Андре Дерен и Анри Руссо В ГМИИ им. Пушкина

Работы Андре Дерена стали последним открытием С.Щукина в Париже перед Первой Мировой войной.
Этот художник был последователем идеи создания «новых традиций в искусстве». Он переоценил наследие прошлого и отдавал одинаковое признание как искусству древних цивилизаций, Средних Веков, Ренессанса, так и городскому примитивному искусству как равноправно значительному источнику вдохновения и боролся за возможность соединить их с «открытиями современных мастеров».
Суббота. 1912-1913.
Обычная сцена из жизни семьи, которая приобретает почти ритуальное звучание. Картина была приобретена в 1913 году Сергеем Щукиным.
Анри Руссо (1844-1910) был примитивистом. До 40 лет он работал таможенным офицером и серьёзно занялся искусством только после выхода не пенсию. Он был самоучкой и носил прозвище Таможенник. Он оставил свой яркий след в искусстве 20 века и критика обратила на него внимание, стремясь понять и расшифровать язык его картин.

 

Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо — это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредотачивалось главным образом на ПРИДУМЫВАНИИ, СОЧИНЕНИИ картин, а не на использовании впечатлений от натуры. В каком-то смысле Руссо шёл дальше импрессионистов, от которых почерпнул необычное цветовое разнообразие.
Арсен Александр, наблюдавший Руссо в мастерской во время работы писал: «Я обратил внимание на его палитру, на которой он смешивал зелёные краски для экзотического леса. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине. Я никогда больше не видел палитры, которая бы блистала такой живописной гаммой зелени».
Фантазия Руссо рождала странные «наивные»картины, сюжеты которых во многом предвосхищали опыты сюрреализма.
Умер Руссо 4 сентября 1910 года в возрасте 66 лет. На его могиле лежит камень с эпитафией Аполлинера:

Милый Руссо, ты нас слышишь?
Мы приветствуем мебя,
Делоне, его жена, господин Кеваль и я.
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемых светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда-то меня,
Ты написал звёздный лик.

Поэт и его муза. 1909г.
Картина была написана как пейзаж — портрет, жанр, который был им самим изобретён.
На портрете изображены поэт Гийом Апполинер и его любимая, его муза, художница Мари Лорансен. Руссо и Аполинер познакомились в студии Пикассо. Руссо заметил, что Апполинер был эпическим поэтом и предложил позировать для портрета. Гийом согласился. Но сеанс позирования был очень странен и больше напоминал визит к портному. Руссо взял гибкий сантиметр и линейку и стал измерять Апполинера — длину, ширину талии, груди и т.д. Даже расстояние от носа до ушей, величину глаз, размер носа, ушей. Затем, художник попросил поэта подойти к окну и начал сравнивать краски из тюбиков, одну за другой,  с цветом лица позируемого, поднося их к лицу поэта. Затем, художник записал название цветов, фактуру материала его костюма, посчитал пуговицы, карманы. И всё. Это называлось сеанс позирования.

Несколько дней спустя Руссо позвонил Апполинеру и был очень расстроен оттого, что потерял одну из мерок. Апполинер сам измерил своё лицо и сказал размер.
Такой же сеанс «снятия мерок» был проведён и с художницей, Марией.
Картина должна была быть представлена на осеннем салоне. Но когда Руссо пришёл в помещение, где салон проводился, со своей картиной, он не нашёл ни одного свободного места на стене. Он оставил её на полу и ушёл.
Когда он пришёл в зал на следующий день, он не увидел ни одной своей картины на стене. Однако, все посетители салона ползают на коленях по полу, обсуждая его картину.
Больше всего забавлялась Мари Лоренсен, потому что она сама поняла, что это совсем другой художественный язык. В действительности Мари была высокой и стройной, с великолепными тёмными волосами, которые она закалывала на голове и выглядела очень стильно. В отличие от неё, это Гийом был дородный, крупный. Хотя на картине — маленький совсем не полный. Но несмотря на такую метафору, всё на картине очень серьёзно. И даже то, как Руссо воспринимал поэта — не даром художник назвал Апполинера эпическим поэтом. Он и изобразил его таким — со свитком и пером в руке — символами поэзии. И Мари — его муза, муза эпической  поэзии. Её образ художник взял у Пуссена «Вдохновение поэта». А лицо художницы, перевитое цветами тоже заимствовано у Ботичелли «Весна». Да и сам пейзаж на заднем плане напоминает о работах северного Возрождения.

Ягуар, атакующий лошадь. 1910.

 Руссо очень часто рассказывал миф о своей жизни. Якобы, когда он был в Мексике, то нанялся в местную армию и сражался за независимость Мексики и эта картина, «Ягуар, атакующий лошадь» напоминает ему о том времени.

И  все знали, что Руссо никогда не покидал предместья Парижа, но тем не менее соглашались с ним. Эту картину, с дикими животными и экзотическими растениями, Руссо написал в Парижском ботаническом саду, где наряду с огромными растениями был зоологический музей с чучелами хищников.
Но как это изобразил Руссо. В поведении животных есть что-то очень трогательное. Ягуар, атакующий лошадь, в то же время обнимает её. И лошадь, вместо того, что бы встать на дыбы, но она кладёт свою голову на ягуара. Это очень забавно и очень по-детски.
И посмотрите, как растения написаны очень бережно. И цветы больше, чем звери. Это ещё раз подчёркивает, что сюжет — воображаемый.

 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...