Бавария. Людвиг

Людвиг Баварский… Мечтатель и безумец… О нем написаны книги и сняты фильмы, самый знаменитый из которых – «Людвиг» Лукино Висконти. Посмотрев его, я отправилась в путешествие по следам «сказочного короля». О том, как я это сделала, расскажу в отдельном очерке: не хочется разбавлять эту красивую и трагическую историю земными подробностями, прозаичной, хотя и полезной «путевой информацией».
Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский, король Баварии с 1864 по1886 из династии Виттельсбахов, старший сын Максимилиана II, родился 25 августа 1845 года в Мюнхене.


Большую часть детства и юности он провел вместе с младшим братом Отто в замке Хоэншвангау.


Сегодня повсюду вокруг можно видеть плакаты с его портретом.


Замок был построен отцом Людвига, кронпринцем Максимилианом – тогда он еще не стал королем Максимилианом II Баварским. Однако первое упоминание о нем как о крепости Шванштайн, возведенной рыцарями Швангау, относится к XII веку. В XVI веке род Швангау пресёкся, и крепость начала разрушаться. Во время Наполеоновских войн она была сильно повреждена — после этого-то Максимилиан и купил то, что от нее осталось, привлеченный красотой окрестностей.

В 30-е годы XIX века замок был заново отстроен в средневековом стиле, модном в эпоху романтизма.


Людвиг провел детство в окружении красоты и таинственности. В невиданный замок ведут ворота словно из рыцарских романов,



на фасадах его живут персонажи старинных легенд,


их украшают ажурные балкончики, на которых так и видишь прекрасную томящуюся в заточении принцессу.


Его охраняют львы,


во внутреннем дворике стоит еще один сказочный персонаж – средневековый бюргер с гусями.


А вокруг – горы: их населяют тролли, гномы – они словно созданы для того, чтобы, глядя на них, предаваться романтическим фантазиям.

И внутри замка мальчик, а потом и юноша погружался в мир грёз:

в гостиной обожавшей его матери Марии Фредерики, с которой он всегда был очень близок, он окунался в историю крепости Шванштайн; со стен столовой на него смотрел лебединый рыцарь Лоэнгрин – позже Рихард Вагнер напишет одноименную оперу, которую страстно полюбит Людвиг. В переписке с несостоявшейся невестой Софией Шарлоттой Баварской он придумает использовать псевдонимы, навеянные оперой: она будет Эльзой, он – Генрихом. Именно любовь к Вагнеру связывала молодых людей какое-то время. София Шарлотта была сестрой друга Людвига — Елизаветы Австрийской, знаменитой Сисси.

Вот кто был ему поистине близким человеком, кто понимал его – оба эксцентричные, живущие, как сейчас говорят, в некой параллельной реальности, непризнанные, подчас отвергаемые своим окружением.
В замке Людвиг, сам прекрасный пианист, будет принимать великого композитора: в комната Гогенштауфена сохранилось фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Людвиг познакомился с Вагнером в 1864 году и долго покровительствовал ему. Премьеры «Тристана и Изольды», «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Золота Рейна» и «Валькирии» состоялись в Мюнхенском Национальном театре.




В здании театра на почетном месте — бюст маэстро.


А в зале, под небольшой люстрой на мрачноватом плафоне,


все напоминает о древних германских сказаниях, так завораживавших «странного короля». Женским статуям, вызывающим в памяти Брунгильду или Кримхильду из «Песни о Нибелунгах»

вторят портреты певиц в фойе.


Театр стоит на площади, носящей имя прадеда Людвига – Максимилиана I Иосифа.


В центре ее – памятник королю, изображающий его похожим на Юлия Цезаря.


Рядом – Мюнхенская резиденция.



Ее тоже сторожат львы.


А на ее крыше


Людвиг разбил зимний сад с финиковыми пальмами, бананами и озером с волнами, где плавали золотые рыбки. Король катался по озеру на лодке среди лебедей, павлинов и попугаев. Он мечтал еще о газелях и слоне, но его отговорили от этой «безумной» затеи, а сам сад после его смерти был разобран.
Возвращаясь к Вагнеру, с 1872 года Людвиг слушал его оперы без публики.


Еще в 1865 под давлением правительства, жителей Мюнхена и своей семьи он был вынужден выслать непопулярного Вагнера из Баварии. Однако он финансировал строительство Дворца фестивалей Рихарда Вагнера в Байройте. И сегодня в музее композитора, находящемся в этом городе, хранится модель замка Хоэншвангау, подаренная ему Людвигом.
Из замка Людвиг взирал на строительство самого знаменитого своего детища – Нойшванштайна («Нового лебединой камня»), ставшего его лебединой песней.


Этот «сказочный дворец» возвышается на горе в окружении других гор и виден отовсюду.



От Хоэншвангау к нему ведет живописная дорога – через лес,


мимо струящихся с гор серебряных ручейков.


Белоснежный замок просвечивает сквозь белые березы –


русские березы… В этом есть что-то мистическое и как-то мистически же объяснимое: непонятый прагматичными соотечественниками, оторванный от мира сего Людвиг во многом близок нам – и случайно ли в домашней часовне, устроенной им для уединения в эркере Хоэншвангау, он поместил две русские иконы — подарок царя Александра II?
Идею Нойшванштайна Людвиг также обсуждал с Вагнером, а интерьеры его украсил сценами из «Лоэнгрина». Здесь, в полной тайны атмосфере волшебной старинной сказки,



он все больше отдалялся от чуждых ему людей, прячась в своем заколдованном мире. В это время его уже звали «лунным королем», ибо он перепутал день с ночью. Но длилось очарование совсем недолго – всего 172 дня: Людвига скоро расколдовали – объявили сумасшедшим, схватили в башне собственного замка и отправили в другой – Берг. Перед тем, как арестовать короля, заговорщики собрались в Хоэншвангау.
А Нойшванштайн так и остался недостроенным. Не буду повторять всем известное: что он вдохновил Чайковского на создание «Лебединого озера»


(наряду, как говорят, или точнее, как говорим мы, московские гиды, с прудом у Новодевичьего).


И что он послужил прообразом замка Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Скажу лишь, что с него скопирован замок Гютч, возвышающийся над еще одним сказочным городом — Люцерном.


Сходство особенно заметно, если смотреть на произведение Людвига с затерявшегося высоко в горах, перекинутого через глубокое ущелье мостика Марии — Мариенбрюкке.


Конец Людвига печален и загадочен, как и его жизнь. 13 июня 1886 года он в сопровождении врача отправился на прогулку, с которой не вернулся. К вечеру тела обоих были обнаружены в Штарнбергском озере. И хоть это далеко от Нойшванштайна и Хоэншвангау, но стоя возле последнего и глядя на подернутую туманом гладь Альпзее, я думала о таинственной смерти этого удивительного человека, павшего жертвой собственной незаурядности и интриг подлых и злых людей.


Через два дня тело Людвига было перевезено в Мюнхенскую резиденцию.



Ее сумрачные, подобно «германскому гению», дворы как будто и по сей день хранят память о той скорбной процессии.




Похоронили короля в усыпальнице церкви Архангела Михаила.



Его мать, безутешная вдовствующая королева Мария, провела остаток жизни (около трёх лет) в замке Хоэншвангау: она так любила его в дни своей молодости – теперь он стал для нее грустным приютом.


Мария Фредерика Прусская скончалась в 1889 году в возрасте шестидесяти трех лет – незадолго до гибели сына в Нойшванштайне торжественно отмечали ее 60-летие. Она так и не узнала, что же на самом деле случилось с Людвигом – что ж, возможно, и эта загадка когда-нибудь дождется своего Пуаро.

Как добраться до Нойшванштайн
Каталог статьей Марины Кедреновской.

Слово молвить

Яндекс.Метрика