Палаты XVII века Аверкия Кириллова

Памятник архитектуры XVII века, палаты Аверкия Кириллова, привлекает внимание многих московских историков и краеведов. На десятках ресурсов можно найти подробную справку об истории участка, домовладельцах, перечень учреждений, которые располагались в разное время в палатах Аверкия Кириллова. Во всех источниках нам не найти только одного — методических рекомендаций о том, как рассказывать о замечательном памятнике русского зодчества XVII века иностранным гостям. Ведь они вряд ли заинтересуются И.Н.Берсень-Беклемишевым, Г.И. Скуратовым-Бельским (Малютой). Ещё меньше их тронет история самого Аверкия Кириллова. А в жизни московского гида-переводчика нередко встречаются ситуации, когда клиентов следует выгуливать как можно дольше. (У вашей покорной слуги случались индивидуальные пешеходные экскурсии с 10 до 18 часов).  В случае отсутствия транспорта и присутствия неограниченного количества времени, прогулка в окрестностях палат Аверкия Кириллова может стать отличным подспорьем и альтернативой парку искусств Музеон.
Признаю, что подробный разбор архитектурных деталей заинтересует далеко не каждого туриста. Да и специальные термины сложны для перевода. Во всяком случае, слушатель всегда легче воспринимает рассказ о том, что он видит своими глазами.

Палаты Аверкия Кириллова XVII века.  Вид с Патриаршего моста

Великолепный вид на палаты Аверкия Кириллова открывается не только с Патриаршего моста, но и при подходе к нему с южной стороны храма Христа Спасителя. На противоположном берегу Москвы-реки как на ладони виден ансамбль каменных зданий середины XVII века. Он выделяется ярким, весёлым пятном на фоне мрачного Дома на Набережной. Главное здание — это палаты знатного человека Аверкия Кириллова, бывшего думным дьяком (министром и членом госсовета 🙂 ) в царствование государей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Рядом с палатами стоит церковь, возведённая в ту же эпоху и освящённая во имя святителя Николая. По местоположению её прозвали «что на Берсенёвке».
Набережная напротив храма Христа называется Берсенёвской. По одной из версий близ этого места существовал государев сад, где рос берсень — крыжовник. Согласно П.В.Сытину Аверкий Кириллов заведовал государевыми садами, поэтому и построил свой дом неподалёку от места службы.

Третья часть комплекса — Набережные палаты, их возвели для нужд церкви св.Николая немного позже, в них помещались причт церкви и богадельня.

Усадьба Аверкия Кириллова. Набережные палаты (слева) лишь частично вошли в кадр.

Хорошо сохранившаяся гражданская постройка середины XVII века — в современной Москве большая редкость. Палаты Аверкия Кириллова — одно из двух (!) уцелевших  в первозданном виде московских зданий того времени. (Второе — это палаты боярина Волкова — князей Юсуповых в Б.Харитоньевском переулке). Другие сооружения: палаты бояр Романовых и старый Английский двор в Зарядье, Красные палаты на Пречистенских воротах, палаты Хамовного двора реставраторам пришлось буквально добывать из слоёв позднейших надстроек и перестроек.

На подходе к палатам с Патриаршего моста стоит показать частично деревянное завершение палат. В старину венчающий их «теремок» перекрывал деревянный свод. В ХХ столетии реставраторы восстановили его.

На верхнем этаже палат в центре под скошенной крышей хорошо виден деревянный чердачок с окошком.

Рассматривать палаты Аверкия Кириллова я начала с центральной части северной стороны, с парадного входа и так называемого «теремка». Привожу план первого этажа.

Палаты XVII века Аверкия Кириллова. Северный фасад. Парадный вход

Мы подходим к дому с северной стороны, парадный фасад палат выходит на набережную Москва-реки.

Архитектурное убранство парадного фасада несколько отличается от остального декора здания. Фронтон третьего этажа, богато украшен лепниной с растительным орнаментом — в каменные гирлянды вплетены цветы, листья и фрукты. Узкие арочные окна и маленькое круглое окошко присутствуют лишь в этой части здания.

Большие и малые волюты по сторонам теремка типичны для стиля барокко.

В самом начале  XVIII века новые владельцы Масловы, будучи выходцами из Польши, надстроили «теремок» и украсили его в соответствии с европейской модой.
Наличники окон второго этажа завершаются полукруглыми тимпанами с раковинами внутри, относящимися к той же эпохе.

Нижняя часть здания выглядит несколько скромнее.

Здесь интересен геральдический щит, укреплённый на внешней арке портала. Источники умалчивают о том, был ли в центре картуша какой-либо герб.

Зато часто упоминается родовой рыцарский герб Масловых с четырёхконечным крестом. Он расположен в центре карниза второго этажа.

На кронштейнах, которые поддерживают арку входа, мы видим растительный орнамент. Похожие листья и цветы использованы для украшения теремка. Таким образом, декоративные детали объединяют все три уровня центрального ризалита.

Слева и справа от главного входа висят старые таблички, одна из которых сама уже стала памятником истории. Министерство культуры РСФСР имеет к памятнику такое же отношение, как и Академия наук СССР.

Охранная табличка напомнит гиду о точном времени постройки палат :).

Я предпочла бы обойти палаты Аверкия Кириллова справа против часовой стрелки. Слева от усадьбы находится церковь св.Николая на Берсенёвке. Храм сам по себе очень красив, поэтому вначале стоит рассмотреть убранство собственно палат, а затем обратить внимание на церковь.
От главного входа идём к западу (направо). Архитектурные детали центрального фасада повторяются на боковой стене. Ряд узких арочных окон верхнего этажа имеет ту же форму, что на главном фасаде. Повторяются и наличники окон второго этажа.

На северной стене палат хорошо заметны отличия архитектуры середины XVII столетия от добавлений начала XVIII века. На снимке ниже видно, что правый ризалит дома был добавлен в начале XVIII столетия, очевидно, вместе с пристройкой нового парадного входа, чтобы уравновесить все части строения.

Наличник среднего окна нижнего этажа не даст ошибиться — это старинная деталь середины XVII века.

Обратите внимание на поребрик в нижней части фриза между первым и вторым этажами. На правой и левой частях палат его нет, фриз продолжается совсем иным орнаментом.

На восточной стене правого ризалита сохранилась белокаменная арка. Вероятно это остаток существовавшего здесь прежде крыльца.

Палаты XVII века Аверкия Кириллова. Западный фасад

С западной стороны также хорошо заметны разновременные добавления к первоначальному объёму палат. Слева — пристройка начала XVIII века, с бОльшими по размеру окнами и особым рисунком фриза. Справа — маленькие окошки и поребрик по всей горизонтали (снимок ниже).
Окна в поздней части дома расположены на разных уровнях, скорее всего, их растёсывыли в бытность палат в ведении различных учреждений. Левое окно нижнего этажа пробито под аркой. Такую же арку мы видели на противоположной восточной стене ризалита.

Палаты XVII века Аверкия Кириллова. Южный фасад

Рассмотрим южную стену палат. На снимке видно, что правая часть здания сохранила древний вид. С первого взгляда можно подумать, что в центре южной стены видны следы многочисленных утрат.

На самом деле, всё не так просто. Возможно, до 1690-го года именно южный фасад был парадным. Вход в палаты был оформлен крыльцом с высокой лестницей, которая вела сразу на второй этаж. По всей видимости, так оно и было, в центре здания (на верхнем снимке за деревом) вполне могло быть крыльцо.

В южной части палат можно показать уровень культурного слоя, первый этаж глубоко врос в землю.

Подойдём ближе к правой части южной стены.

Палаты Аверкия Кириллова. Фрагмент. Правая (восточная) часть южной стены.

В правой части южного фасада интересно рассмотреть причудливые наличники окон.

Особенно выделяется центральное окно. Кокошник над ним имеет форму трилистника с розой в центре.

Правая и левая стороны наличника с внешней стороны дополнены вертикальными рядами мелких белокаменных деталей — кругами, чередующимися с ромбами.

Убранство центрального окна делает его особенно нарядным на фоне более простых боковых наличников.

Окна третьего этажа имеют арочную форму. Их наличники несут такой же декор, как и украшения боковых окон второго этажа. С той разницей, что навершия на третьем этаже более низкие,

чем на втором.

Палаты XVII века Аверкия Кириллова. Восточный фасад

Палаты Аверкия Кириллова. Фрагмент фасада. Левая часть восточной стены.

Мы переходим к восточной стороне палат. Глаз сразу выделяет наличники окон и отмечает, что в центре окно такое же, как и на южной стороне, но отсутствует ряд мелких вертикальных украшений. Вместо них среднее окно отделено от боковых двумя фигурными вертикальными тягами.

Навершия боковых окон имеют треугольную форму с бочонком в центре.

Окна верхнего этажа восточной стороны в точности повторяют рисунок окон южного фасада.

Теперь отойдём в сторону, чтобы  целиком охватить взглядом весь восточный фасад.

Палаты Аверкия Кириллова. Восточный фасад.
Палаты Аверкия Кириллова. Восточный фасад.

По богатству архитектурного декора эта сторона может поспорить с южным парадным фасадом. Здесь мы увидим большие арочные окна первого и второго этажей, крупные бочонки между окнами второго этажа и поребрик, вписанный в полуциркульные арки,

вислый камень или «дыньку», что делит правую арку на две части.

На нижнем ярусе виден ряд ширинок, внутри которых помещаются изразцы.

Это сторона так украшена, потому что смотрит на церковь? Не только! В 1690 году к палатам пристроили новое Красное крыльцо с восточной стороны!

Внимательнее рассмотрим изразцы. (Подробнее об изразцах в статьях о выставке изразцов в Измайлово и об экспозиции во дворце Алексея Михайловича).

Завершим обход палат на северной стороне.

Палаты Аверкия Кириллова. Северный фасад

Левый (восточный) ризалит. Вид с севера.

Архитектурный декор восточной стороны переходит на ризалит северного  фасада палат Аверкия Кириллова. Тот же ритм окон верхнего этажа.

На среднем ярусе — поребрик, двойная арка с вислым камнем, бочки-столбы.

Охватим взглядом восточное крыло палат.

Левая часть северной стены палат Аверкия Кириллова.

На стене между левым и центральным ризалитами по форме наличников и наверший окон мы узнаем детали, которые рассматривали на восточной стене. Только проёмы здесь арочные, а не прямоугольные.

Круг замкнулся. Мы убедились в ритмичности и гармоничности всех частей старинного здания. Теперь можно рассмотреть церковь св.Николая на Берсенёвке. Или зайти внутрь палат.

Экспозиции в палатах Аверкия Кириллова. Выставка пряника в палатах Аверкия Кириллова

В настоящее время часть помещений первого этажа открыта для посещений. Там проходят временные выставки, проводятся экскурсии, во время которых группам с экскурсоводом разрешается пройти в два зала второго этажа.
Посещение выставки в феврале 2016 года было свободным.

Вход на экспозицию находится слева от парадной двери. Нужно спуститься по небольшой лестнице вниз.

Справа в углу увидите неприметную дверь.

На двери висел рекламный проспект проходившей там персональной фотовыставки «Сокровища русского севера».

Для посетителей доступны пять залов со сводчатыми потолками. В двух из них располагались экспонаты временной выставки.

Один из залов пустовал. В четвёртом я увидела выставку-продажу пряников.

Трудно было поверить, что такие сказочные персонажи и дворцы на самом деле испекли из пряничного теста и покрыли разноцветной глазурью.

Среди столь роскошных форм попадались пряники попроще, явно предназначенные на продажу.

Можно было также приобрести резные пряничные доски.

Пятая комната предназначена для пряничных мастер-классов. При мне в палаты вошла группа детей, через несколько минут должен был начаться практический урок по истории пряника и его украшению. А пока зал был свободен, мама с двумя мальчиками воспользовались наглядным материалом. Малыши с увлечением рисовали цветной глазурью на готовых пряничных формах.

Вот что получилось.

В углу стоит самовар, есть одноразовые стаканчики, не возбраняется испить чайку с собственным произведением. 🙂

Покидая палаты, я с пристрастием допросила приветливую сотрудницу. Она рассказала мне об интерактивных программах в палатах Аверкия Кириллова.
Самая любимая экскурсия — переодевание в несколько слоёв одежды XVII века. Для таких программ есть два вида билетов — участника и зрителя. Билет участника немного дороже, но не превышает 300 рублей. Как всегда, есть льготные билеты для детей и пенсионеров.
О видах экскурсий и можно узнать на сайте: http://palaty-averky.ru/. О расписании экскурсий вам ответят по телефону  8-965-445-90-69. Есть адрес электронной почты: russian_kostum@mail.ru

Негоже уходить от палат, не рассмотрев соседнюю церковь св. Николы на Берсенёвке. О ней рассказала в отдельной статье.

При написании статьи я не пользовалась интернет-источниками. Личные наблюдения сверяла с данными краеведческой литературы, а именно:
“Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г.
«Сорок сороков», т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994г.
П.В.Сытин «Из истории московских улиц», М., 1952г.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии 4

  • Спасибо! Очень интересный рассказ про палаты!
    … и про выставку: я думала, что современные дети кроме компьютеров ничем не увлекаются. Когда я училась в школе, в Москве часто проводились выставки поделок из природных материалов — из соломки, корней, лепестков цветов. Я их все посещала, сама пыталась делать картины из соломки. В школах были кружки… Оказывается, не всё пропало!

    • Татьяна, к сожалению, современные дети уже с пелёнок кроме компьютера и разных устройств других игрушек и игр не хотят знать! Есть весьма печальная шутка о том, что наши родители не знали, как нас загнать домой, а современные родители не знают, как выгнать из дома. Но не всё так плохо. К счастью, у современных детей есть родители, бабушки и дедушки, учителя, которые понимают, как надо правильно развивать ребёнка. Поэтому и на выставке пряника проводятся наглядные занятия, да и в других музеях очень, очень много детских групп. И это очень радует!

  • Какой у тебя прекрасный, насыщенный рассказ про палаты Аверкия Кириллова! Кстати, я так и не поняла про Музей пряника. Когда я была в палатах, его еще не было. Сейчас на сайте музея указан другой адрес. В общем, надо снова идти туда на разведку и выяснять, что там с этим музеем. Кстати, в Москве есть еще одно здание середины XVII века с надстройками конца XVII века — палаты Троекуровых в Георгиевском переулке (я как раз училась в школе напротив). Правда, сейчас они в ветхом состоянии, срочно нужна реставрация. Раньше можно было спокойно к ним подойти, а вот сейчас там вроде все перекрыто из-за близости Госдумы.

    • Маша, была бы моя воля, я бы целыми днями бродила по старой Москве с фотоаппаратом, а дома изучала бы историю домов, храмов. Очень люблю, когда выдаётся минута и я бегу в любимые уголки белокаменной и с удивлением обнаруживаю столько интересного, о чём раньше даже и не подозревала! Палаты Троекуровых действительно жаль, надо зарулить туда по случаю, давно я в Георгиевский не заглядывала.
      Про пряник действительно надо выяснить. Но в прошлом году пряничники там надёжно обосновались, приглашали на мастер-классы. Возможно, что они подобрали себе более удобное помещение. Тогда вопрос — что теперь в подклете палат? В общем, вывод один — надо снова бежать на разведку!

Слово молвить

Яндекс.Метрика