Музеи Кремля. Коллекция оружия

Находящийся на втором этаже ГОП зал оружия заметно отличается от остальных. Он круглый в плане, увенчан куполом наподобие пантеона, при входе установлена решётка с гербами городов Российской Империи.

Расцвет кремлёвской оружейной палаты, т.е. мастерской, где изготавливали и хранили драгоценное оружие, приходится на XVII век. В ту пору в ней трудились 93 мастера, они могли вооружить до 10 тыс. воинов. Конечно, это была не регулярная армия, а ближайшее царское окружение, телохранители и стража. В экспозиции представлены оружие и доспехи, принадлежавшие крупным боярским и княжеским родам. Броня и оружие русской работы славились своим качеством и приспособленностью к требованиям воинов. Главным средством защиты русского ратника была кольчужная рубаха или кольчуга, состоящая из нескольких десятков тысяч колечек, особым образом соединённых. Под такой доспех надевали мягкую шубу мехом внутрь, чтобы не натереть тело и ослабить удар холодным оружием. Вес кольчуги составляет от 12 до 19 кг, она очень удобная, эластичная. В русском военном искусстве удары конницы имели второстепенное значение. Тактика русского боя была такова, что исход битвы или поединка решала рукопашная схватка. Русские воины любили применять ложное отступление, заманивая противника. Поэтому на Руси применяли сёдла с высокой передней лукой и отлогой задней. В таком седле «отступающие» конники легко могли развернуться и начать отстреливаться из луков от преследователей. Подобные сёдла делали только в Московии и их сохранилось всего 2 экземпляра.
Самая старая кольчуга в коллекции с двумя бляхами на груди, похожими на медали, относится к XVI веку. Она принадлежала воеводе Ивана Грозного князю Шуйскому. Такой доспех могли позволить себе только состоятельные люди, такие как бояре или воеводы. Кольчуга стоила больших денег и её старались никогда не бросать на поле боя. Кольчуга князя Шуйского весит около 16 кг и состоит примерно из 20 тысяч колец.


Если броня сделана из маленьких колечек, то она зовётся кольчугой или панцирем. Если же её выковали из больших колец, то это байдана. Байдана была прочнее и защищала воина лучше чем кольчуга.
Представленная в ГОП байдана принадлежала Борису Годунову.

Над ней помещён шлем с бармицей – кольчужным наголовником.
Все шлемы кремлёвского собрания — восточной работы, их отличает традиционная конусообразная форма. При ударе о такой шлем меч или сабля скользит по нему или отскакивает. Под шлем обязательно надевали подшеломник, пристёгивали бармицу –  металлическую кольчужную сетку. Она защищает уши, шею и затылок воина.

Шелом и бармица. Эти предметы НЕ из Оружейной палаты.

Самый древний сохранившийся шлем представлен внизу, справа от байданы Годунова. Он принадлежал отцу Александра Невского князю Ярославу Всеволодовичу. Шлемы очень ценились русскими князьями, передавались от отца к сыну, служили честью княжеского рода. К налобной части шлема прикреплена стрелка, защищавшая лицо ратника от ударов, а над ней видна серебряная пластина с изображением Михаила Архангела — покровителя русских князей и воинов.


Холодное оружие делится на ударное, колющее и рубящее. К колющему оружию относится рогатина — широкое боевое копьё (см. фото байданы Бориса Годунова справа внизу). Его насаживали на деревянное древко и кололи им неприятеля. С рогатиной также охотились на медведя, но здесь представлено не охотничье, а боевое оружие.
Пернач и шестопёр относятся к ударному оружию. У шестопёра 6 лопастей или перьев, а у пернача их гораздо больше. Шестопёр можно считать разновидностью булавы.


В коллекции представлено и старинное огнестрельное оружие.  Древние ружья на Руси именовались пищалями якобы потому, что издавали при выстреле своеобразный звук, похожий на писк. Такими пищалями пользовались защитники Троице-Сергиева монастыря во время  смуты.

В следующей витрине представлены парадное оружие и парадные доспехи. В XVII веке броня и холодное оружие приобретают значение парадной формы.
В ту эпоху уже широко применялось огнестрельное оружие. Работы русских оружейников отличались высокими боевыми качествами и  великолепным декором. Над каждой конкретной пищалью работала целая бригада мастеров. Государи Московские любили показывать свою коллекцию оружия в том числе иноземным послам, ведь она составляла предмет их гордости.
Здесь представлены работы одного из самых известных русских оружейников  Первуши Исаева. Он изготавливал огнестрельное оружие, любил делать револьверы. В верхней части витрины видны 2 револьвера с барабанами, инкрустированные перламутром . Этим же мастером сделана уникальная пищаль с револьверным барабаном — в витрине вторая справа.


Во время смотров войска царь облачался в так называемый «Большой наряд». В этот наряд входило определённое количество предметов. В составе «Большого наряда» было 3 саадака, 2 рогатины, 3 шлема. Какую-то часть Государь надевал на себя, а прочие доспехи несли на специальных покровцах сопровождавшие его бояре. Справа висит такой покровец напоминающий собою знамя. На нём вышита государственная атрибутика, гербы московских земель и герб русского государства.

Саадак – это колчан для стрел . Здесь представлен кожаный колчан для стрел(справа) , а слева – налуч , т.е. чехол, который надевали на лук. Есть в коллекции и драгоценный саадак Большого наряда в золотой оправе, украшенный многоцветными эмалями и драгоценными камнями.

Булава – ударное оружие — в XVII веке приобретает значение символа государственной и военной власти. Булавы увенчаны серебряными золочеными главками и украшены ляпис-лазуритом.


Сабля работы мастера Ильи Просвита отличается зелёными ножнами с прорезным орнаментом. Она сделана из дамасской стали и также входила в Большой наряд царя Михаила Фёдоровича Романова. Лезвие этой сабли прорезано позолоченным и посеребрённым орнаментом. Выковали её из булатной стали, отличающейся превосходными боевыми качествами, на которые украшения никак не влияют.


Булатная сталь имеет так называемую дендритную кристаллическую решетку, напоминающую по структуре спил дерева. на древесном спиле хорошо видны концентрические круги или годовые кольца, они  расходятся от центра к краям. В структуре булатной стали центральная часть высокоуглеродистая, соответственно более твёрдая, а чем дальше к краям, тем металл более гибкий, более вязкий. Отсюда возникает уникальное сочетание свойств булатной стали — твёрдость и гибкость присутствуют одновременно в одном и том же клинке. Недаром булатная сталь была мечтою и  мастера-оружейника, и воина. Её получали, сковав бруски металла с различным содержанием углерода. Их помещали в кузнечный горн и   добавляли катализаторы, которые могли соединить сталь с различной структурой. Секрет булата заключался в том, чтобы правильно использовать эти добавки-катализаторы, одним из которых был марказит или лучистый колчедан. Секрет изготовления булата строго охранялся и передавался из поколения в поколение. Когда в XVII веке секрет булатной стали был утерян, то его искали очень долго – вплоть до конца ХХ века. Сейчас из булата делают художественное оружие.

Существует ещё один вид оружейной стали — дамасская сталь. Её изготовление также держалось в секрете, но, в отличие от булата, этот секрет был сохранён. Дамаск — это также композитная сталь с разным содержанием углерода в разных точках, но она значительно отличается от булата. Для изготовления дамаска брали стальные бруски, складывали их пакетом и проковывали в ленту. Затем стальную ленту рубили, вновь складывали и ещё раз проковывали.  Эта операция повторялась до сотни раз. Изготовление дамаска  — это чрезвычайно трудоёмкий процесс. Такая работа требовала и мастерства, и терпения. Однако после многократных проковок получались превосходные клинки. Их отличает ярко выраженный рисунок на поверхности стали.
Восток — Персия, Турция, Индия — заслуженно гордились качеством булатной и дамасской оружейной стали.
Одним из лучших русских оружейников XVII века считают мастера Никиту Давыдова. Его называют «отцом русского оружейного дела». Родом он был из Мурома, но жил в Москве и работал на Государеву оружейную палату. Работал он в одиночку с единственным помощником – татарчонком Мишкой. Это был мастер экстра класса, универсал. Он один сделал зерцальный доспех Алексея Михайловича,

кирасу по западноевропейскому образцу, знаменитую «шапку иерихонскую», пистолет с необычайно изящной рукоятью, украшенной перламутром. Никита Давыдов был образованным человеком с широким кругозором. Он посетил Константинополь, видел работу византийских мастеров. Он сделал боевой венец русского царя с алмазным крестом для Михаила Фёдоровича Романова и украсил его золотыми коронами. Это означает, что царь венчанный. На шлеме присутствует традиционное изображение Михаила Архангела и… арабская надпись: “Обрадуй правоверных обещанием скорой помощи от Бога и скорой победы”.
Шапка Иерихонская. Это парадный, богато украшенный шлем. Русское слово «иерихониться» означает наряжаться. Ведь согласно Ветхому завету жители Иерихона были очень богатыми и хорошо одевались.


До XVII века на Руси не было регулярной армии. В случае войны собирали ополчения. Ополченцы носили доспехи куячные – это либо кожа с нашитыми металлическими пластинами, либо латники, во внутрь которых зашивались металлические пластины. Именно так, по всей вероятности , и было снаряжено ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 г. освобождало Москву от польских захватчиков.В последней витрине представлены куячные шапки (с шишками ). Там между слоёв ваты находятся металлические пластины. Куячные доспехи были лёгкими, прочными, и, что немаловажно,  дешевыми.
Здесь же представлены сабли К.Минина и князя Д. Пожарского. Это настоящее, боевое оружие, не имеющее художественной ценности, но ценные для нас, как мемориальные памятники.

Муляж всадника, установленный в зале русского оружия– это собирательный образ воеводы XVII века. В следующей витрине представлен, например, чемоданец. Он служил для перевозки кольчуги. Она была лёгкая и мягкая, что могла уместиться в этом чемоданчике. Чемоданец пристёгивали к седлу. Никто и никогда в полном воинском облачении в шлеме и кольчуге за стол не садился и, тем более, не пировал. Всё снималось и одевалось перед боем. Исключение — опера Бородина «Князь Игорь».

В XVII веке начинается создание регулярной армии. Её прообразом стали «полки нового строя» времён Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Пётр, после поражения под Нарвой, реорганизует русскую армию, что позволило ему выиграть Северную войну. В витрине справа представлено оружие, которое использовалось русскими войсками во время Полтавской битвы. Это фузеи  – ими были вооружены пехотинцы. Внизу представлены 2 мортиры – прообраз современного гранатомёта (стреляли на 100 шагов ). Это орудие абордажного боя.
В 1709 г. в ходе Полтавской битвы Пётр I разгромил самую сильную армию в мире – войско шведского короля Карла XII. Слава Полтавской виктории прогремела на всю Европу и, в результате этой победы русской армии досталось значительное число трофеев. Пётр I распорядился привезти их в Москву в Оружейную палату и присоединить к победным трофеям прежних царей, как символ славы русского оружия. В числе трофеев Полтавской битвы знамёна шведских пехотных полков, штандарты шведской кавалерии,  литавры и барабаны шведских музыкантов,  холодное и огнестрельное оружие шведских солдат и офицеров. Всё это хранится в Оружейной палате по сей день.

Это было первое серьёзное поражение, которое было нанесено шведам. Пётр сам участвовал в этой битве, причём пострадал, трижды в него попадали пули – один раз в седло, один раз в шляпу, а один раз в медальон на груди, но чудесным образом остался он жив, а шведы побежали, да так, что побросали литавры, барабаны, сигнальные трубы, пистолеты. Карл XII был очень мужественным воином, но и он забыл на поле боя принадлежавший ему охотничий прибор с королевской монограммой. Пётр приказывает собрать эти вещи и перенести их в ГОП как символ славы русского оружия. Есть в Оружейной палате и Библия времён Карла XII.


Здесь же представлены ключи. Это ключи от города Риги, завоёванной русской армией в ходе Северной войны. Каждый из них весит по 620 грамм золота.


Рядом выставлена сабля работы тульских мастеров. Её ножны украшены бриллиантами. Есть здесь и оружие XVII века с рокайльным орнаментом (украшением из раковин и камней), принадлежавшее Елизавете Петровне. Она очень любила ездить верхом, охотиться, стрелять, и у неё была обширная коллекция личного оружия.
Сабля, инкрустированная слоновой костью, выполнена уральским оружейником Иваном Бушуевым из Златоуста в 1829 г.  У этого мастера было личное клеймо, где изображен крылатый конь. Он сделал эту саблю в честь победы в русско-турецкой войне.


ОРДЕНА
Первые русские ордена были учреждены в конце XVII века. До этого воинов и государевых людей жаловали драгоценным оружием, а, чаще,  посудой —  ковшами и кубками.

Особой наградой считалась шуба с царского плеча. В конце XVII века появляются медали-монеты с изображением государей.

В коллекции есть уникальная медаль с изображением двух царей: Ивана и Петра, венчанных на царство одновременнов 1682 году. Подобные медали можно было прикрепить к мундиру или шляпе, а можно было за них что-то купить, т.е. такие медали обращались и как ходячая монета.

В 1698 году Петр I учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного. На голубой муаровой ленте двуглавый орёл, а на его фоне распят апостол Андрей – брат апостола Петра. Это первый апостол, который пошёл за Христом, поэтому он и зовётся Первозванным. На Руси всегда особо почитали этого святого. Девизом этого ордена было: «За веру и верность». Первыми этим орденом были награждены сподвижники Петра I. Сам Пётр был награждён орденом, шестым по счёту, в 1703 году, за взятие в устье Невы двух шведских кораблей. Орден на истёртой голубой ленте — личный орден Петра I. Сюда же относится и парадная цепь из двуглавых орлов и нагрудной звезды.

После смерти Петра этим орденом стали награждать не за заслуги, а членов царской фамилии, сановников и ближайшее окружение императора. Орден потерял суть знака отличия за  заслуги, а стал высшим династическим знаком отличия.


Жемчужная звезда ордена Андрея Первозванного принадлежала Екатерине II.


Екатерина II учреждает орден святого Георгия Победоносца. Его знак — это золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Святого Георгия на черно-оранжевой муаровой ленте. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленты означают огонь и дым поля битвы. Девизом этого ордена было «За службу и храбрость». Имел он 4 степени. Заслужить этот орден было неимоверно трудно. Им награждали лишь за военные подвиги, за взятие крепости, за победу в битве, решившую  исход всей войны. За всю историю России всего 25 человек имели орден Святого Георгия первой степени, и лишь 4 военачальника были награждены всеми 4 степенями ордена, среди них  Кутузов и Барклай де Толли.

В начале XIX века вводится солдатский нагрудный Георгиевский знак – вот он на чёрно-белой планке , ленточка тоже с изображением Георгия Победоносца. В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность награждали Золотым Георгиевским оружием – шпагой, кортиком или саблей, на темляке которых был закреплён орденский знак. В ГОП представлен кортик, но не Георгиевский, а Анненский.

В Большом Кремлёвском дворце есть Георгиевский зал, списки награждённых этим знаком отличия выбиты на мраморных досках, находящихся на стенах этого зала.
Здесь также представлены ордена:
Александра Невского (в витрине вверху слева около и под бежевой муаровой лентой). Орден был задуман Петром I для награждения за военные заслуги, однако, учреждённый уже после его смерти в 1725 году Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.


Орден Святой Анны (в витрине находится над орденом Св. Георгия, но ниже ордена Александра Невского). После смерти в 1739 году Карла Фридриха Голштинского престол герцогства Голштинского перешёл к его сыну Петру от Анны Петровны, дочери Петра I. Когда в 1742 бездетная российская императрица Елизавета провозгласила своего племянника наследником под именем Петра Фёдоровича, тот переехал в Россию и привёз с собой орден Св. Анны.
Польский ордена Белого орла (в витрине находится рядом с муаровой лентой ордена Андрея Первозванного, справа от него). В 1705 году польский король Август II учредил орден Белого Орла. В 1712 году, во время встречи Петра I и Августа они обменялись наградами – Петр возложил на польского короля орден св. Андрея Первозванного, а Август на русского царя – орден Белого Орла.


Орден Святого Станислава (звезда, в центре на зелёном эмалевом фоне буква «S»). Орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Царство Польское сохраняло какую-то степень автономии в составе Российской империи, имело конституцию и собственные ордена, но после подавления польского восстания в 1831 г. превратилось в российскую провинцию. Следствием этого стало включение ордена Св. Станислава в Капитул российских орденов.


К сожалению, здесь не представлен орден Св. Екатерины. Он был представлен в старой экспозиции ГОП. Этим орденом награждали только дам, а пошла эта традиция от прутского похода, в котором вместе с Петром I участвовала его жена Екатерина I. Когда русское войско попало в окружение, то Екатерина отдала все свои драгоценности для подкупа турецкого главнокомандующего, а турки всегда легко шли на это, и, Екатерина I стала первой дамой, награждённой этим орденом.
РЫЦАРСКИЕ ДОСПЕХИ
Все представленные здесь доспехи турнирные, боевых доспехов в коллекции нет. Доспехи в России не использовались в бою, а служили для украшения парадных залов, впрочем, как и в Западной Европе. Каждый доспех повторяет моду на одежды, которая существовала во время его изготовления. Самый древний доспех XV века именуется Готическим.

Доспех XVI века, так называемый Максимилианским, выполнен уже в стиле Ренессанс. Красивый французский турнирный доспех XVI века отличается  юбочкой в виде колокола – это пояс, который закрывает ноги воина во время боя. Доспех украшен дивным орнаментом с изображением сцены охоты; на ней собаки преследуют оленя. Самое главное в таких турнирах – это выбить противника из седла, не убить, а именно выбить. За убийство на турнире могли судить и, даже, казнить. Поединок заканчивался, когда один из противников оказывался на земле.

Металлических башмак в стиле «медвежья лапа» повторяет обувь XVI века. Подобный башмак очень устойчив в стремени, а в конном рыцарском поединке главной задачей было выбить противника из седла.
Детский доспех был сделан в России немецкими мастерами.  Изготовили его для будущего царя Алексея Михайловича, который в ту пору был ребёнком. В Западной Европе это было модно, поэтому нас тоже должен был быть такой доспех. Чем мы хуже Европы!?

Когда в дар государю послы привозили мечи, то их никогда не дарили без ножен. Если приходили с мечом без ножен, то это было негласным объявлением войны.

Подлинная работа немецкого мастера XVI в. Лохнера – полный доспех на коня и на всадника — вызывает заслуженный интерес. Декор на доспехе всадника повторяется на конной броне. Спереди на седле есть валик для того, чтобы всадник лучше держался в нём. Рогатая маска на голове коня защищает его уши, и, одновременно, пугает противника. Это дар польского короля Стефана Батория русскому царю Фёдору Иоанновичу.


В правой витрине представлен оружейный гарнитур начала XIX века. Его создал лучший оружейник Франции Николя Жозеф Бутэ. Это дар граждан Парижа русскому генерал-губернатору Остен-Сакену, вручённый ему в 1814 году за то необычайное благородство, которое русские войска проявили при взятии Парижа.

Остен-Сакен командовал русским гарнизоном в оккупированном Париже и строго следовал  знаменитому приказу Александра I, изданный по армии накануне вступления русских войск во Францию. В приказе требовалось бережно относиться к этой стране, её культуре и населению, несмотря на то, что Наполеоновсая армия вела себя в России совсем иначе. Парижане боялись, что русские войска поведут себя точно также, как и французы и отомстят за грабежи в Москве. Но русские вели в Париже очень достойно.  Поэтому французы и сделали столь роскошный подарок русскому генерал-губернатору. К подарку была приложена благодарственная хартия, в которой говорилось, что граждане Парижа делают сей дар в знак признательности за его благородство. Позже генерал Остен-Сакен передал гарнитур в Оружейную палату.


Стоимость этого комплекта очень велика. Поэтому, в первые годы советской власти, коммунисты, разбазарившие немало культурных ценностей для получения твердой валюты и закупки техники и оборудования на западе, покусились и на этот гарнитур. Шпага из гарнитура была украшена превосходным бриллиантом. Этот бриллиант вытащили и продали.  Сейчас в шпагу вставлен современный якутский бриллиант. Он не хуже прежнего, немалого веса и отличного качества.
ОРУЖИЕ ИРАНА И ТУРЦИИ
Самое распространенное восточное (и русское) оружие — это сабля.  Они пришли к нам с востока на 5 веков раньше, чем в Западную Европу, где пользовались мечом, а позже — шпагой и рапирой. Сабля особенно удобна не для пешего, а для конного боя. Саблей зовут любое изогнутое рубящее оружие. Однако среди сабель также существуют различия. Есть сабли, которые называются шамшира. В ГОП представлены персидские шамширы. У них достаточно большой изгиб, а внизу они очень острые. Они пригодны для рубящего и для колющего удара. Ими можно было попадать в кольцо кольчуги.

Прямые сабли называются палаш. Палаши заточены с 2-х сторон. Ими рубились так же, как и мечами.

Оружие, представленное в восточной витрине, было привезено в Россию из Персии и Турции в качестве подарков русским царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Оно датируется XVII веком.
Здесь представлены: шлем — мисюрка, сабля, сделанная в Стамбуле, но не турками, а православными, которые жили в христианском районе Константинополя. Эту саблю они прислали  в подарок Алексею Михайловичу. Оружие украшает чисто восточное сочетание красных и зелёных камней. В таком стиле украшены саадак, колчан и налуч.

Перначи из нефрита и хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами, очень характерны для Востока. Это оружие изысканное, оно не боевое, а парадное. Подобные перначи часто подносились государям в качестве драгоценного дара.

Очень интересен золотой щит мастера Мухаммеда Мумина Зернишана XVI века. Это шедевр восточного оружейного искусства. Второго такого щита просто не существует. Он выкован из булатной стали, инкрустирован золотой спиралью с изображениями мифических существ, животных, трав, охотничьих сцен и, даже, целых эпизодов из поэмы Низами «Лейла и Меджнун». В описи царских щитов XVII века он числится под номером один. Входил в «Большой наряд» русского государя.


Шлемы-маски по всей вероятности индийского происхождения. Они предназначались не для военачальников, а для простых воинов. Эти маски страшные, производят сильное впечатление. Подобные маски служили для своеобразной психической атаки против неприятеля. Кроме того, в них проделаны малозаметные отверстия. Во время конной атаки ветер попадал в эти отверстия и возникал ультразвук, неслышимый, но угнетающе действовавший на психику. Восточные люди всегда были большими мастерами в подобных делах.


Из булата восточные оружейники делали мечи-пояса. Не во все города можно было войти с оружием, но в то же время и без оружия входить было опасно. Поэтому, на востоке делали мечи-пояса, которые оборачивали вокруг пояса, застёгивали на специальный замок и, в случае необходимости, для самообороны, нажимали на специальную кнопку и меч распрямлялся.

Статья написана по материалам учебной экскурсии по залам оружия ГОП. Фото взяты с сайта  музеев Московского Кремля и из других открытых источников
TEXT.RU - 100.00%
TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *