Арбат

К Арбату у меня особое отношение. Интересно, а каким оно должно быть, если почти 40 лет назад ты бегал через эту улицу за хлебом и за молоком и почти десять лет ходил по ней в школу? В конце прошлого века Арбат закрыли для движения и начали рыть что-то сверхсекретное. Официально говорили о перекладке подземных коммуникаций, но котлованы то были во всю ширину улицы. По окончании стройки Арбат «офонарел» (по Вячеславу Шалевичу). Большинству арбатских жителей это не понравилось, мне тоже. Однако к тому времени я уже уехал с Арбата и, одновременно,  остался на нём.  До сих пор я живу неподалёку и воспринимаю его нынешний облик куда спокойнее, чем в молодости.

Арбат относится к числу старейших московских улиц. Люди заселили эту местность еще в XIV веке. Название происходит от арабского слова «Рабат», что означает пригород. В ту пору здесь и вправду был пригород, ведь городом считали лишь Кремль. Скорее всего, это слово занесли к нам восточные купцы, бывшие частыми гостями на Москве. Существуют и другие версии, согласно которым название произошло от слова «арба» (вообще то в Москве телегами и санями пользовались) или от понятия «горбат» (опять же особых горбов в районе Арбата не наблюдается). Первое упоминание об улице связано с трагическими событиями. В 1493 году в церкви Николы на Песках посреди Арбата забыли погасить свечу. От этой свечи выгорела большая часть города. В связи с этим пожаром Арбат впервые упомянули в летописях. До наших дней сохранилась поговорка-предостережение: «От копеечной свечки Москва сгорела».

В XVIII веке Арбат, подобно соседней Пречистенке и Старой Конюшенной, становится дворянской улицей. Ещё в 1845 году Виссарион Белинский утверждал, что Арбат состоит целиком из господских домов. Вплоть до второй половины XIX века на Арбате не было ни одной лавки. Зато сейчас вся улица превратилась в сплошной ряд кафе и сувенирных лавок. Булочные, овощные лавки и магазин «Диета» исчезли как класс. В 1982 году здесь впервые в СССР (не считая тогдашней «советской» Прибалтики)  решено было устроить пешеходную улицу. После этого подобная мода распространилась по провинциальным городам России, где пешеходные улицы также часто зовут Арбатом, вне зависимости от их названия: Трёхсвятская, Ленина, Кирова и т.п.

Пешеходная улица в Калуге

Мы начнём нашу прогулку с арбатского двора самого начала улицы, от площади Арбатских ворот. Старинных зданий здесь сохранилось немного.

Поэтому вначале обратим внимание на выходящий к площади Гоголевский (бывший Пречистенский) бульвар. В его торце  стоит  памятник Н.В.Гоголю работы скульптора Николая Томского 1952 года.

Первый памятник Гоголю на этом месте создал скульптор Николай Андреев в содружестве с Фёдором Шехтелем. Было это в 1909 году на 100-летнюю годовщину со дня рождения писателя. Памятник понравился далеко не всем. Его сравнивали с летучей мышью, с вороной и т.п. Трагический Гоголь Андреева действительно печален.

Вместо него установили бодрого чиновника, идущего на доклад к столоначальнику. Возможно, что сменить памятник приказал Сталин, который  постоянно ездил мимо Арбатских ворот на дачу в Кунцево и обратно в Кремль. Сам Томский считал свою работу неудачной и объяснял это чрезвычайной спешкой накануне юбилея. В 1952 году торжественно отмечалось 100-летие со дня смерти писателя. Только у нас додумались до такого бреда: торжественно и празднично отмечать юбилеи смерти выдающихся людей. В 1937 году устроили торжества в честь столетия гибели Пушкина, в 1941 – Лермонтова (мероприятия отменили из-за начала войны) , а в 1952 году — Гоголя. После открытия нового памятника в Москве появилась эпиграмма:

Юмор Гоголя нам мил
Слёзы Гоголя – помеха
Сидя грусть он наводил
Пусть теперь стоит – для смеха.

Стоит обратить внимание на соседние дома по Гоголевскому бульвару. Дом 31, стоящий в глубине двора, относится к послепожарному времени. Это городская усадьба Хрущева-Котлярёва, перестроенная для женской гимназии Софьи Николаевны Фишер. Гимназия Фишер стала первым в России женским учебным заведением, где преподавание велось по программе классических мужских гимназий. Это было настолько неожиданно, что её часто показывали высоким иноземным гостям, в том числе бразильскому императору Педро II, побывавшему здесь в 1876 году.
В начале прошлого века здесь поселился Андрей Белый и открыл своё издательство «Мусагет».

Соседний дом, тоже под № 31 был когда-то заурядным трёхэтажный доходным домом, построенным ещё в 1879 году архитектором Зыковым. В начале 2000-х гг Алексей Солдатов перестроил его для известного антиквара Вадима Задорожного. Здание надстроили на два этажа и отделали в духе «ар-нуво» для роскошного отеля  — «Руссо-Балт». Название вызывает ассоциации с увлечением  владельца гостиницы. Вадим Задорожный известен в Москве своей коллекцией старинных автомобилей.

Архитектору блестяще удалось передать дух изысканного, капризного, самовлюблённого модерна.

Угловой дом сохранился в неприкосновенности с досоветских времён. Только, вместо молочной лавки, в нём недавно открылось модное кафе. Этот доходный дом (1910 год, архитектор Виноградов) принадлежал несуществующей ныне церкви Тихона, что у Арбатских ворот.

Прежде, чем мы выйдем на Арбат,  обратим внимание на знаменитый ресторан «Прага». Угловой дом, выходивший на Арбат и Поварскую, был построен ещё в конце XVIII века и много раз перестраивался. В 1872 году здесь открылся недорогой трактир, получивший название «Прага». Заходили в него люди малообразованные, в основном извозчики с Арбатских ворот. Они то и  перекрестили это непритязательное заведение в «Брагу».

В ту пору дом принадлежал Вере Ивановне Фирсановой.  Здание с трактиром выиграл на бильярде купец Петр Семенович Тарарыкин, живший по соседству в доме № 5. Тарарыкин полностью переделал «Прагу», превратив её чуть ли не в первый в городе ресторан. До него едальные заведения назывались трактирами, потому что главным посетителем был старый московский купец. А у Тарарыкина начала собираться интеллигенция. Здесь устроили прием в честь основателя  Московской консерватории Николая Рубинштейна, здесь чествовали И.Е.Репина, после того, как он закончил реставрацию знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной сумасшедшим богомазом из Мстёры. Парадный вход в заведение располагался на углу дома. Его украшают полуобнажённые женские фигуры, созвучные той ушедшей эпохе.

В 1915 году Адольф Эрнестович Эрихсон перестроил здание в модном неоклассическом стиле. Тогда же устроили летнюю террасу на крыше. В 1918 году ресторан закрылся, а в 1924 открылся вновь под вывеской «Столовая Моссельпрома». Именно сюда Илья Ильф и Евгений Петров привели Ипполита Матвеевича Воробьянинова вместе со студенткой из общежития им. Бертольда Шварца, которую он хотел соблазнить. Для столовой Моссельпрома В.В.Маяковский написал стихотворную рекламу:

Здоровье — радость, высшее благо
В столовой Моссельпрома – бывшая «Прага»
Там весело, чисто, светло и уютно
Обеды вкусны и пиво не мутно.

В начале 30-х годов столовую закрыли. Арбат стал правительственной трассой, по которой ездил сам вождь. Недаром Осип Мандельштам написал по этому поводу следующие строки: «Я как-то шёл по Арбату, Бог ехал в шести машинах». В каждой арбатской подворотне обязательно стоял топтун-нквдшник. Для них в бывшей «Праге» была устроена закрытая столовая НКВД. Ресторан вновь открыли в 1954 году – после НКВДшников потребовалась серьёзная реконструкция, проект выполнил арх. Соболевский.

Открытие «Праги» стоит в ряду событий, блестяще отражённых в эпиграмме Александра Раскина, автора пропагандистского фильма «Весна» с Любовью Орловой в главной роли.

Не день сегодня, а феерия
Ликует публика московская
Открылся ГУМ, накрылся Берия
И напечатана Чуковская.

23 декабря 1953 года действительно открылся ГУМ, расстреляли Берию, а на следующий день в «Литературной газете» появилась статья Лидии Корнеевны Чуковской «Об искренности в литературе» — первый текст «оттепели», призывающий говорить правду о пережитом.
Дом П.С.Тарарыкина не сохранился. Это место буквально раздавлено «чудовищно выпадающим из масштаба» конторским зданием 2000-2005 годов. Огромный безвкусный коричневый сундук построен… М.М.Посохиным. К счастью, хоть для его любимых колонн-макарон здесь места не нашлось.
На чётной стороне видны заброшенные старые дома. Первый из них – многократно перестроенный дом середины XVIII века. В XIX столетии здесь размещалось общество русских врачей, позже перебравшееся в дом №25 по Арбату. В 80-е годы XIX века дом купил генерал и золотопромышленник Альфонс Леонович Шанявский, завещавший впоследствии свои капиталы на открытие Вольного университета. На втором этаже размещались номера «Гуниб», напоминавшие о захвате Гуниба в 1859 году и пленении Шамиля. Шанявский сам принимал участие в этом сражении. Позже номера стали именоваться «Столица». В них частенько останавливался И.А.Бунин.


Нечётная сторона выглядит куда эффектнее. Трёхэтажный дом 70-х годов XIX века, перестроенный в 1898-99 годах, недавно был надстроен четвёртым этажом для украинского культурного центра. Его владельцем был Осип Станиславович Бургард-Гвоздецкий. В 20-е годы прошлого века в доме открылся «Арбатский подвал» — литературное кафе, где бывали Маяковский, Есенин с Айседорой Дункан, Андрей Белый, Борис Пастернак.

Соседние дома № 11 и №13 (1911 и 1885 годы) изначально были трёхэтажными. В 30-е годы прошлого века их надстроили до пять этажей. Дом 11 недавно получил шестой мансардный этаж, а дом 13 в начале 2000-х гг был реконструирован и перепланирован. Дом 11 принадлежал московскому частному ломбарду. Его построил инженер Николай Струков. Угловой дом купца Тишенинова (1898-1900 гг, арх. С.Ф.Кулагин) ничем не примечателен.

дом № 11
дом № 13

TEXT.RU - 97.87%

Заглянем ненадолго в Б.Афанасьевский переулок. Первый дом от угла по чётной стороне отличается торжественной и мрачной отделкой фасада. Это доходный дом Эпштейна 1909 года постройки. Его автор — архитектор Валентин Дубовской.


Дома №№ 15 и 17( розовый и серый), обезличенные надстройкой и перестройкой 30-х годов прошлого века, были возведены московскими архитекторами Когновицким и Гунстом. В доме №15 в 1906 году открылся чуть ли не первый в Москве синематограф под названием «Большой парижский театр», а в доме № 17 жил знаменитый художник Константин Юон.

Напротив, на углу Арбатского (бывшего Годеиновского) переулка недавно появился торговый центр «Старая улица». Хорошо заметно, что это не более чем грубая подделка под «старину». Стоявшие здесь исторические здания снесли ещё в 1965 году во время строительства Нового Арбата. Левое крыло новодела напоминает старый дом, построенный в 1905 году Никитой Герасимовичем Лазаревым – автором особняка Миндовского в Мёртвом переулке.


Участок № 19  памятен тем, что здесь стоял самый знаменитый в советской Москве комиссионный магазин. Примерно 50 лет назад его дирекция проворовалась, магазин закрыли и снесли, чтобы и памяти о нём не осталось. Тем более, что дом был деревянным. Новый безликий дом, отодвинутый вглубь участка, относится к 1994 году.

Напротив находится ещё одно памятное место Арбата, наполненное призраками прошлого. Здесь стоял один из трёх Никольских храмов на Арбате – Никола Явленный. Другие два звались Николой на Песках (в нём то и забыли ту самую легендарную свечку) и Никола в Плотниках. По этим церквам Арбат в просторечии звали улицей «Трёх Никол». Церковь Николы Явленного поставили ещё в 1593 году по повелению Бориса Годунова. Шатровая колокольня, эффектно выходившая на Арбат, относилась к середине XVII века. Обветшавшую церковь снесли по благословению митрополита Филарета и построили новую в 1836-41 годах. Согласно Сергею Романюку «дело митрополита продолжили коммунисты, разрушив колокольню в 1931. а затем и новую церковь в 1933 году». На месте храма стоит типовое школьное здание, занятое службами следственного комитета.

Маленькие домики по чётной стороне Арбата когда-то принадлежали церкви. Нынешнее кафе «Sixty’s»– на самом деле бывшая богадельня. А легендарный «дом с привидениями» князей Трубецких-Оболенских не сохранился. Великолепный классический особняк был разрушен в 1941 году во время фашистского авианалёта 24 июля 1941 года.  Дом довольно долгое время пустовал, поскольку в нём жили «привидения». Жильцы, рискнувшие там поселиться, слышали замогильный вой, грохот и видели бестелесные фигуры в белом. На самом деле там шалили разбойники. Они устроили в подвале свой притон и пугали жильцов, чтобы те не мешали их «работе». Позже, когда «нечистую силу» изгнала полиция, в этом доме жили железнодорожный магнат фон Мекк и знаменитый винодел Лев Голицын.
Вернёмся на нечётную сторону к домам 23 и 25.

Не особо выдающиеся по своим архитектурным качествам, они образуют красочный запоминающийся ансамбль. Четырёхэтажный дом в стиле модерн  построен для купца Ечкина Никитой Герасимовичем Лазаревым в 1902-03 годах. Это один из немногих московских домов в стиле модерн, который не испортили надстройками и перестройками. Несмотря на небольшую этажность в доме изначально поставили лифт. Но в мансарду по сей день надо подниматься по лестнице. Первый этаж изначально планировался под магазины, а позади них, во дворе, были квартиры для владельцев.

В начале ХХ века в мансарде находилась мастерская Сергея Тимофеевича Конёнкова. В 1905 году большевистские боевики хранили в его мастерской оружие и гранаты. В это время Конёнков и познакомился с нигилисткой Коняевой, ставшей впоследствии его женой. В 20-е годы здесь была мастерская художников Павла и Александра Кориных.

Дом № 23. Фрагмент фасада с мансардным окном.

Соседний дом № 25 старше на добрых 30 лет. Он был построен Александром Александровичем Пороховщиковым чуть раньше его знаменитого деревянного особняка

в 1869-70 гг. по проекту петербургского архитектора Роберта Андреевича Гедике. Здесь с 1871 по 1917 год находилось Общество русских врачей. Услуги медиков и лекарства стоили в здешней лечебнице на треть дешевле, чем у частных докторов. Здесь же помещались художественные классы Константина Юона.

Дом № 18 на углу Серебряного переулка полностью новодельный. Прежде здесь стоял доходный дом церкви Николы Явленного, построенный в 1909 году. Старый четырёхэтажный дом снесли и заменили новым в 2004 году.

Заглянем ненадолго в Серебряный переулок, названный так в 1922 году по жившим здесь в старину серебряных дел мастерам. Прежде он звался Никольским по уже известной нам утраченной церкви Николы Явленного.

Дом № 1 по переулку построили для этой церкви в 1912 году (архитектор Стеженский).  Маленькая пристройка слева с чудом уцелевшим киотом предназначалась для часовни в честь 300-летия дома Романовых.

Угол Арбата и Староконюшенного переулка отмечен массивным, но не лишённым изящества 6-этажным домом, построенным Семеном Фёдоровичем Кулагиным (автором дома профессора Преображенского из повести «Собачье Сердце» М.А.Булгакова) в 1910-12 годах. Дом принадлежал купцу Трындину и его компаньонке Щёпотьевой. Именно здесь прошли первые пятнадцать лет жизни «аффтара» сего опуса :).

Корявенький седьмой этаж надстроили несколько лет назад. Видать, кому-то очень захотелось жить на Арбате.

Следующий дом № 29 построен для Якова Толстого Никитой Григорьевичем Лазаревым в 1904-06 годах. Здесь находилась гостиница и сдавались квартиры внаём.


Дом № 20 всем своим скучным фасадом буквально кричит о том времени, когда его построили. Это 1925-30 годы, жилой дом кооператива «Красный уголок». Его построил известный русский, впоследствии советский архитектор Владимир Маят, работавший по заказам С.П.Рябушинского, банкира и организатора автомобильной промышленности и Николая Александровича Второва, золотопромышленника, создателя завода «Электросталь», «русского Моргана», как прозвали его за деловую хватку. Конечно, этот дом не имеет никакого отношения, ни к Рябушинскому, ни ко Второву.


Старый трёхэтажный дом № 31 в основе своей имеет старинный особняк (левое крыло), в котором после ссылки поселился Николай Платонович Огарёв. Здесь у него часто бывал Александр Иванович Герцен.

В 1887 году архитектор Пиотрович перестроил особняк под доходный дом с магазинами на первом этаже.

Соседний дом № 33, получивший недавно прозвание «дом Лосева», построен его владельцем, архитектором Лопыревским в 1869-73 годах. В конце XIX века здесь устроили чуть ли не первый в Москве бесплатный родильный приют.

В 1941-88 годах здесь жил философ и тайный монах Алексей Фёдорович Лосев. Его дважды отправляли в лагеря (в 1922 и в 1930 годах). Во второй раз он был осуждён за книгу «Диалектика мифа», в которой отвергал марксизм и официальную советскую философию – диамат. За это был осуждён на 10 лет лагерей и на Беломорканале почти полностью потерял зрение. Его освободили по ходатайству жены Горького. После освобождения преподавал в МГПИ, очень много писал, тайно проповедовал имяславие вслед за отцом Павлом Флоренским. Позже Лосев занимался изучением античной эстетики и эстетики эпохи Возрождения.

В 2004 году дом отреставрировали и открыли в нём философскую библиотеку, включающую 11 тысяч томов личной библиотеки Алексея Фёдоровича Лосева.

Дома № 31(жёлтый и № 33 (розовый)

TEXT.RU - 100.00%

Комплекс Театра им. Евгения Вахтангова выделяется на фоне старых арбатских домов своим тоталитарно-сталинским обликом. Правое крыло его современное, стилизованное под сталинскую архитектуру. Оно  ещё не закончено. Левое крыло построено сразу после войны на месте разрушенного фашистской  бомбой особняка Берга, в котором и помещался театр. Автор проекта архитектор Абросимов возвёл здесь монументальное сталинское здание. Его массивные пилоны почему то напоминают мне архитектуру Веймара времён Третьего рейха.


Справа от главного входа находится фонтан со статуей принцессы Турандот из одноимённой комедии дель арте Карло Гоцци. Статую создал Александр Бурганов в 2007 году к 75-летию первой постановки пьесы на сцене Вахтанговского театра. Этот спектакль служит визитной карточкой, своеобразной маркой театра имени Евгения Вахтангова. Вандалы уже успели отпилить принцессе руку, так что статую пришлось реставрировать.
В Малом Николопесковском переулке сохранилась парочка староарбатских домов. Особняк под № 5, когда-то классический послепожарный с фронтоном и колоннами, был полностью перестроен в стиле «модерн» в 1901 году по проекту архитектора Заруцкого. Как и большинство старинных особняков в здешних краях, он находится в ведении УПДК.

Соседний, когда-то очень интересный дом 1909 года с чертами «северного модерна» грубо переделали в 80-е годы ХХ века, надстроив отвратительный технологический этаж.

За перекрёстком со Средним Николопесковским переулком стоит мрачный шестиэтажный дом, построенный его владельцем, архитектором Кардо-Сысоевым в 1912 году.

На перекрёстке с Большим Николопесковским переулком стояла церковь Николы на Песках. Храм XVII века снесли в 1932 году по решению Моссовета. Площадка понадобилась под жилой дом «Энергетик» (1933 год, архитекторы Милавский и Покорный).

Напротив бывшего церковного участка стоит двухэтажный особняк, в котором жил и умер композитор Александр Николаевич Скрябин. Его невероятные произведения соответствуют эпохе, требовавшей синтеза искусств. Недаром Скрябин включил в свою третью симфонию («Божественную поэму») партию света.  Александра Николаевича считают  родоначальником светомузыки. В 1912 году он снял квартиру на втором этаже особняка. При найме композитор настаивал на заключении контракта ровно на три года до 14 апреля 1915 года. По трагичесому стечению обстоятельств именно в этот день он умер от сепсиса, вызванного небольшим нарывом на губе. Скрябина отпевали напротив его дома в церкви Николы на Песках. Попасть в храм не было никакой возможности. Бывший в тот день на похоронах Скрябина композитор Сергей Иванович Танеев простудился  и умер через два месяца – 6 июня 1915 года. Особняк был надстроен и перестроен из старого послепожарного дома в 1903 году Сергеем Фёдоровичем Воскресенским.

Соседний с особняком Скрябина дом № 13 построил Илья Павлович Машков в 1900 году.

Стоит обратить внимание и на скромный двухэтажный дом № 15. Сейчас в нём находится режиссёрский факультет Щукинского училища, а когда-то дом принадлежал князьям Щербатовым. Наверное, это самый старый дом в переулке. Он построен после пожара 1812 года в 1822 году. В конце 30-х годов XIX века его снимал граф Михаил Фёдорович Орлов. После восстания декабристов Орлову было дозволено жить в Москве под надзором полиции. Герцен сравнивал графа со львом в клетке: «лев был осуждён праздно бродить между Арбатом и Басманной (на Басманной жил Чаадаев) не смея даже давать волю своему языку».

В 1916 году квартиру на первом этаже снял Константин Бальмонт, здесь бывали Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин. В 1920 году Бальмонт уехал отсюда в эмиграцию. В 1910-13 годах здесь жила старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг.


Ближе к Арбату стоят ещё два доходных дома №№ 4 и 5 (архитекторы Валентин Дубовской и Семён Кулагин). Оба построены в 1910 году.

Дом № 4 по Большому Николопесковскому переулку.
Дома №№ 3 и 5 (жёлтый и серый) по большому Николопесковскому переулку.

Соседний с домом Скрябина особняк выстроен в 1898 году для инженера Якова Полякова по проекту архитектора Иллариона Александровича Иванова-Шица, автора нынешнего театра «Ленком».  Яков Поляков владел текстильной фабрикой в Павшино (Красногорск) и остался в памяти тамошних жителей, как настоящий благодетель. «У кого падёт лошадь, корова – даёт деньги на приобретение таковых, сгорит и дом – выстроит новый. Недавно сразу четырём крестьянам выстроил новые каменные дома», — вспоминал современник. По жене он был родственником Константина Бальмонта, а его брат Сергей – поэтом и издателем символистского журнала «Весы», в котором сотрудничал Валерий Брюсов.


Мы вновь вернулись на  Арбат. Напротив Вахтанговского театра стоит один из самых больших арбатских домов. Его номер — 35. Здание занимает целый квартал, оно стилизовано под готический замок и украшено статуями рыцарей. Одного из рыцарей 24 июля 1941 года снесло взрывной волной и он рухнул вниз. Дом был построен Валентином Дубовским для купцов Филатовых. В нём были роскошные 5-6 комнатные квартиры, витражи и мраморные лестницы. После 1917 года их превратили в коммуналки, хотя в некоторых квартирах поселились высокопоставленные «товарищи», например Подвойский или начальник Союзпромэкспорта Дмитрий Колмановский, расстрелянный в 1937 году. Здесь же жил его племянник композитор Эдуард Колмановский. В 1975 году здание расселили и перестроили под Минкульт. В ту пору министром был Демичев. При перестройке дома погибла большая часть его внутренней отделки.

После пожара Дома Актёра на Тверской в 1990 году тогдашний министр Николай Губенко отдал часть здания погорельцам. ЦДА находится здесь по сей день и сдаёт большую часть помещений под конторы.
Продолжим прогулку по Арбату в следующей части.

Приглашаем Вас на пешеходные экскурсии по старой Москве.
TEXT.RU - 89.17%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • На Арбате каждый дом — кусочек истории. И Москвы и России. с удовольствием прогулялась с вами по Арбату. Узнала много нового и интересного. Спасибо.

  • Старый Арбат
    Владимир Шебзухов

    Случайный прохожий, хоть светом вечерним
    Уже наполнялся весь Старый Арбат,
    Выказывать начал своё восхищенье
    Рисункам, тому и художник был рад!

    «А, ваши рисуночки есть за границей?
    На выставках, там выставлялись они?»
    «Не знаю, такое мне даже не снится.
    Свои провожу за работаю дни!

    А может и есть, ведь рисую я многих,
    Кто знает, и лорда, глядишь, рисовал!»
    «Ну, скажете вы, быть такого не может,
    Кого-то… из «этих», и вдруг не узнал!»

    «Люблю я за делом любимым трудиться,
    Коль нужно кому-то оно для людей.
    Рисунки — на выставках иль за границей —
    Тут Матушке нашей, Природе, видней!»

    «Красиво, нет слов!И не скажешь ведь краше.
    Никак, что соловушка песню пропел.
    Ваш выбор таков, знать, и место здесь ваше!
    Крути ни верти, получил, что хотел!»

    «Я долго искал и нашёл своё место,
    Когда уж от жизни не ждал ничего.
    И счастлив, однако, ведь что интересно,
    Не только нашёл, но и… знаю его!»

Слово молвить