Архитектурный анализ Архангельского собора

Архитектурный анализ какого-либо здания — задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что  зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой «Архангельский собор», где на стр.30 найдём архитектурное описание  собора:

«Алевиз Новый, как истинный итальянец, «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания».

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части — верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

«Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками».

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.

Северная стена Архангельского собора

Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра — это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель. Но только колонна — несущий элемент в архитектуре, а пилястра — декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра — это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.

На снимке — прясло западной стены Архангельского собора. С двух сторон оно выделено пилястрами с капителями и базами.

На западной стене собора — три прясла, на южной и северной — по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле.  Арки украшают три стены храма — северную, западную и южную.

Нижний ярус северной стены. На снимке хорошо видны пять прясел и арки в них. Прясла разделены пилястрами.
На западной стене собора есть только три прясла.

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса — филёнки. Филёнкой называется  обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Грубо говоря, филёнка — это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.

Верхний ярус северной стены Архангельского собора.

Читаем дальше:

«Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.»

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть.  В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть — база.

База пилястры
Капитель пилястры

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент — это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название — архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

elementy-antablementa
Фото с сайта http://allfacades.com/2014/02/antablement/

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

«По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов — фиалов».

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

«Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.»

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

1 — пилястра
2 — филёнка
3 — база
4 — антаблемент
5 — капители

6 — прясло
7 — окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

«Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.

На восточной стене видны сильно выдающиеся алтарные апсиды — полукружия

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.»

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма — центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме — 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его «богомерзким и богопротивным» из-за его «фрязинского», «латинского» облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.

Прежде чем пригласить вас на авторские экскурсии по Москве, позвольте вас уверить, что в рассказе о столице мы опустим скучный архитектурный анализ зданий и не будем давать лекцию по истории архитектуры. 🙂

Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

В статье использованы материалы книги Т.Б.Власова «Архангельский собор», М.: МЦФР, 2005 г.

Далее:
Архитектурный анализ Архангельского собора
Вокруг церкви Ризоположения
Внешнее убранство Успенского собора

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии 3

  • Ура! Великолепный обзор! С подробным пояснением всех особенностей собора.
    Хотя мне Архангельский собор казался всегда немного тяжеловатым, особенно по сравнению с Успенским. Возможно, из-за его горизонтального членения, или контрфорса. Я не знаю. Но у меня все время складывалось ощущение, что его прижали к земле, а он силится взлететь.

    • Маша, поверишь, нам и рассмотреть его как следует не удаётся… Конечно, это всё изучалось, запоминалось, но в экскурсию никакие филёнки не входят. А тут почему то зацепил меня наукообразный анализ собора, который я цитировала. Решила продраться сквозь прясла и антаблементы с архитравами. И так зацепило! Возможно, продолжу тему и опишу Ризоположенскую церковь или на сам Успенский замахнусь.
      Маша, очень хорошо ты сказала: «его прижали к земле, а он силится взлететь». Возьму себе на заметку, может быть даже в экскурсию вверну. Для особо продвинутых туристов. 🙂

  • СПАСИБО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!

Слово молвить

Яндекс.Метрика