Благовещенский собор. Архитектурные особенности

Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации, об Архангельском соборе, мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о Ризоположенской церкви расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства Успенского собора рассказали о темах живописи наружных стен храма.)
Существующий Благовещенский собор — постройка разновремённая, своеобразный «слоёный пирог», состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.
Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях  Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на храме Ризоположения, на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак — ряды «бегунца» (его часто называют или «бегунком»), «поребрика» и арочные ниши над ними.

Фрагмент  барабана центрального купола Благовещенского собора.
Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения.

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш — на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На Ризоположенской церкви мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки — глухие.

Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками.

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.

Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары.

Такие же килевидные закомары мы видели на церкви Ризоположения.

Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора.

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара — внешняя часть свода, то кокошник — чисто декоративная деталь, её цель — украшать. Название архитектурного элемента «кокошник» связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы Живоначальной Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее — церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.

Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.

Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора).
Северо-восточный придел архангела Гавриила. Северная стена (от Грановитой палаты).

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери.

Юго-западный придел — во имя Входа Господня в Иерусалим.

Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел — святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.

Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена.
Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена.

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.

Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского.
Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля — единственный православный храм,  вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.

Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое «грозненским».

Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже «на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.»

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги Государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.
Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

«Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!»

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Росписи внешних стен Благовещенского собора

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись «Собор Богоматери».

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска «Собор Архангелов».

Фреска на северной стене «Собор Архангелов».

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.

Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле», 1860 г.

Акварель с видом Благовещенского собора. На ней уже виден современный Большой Кремлёвский дворец (значит, акварель написана после его возведения)  и галерея у южной стены собора.

Источники:
И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова «Благовещенский собор» ГИКМЗ «Московский Кремль», М., 2013
С.К.Романюк “Кремль. Красная площадь”. М, АНО ИЦ “Московедение”, ОАО “Московские учебники”, 2004 г

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *