Благовещенский собор. Южная галерея

В предыдущих статьях мы рассказали о северной и западной галерее храма и росписях Благовещенского собора. Теперь  посмотрим южную галерею собора. Выйдя из главного храма в галерею, следует сразу повернуть налево.  В этой части во время реставрации обнаружили часть пола XVI века. То, что находится под стеклом – подлинное, а цветные плитки – реконструкция.

В старину Благовещенский собор примыкал к Казённой палате. На старых гравюрах можно увидеть её, она находилось между Благовещенским и Архангельским соборами. Дверь в стене южной галереи вела в Казённую палату.

Интересно заметить, что при разборке старого царского дворца во времена Екатерины II и строительстве нынешнего Большого Кремлёвского дворца, с Боровицкого холма ушли грунтовые воды. Когда много воды – это очень плохо, но когда воды нет совсем, это пересушивает грунт, и в результате соборы стали разрушаться, Архангельский пришлось укрепить контрфорсами, в Успенском  пошли трещины, есть они и в Благовещенском соборе.

В этот собор при последней реставрации вернули ковчег для мощей XIX века. Он сделан  из бронзы и покрыт серебром.
Священные реликвии привозили в Кремль  на протяжении веков и хранили их в маленьких ковчегах – реликвариях. На крышке ковчега помещали изображение того святого, чьи мощи находятся внутри. Позже решили сделать большой реликварий, в который вкладываются маленькие ковчежцы. Эти ящички-ковчежцы выдвигаются из реликвария наподобие письменного стола или комода. Всего здесь хранятся мощи 28 святых. Они были привезены в Кремль в разное время, в XVI-XVII веках.

На крышке ковчега есть изображение Фёдора Стратилата в воинских доспехах. Этот святой очень почитался в семье Бориса Годунова, он был небесным покровителем царского сына Фёдора. Мощи святого привезли в Кремль во время его царствования.

Также можно разглядеть ковчег с изображением Пантелеймона Целителя, особо почитаемого на Руси. Хранятся здесь и мощи святой Анастасии — покровительницы первой любимой жены Ивана Грозного и представительницы рода Романовых.

Иконостас в галерее перенесён из придела Собора Архангела Гавриила. Он четырёхярусный. Здешние храмовые иконы –это Собор Архангела Гавриила и Благовещение, ведь именно  Гавриил принёс благую весть деве Марии.

На царских вратах также изображён архангел Гавриил, но здесь показан тот момент, когда архангел только влетел в комнату и Дева Мария в испуге отпрянула от него. А на иконе она уже приняла Благую весть.

В иконостасе выделяется икона Богоматери Смоленская XVI века. Она очень выдержанная, Иисус сидит на  руке Богородицы, как на троне.

На экспозиции находятся и отдельные иконы из приделов Благовещенского собора. Рождество Христово, написанное в XV веке отличается изысканной цветовой гаммой.  Фон иконы золотой, а красным — царским цветом — выделено лишь ложе девы Марии.  Интересна и  композиция иконы, на которой одновременно собираются и пастухи, и волхвы. Иосиф же изображён в сомнении.

Распятие со страстями можно назвать иконой – трактатом. Христос изображён распятым вместе с двумя разбойниками. Здесь же мы видим череп первочеловека Адама, похороненного на Голгофе. Христос  распят над тем местом, где был захоронен Адам. И здесь же, под черепом – изображение Матери Земли – это отголоски античной традиции. По одной из версий после смерти Христа произошло затмение солнца и землетрясение. Мертвецы восстали из гробов – они показаны здесь в белых саванах.

Также на экспозиции находится несколько уцелевших пядичных икон из тех, что были первоначально в главном иконостасе. Это две иконы Богородицы Умиление, одна – Взыграние и Богородица Одигитрия.

Возвращаемся к восточной стене. Там находится большая икона Иоанна Предтечи. Это патрональная икона царя Ивана Грозного. Таких икон заказывалось очень много, их  рассылали в разные города и помещали не только в храмы, но и в государственные учреждения, в съезжие избы и палаты воевод. В  средние века в России не было традиции царского портрета, как в Византии, этот обычай у нас не прижился. Вместо изображения Государя бытовали иконы его патронального святого. Иоанн Предтеча изображён как аскет, и во времена Ивана Грозного аскеза считалась идеалом.

В специальных киотах выставлены два больших креста. Это запрестольные кресты из Благовещенского и Успенского соборов. Эти святыни выносили во время крестных ходов.

Деталь запрестольного выносного креста из алтаря Успенского собора. Около 1570г. Дерево, кость, серебро, резьба по кости, басма, золочение

Роспись на сводах галереи выполнена в  XIX веке. Это академическая живопись, выполненная в классицистической манере. Портал, ведущий из  южной галереи в саму церковь – это работа реставраторов XX века. Они его реконструировали по аналогии с порталом церкви Ризоположения.

Прежде в южной галерее храма был придел святого Николая.

Несмотря на многолетние исследования, Благовещенский собор всё ещё хранит много загадок и вопросов. Есть ли в иконостасе работы Андрея Рублёва и Феофана Грека? Когда был построен первый собор на этом месте?Традиционное утверждение, что здесь крестили царских детей, также вызывает сомнение. Таким образом Благовещенский собор — это самый загадочный храм из всех Кремлёвских соборов, он неохотно открывает свои тайны и исследователей ещё ждут неожиданные открытия и сенсационные находки. На этом завершаем рассказ о третьем по значимости храме Московского Кремля. Начало в статьях:
Северная и западная галереи Благовещенского собора Московского Кремля.
Росписи Благовещенского собора Московского Кремля.

Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция «Иконы и фрески Благовещенского собора» из цикла «Страницы истории средневекового Кремля», лектор Л.В.Соловьёва.

 


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить