БИТВА ТРЁХ ИМПЕРАТОРОВ.

 



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

Слово молвить