Собор Нотр Дам в Амьене I

Эта статья является вольным переводом брошюры «La cathedrale Notre Dame d’Amiens», написанной Ксавье Байи (Xavier Bailly), Ouest-France, 2010.

Амьенский собор. Вид с севера.

Немного истории

История города Амьена тесно связана с рекой Соммой. Здесь речная долина глубоко врезается в Пикардийское плато. На древних террасах к югу от реки обнаружены многочисленные следы человеческой деятельности, насчитывающие около 400 тысяч лет. В 54 году до Р.Х. Юлий Цезарь зимовал здесь в Самаробрива, что в переводе означает «место перехода на Сомме». Впоследствии он вернулся, чтобы основать римский лагерь.
Современный город до сих пор сохранил дорожную сеть, созданную Агриппой и имя, которое вначале превратилось в Амбьен, а позже — в привычное Амьен. Христианство очень давно утвердилось в здешних краях. Согласно легенде, епископ Фирмин пришёл сюда в конце III века, чтобы привнести на эти земли веру Христову.
Известна и весьма достоверная история святого Мартина, рассказанная Григорием Турским. Она свидетельствует о том, что в IV веке здесь уже был баптистерий. Святой Мартин, выходец из Паннонии, служил в амьенском гарнизоне в 334 или 354 году. Он охранял городские стены. Однажды зимой у городских ворот он встретил бедняка, страдающего от холода. Мартин отдал несчастному половину своего плаща — единственного, что ему принадлежало. На следующую ночь Иисус явился Мартину и дал ему новое одеяние. Мартин уверовал во Христа, оставил службу, крестился и впоследствии стал епископом Турским.
В 346 году епископ Евлогий участвовал в Кёльнском Соборе. Это первый епископ Амьенский, упомянутый в летописях. Амьенский собор, находящийся под покровительством Девы Марии и святого Фирмина, впервые упоминается в хрониках лишь начиная с IX века.

О зданиях, которые стояли здесь ранее, известно очень мало. Вероятно, что собор находится на месте более древних святынь, занимавших северо-восточный угол каструма, т.е. укреплённого римского лагеря. Первоначальную церковь опустошили норманны на рубеже IX и Х веков. Романскую базилику, отстроенную на прежнем месте, уничтожил пожар 1137 года, но её без промедления восстановили.
В 1152 году Архиепископ Реймсский торжественно освятил новый собор.
В 1193 году здесь проходила церемония венчания Филиппа Августа и Ингеборги Датской. Спустя всего лишь 25 лет очередной пожар вновь уничтожил храм.
В 1981 году по совокупности архитектурных и художественных достоинств собор в Амьене включили во всемирное наследие ЮНЕСКО. В 1998 году самая большая готическая церковь была вторично включёна в списки всемирного наследия, как веха на дороге паломников в Сантъяго де Компостелла.

Строительство собора

В Верхнем городе, стоящем на самой высокой террасе в долине Соммы, издавна находится епископский квартал. Установить точное местоположение романского собора, уничтоженного пожаром 1218 года, уже не представляется возможным. Его остатки скорее всего пропали во время закладки глубоких фундаментов готического храма.
Для строительства нового собора потребовалось перенести церковь святого Фирмина-Исповедника. Богадельню, стоявшую поблизости, перевели в Нижний город. Лишь в 1220 году Эврар де Фуйуа (Evrard de Fouilloy) (епископ Амьенский в 1211-1222) освятил начало строительства.
В 1222 году, когда умер епископ Эврар, удалось лишь частично закончить фундаменты собора. К 1233 (или 1236) году завершили неф.
Позже, в 40-е годы XIII века строительство замедлилось из-за нехватки средств. В 1243 году каноники наконец получили участок земли, необходимый для строительства трансепта. Возможно, в это же время построили алтарную апсиду. Затем, несмотря на сложности с возведением кровли, работы пошли гораздо быстрее и в 1269 году по оси центральной апсиды установили великолепный витраж, преподнесённый Бернаром из Аббевиля (Bernard d’Abbeville).

Установка витража считается датой окончания строительства собора. Таким образом, готический шедевр возвели менее, чем за 50 лет.

Короли и королевы в Нотр-Дам д’Амьен

В стенах Амьенского собора Людовик Святой выступал в качестве посредника на переговорах между Генрихом III Английским и его баронами в 1264 году.
В 1279 году Филипп III урегулировал вопросы о юго-западных провинциях с английским королём Эдуардом I.
Спустя 50 лет в 1329 году Филипп VI Валуа в присутствии королей Богемии, Наварры и Майорки получил дань от английского короля Эдуарда III.
Карл VI обвенчался здесь с Изабо Бавьерской 17 июля 1385 году.
7 июня 1625 года местный епископ принимал в соборе Марию Медичи, Анну Австрийскую и Генриетту Французскую.
Наконец, в августе 1640 года Людовик XIII и кардинал Ришелье праздновал взятие Арраса.

Зодчие собора

Считается, что строительство собора завершилось в 1269 году. Однако известна и другая дата. Её высекли на центральном камне лабиринта, выложенного на полу посреди главного нефа. Этот памятный камень, установленный в 1288 году, отмечает окончание строительства.

Лабиринт Амьенского собора. В центре — памятный камень, посвящённый окончанию строительства собора.

В настоящее время оригинал камня находится в музее Пикардии. На нём начертаны имена строителей собора. Работы начались в 1220 году по инициативе епископа Эврара де Фуйуа. Три мастера трудились над возведением собора.
Первым был Робер де Люзарш (Robert de Luzarche), выходец из Иль-де-Франс.
Его сменили Тома (Thomas), а затем Рено де Кормон (Renaud de Cormont). Оба они, вероятно, были уроженцами Пикардии.
Считается, что автором собора был Робер де Люзарш. Несмотря на довольно короткий срок, отпущенный зодчему, именно он возвёл фундаменты собора и закрепил местоположение папертей на западном фасаде. Он также успел возвести большую часть нефа, утвердить несущие колонны и определить высоту трёх ярусов храма.
Что касается приделов, окружающих хоры, то его участие ограничивается лишь устройством фундаментов.
Тома де Кормопродолжил строительство, хотя определить степень его участия в работах довольно трудно. Весьма вероятно, что он заканчивал возведение нефа и нижней части хоров.
Стилистические изменения в облике собора возвестили о приходе его сына Рено. Доподлинно известно, что в 1260 году Рено жил неподалёку от собора, но никто точно не знает, когда он возглавил строительство. Тем не менее предполагают, что именно он на протяжении почти 30 лет руководил завершением строительства Нотр Дам д’Амьен.
Собор заложили в правление Филиппа Августа, но его строительство шло главным образом в царствование Людовика Святого, в эпоху процветания Амьена. Собор строили в том числе для сохранения одной из величайших святынь христианского мира — главы Иоанна Крестителя, перенесённой в Амьен в 1206 году каноником Валлоном де Сартоном (Wallon de Sarton).

Гармония западного фасада

Западный фасад именуют гармоничным, потому что он отражает внутреннее пространство собора. Фронтиспис, фланкированный двумя башнями и подчёркнутый четырьмя мощными контрфорсами, состоит из трёх вертикальных частей. Они соответствуют трём нефам собора. В каждый из них ведёт портал, перекрытый сводом. Глубина этих сводов, в свою очередь, совпадает с толщиной контрфорсов.

В центре расположен портал Cпасителя, поднимающийся на ту же высоту, что и большие внутренние аркады. Треугольные фронтоны боковых порталов выделяются на фоне глубоких криволинейных ниш, прорезающих стены в люнетах боковых сводов.

Порталы западного фасада Амьенского собора.

Над порталами устроена изящная галерея, соответствующая трифорию нефа. На неё опирается галерея королей, выпадающая из общей канвы собора. Если «роза» прорезает вершину главного нефа, то галерея королей составляет «четвёртый ярус» собора, который просто не существует.

Фрагмент западного фасада. Сверху вниз: галерея звонарей, «Роза», галерея королей, стрельчатая аркада, соответствующая трифорию собора.

Исходя из этого некоторые историки искусств приходят к выводу, что речь идёт о дополнениях в процессе строительства. Фасад получился неоднородным, потому что строительство затянулось.
Первый ярус начали строить в 1225 году. После создания «розы» в 1240 году работы замедлились.
Верхний ярус северной башни закончили на излёте Средних Веков в 1402 году.
Южная башня, несомненно, осталась незавершённой. Если сравнивать главный фасад Амьенского собора с другими знаменитыми памятниками Средневековья, то обращаешь внимание на узкие башни. Они не квадратные в плане, как у собора Парижской Богоматери, Реймсского и Руанского соборов, а наполовину уже. Эжен Виолле ле Дюк считал, что в начале строительства зодчим просто не хватало места.
Украшения собора серьёзно пострадали во время революции 1789 года. С 1849 по 1874 год Виолле ле Дюк руководил первой масштабной реставрационной кампанией. Во время реставрации западный фасад подвергся ряду изменений. Заменили почти все статуи в галерее королей, реконструировали галерею Звонарей и Музыкантов, находящуюся между башнями над «розой».

«Роза» и фрагмент галереи королей.

Изящное ограждение этой галереи датируется XVI веком. Что касается башен, то, чтобы сгладить разницу в их высоте, навершие северной башни занизили, а южной, наоборот, приподняли. Обе мировые войны, к счастью, пощадили собор, хотя в 1915-1916 годах немцы обстреливали Амьен, а во II Мировую войну почти весь центр города оказался разрушен.

Скульптурное убранство западного фасада

Скульптурное убранство порталов, созданное между 1230 и 1240 годами, связано между собой двенадцатью статуями пророков, установленных на контрфорсах. Все вместе они создают превосходный по своей однородности ансамбль. Основания порталов, украшенные растительным орнаментом, дополнены двойным рядом квадрифолиев, покрытых резьбой на евангельские сюжеты.

В тимпане центрального портала царит Страшный Суд. В квадрифолиях Добродетели и Пороки противостоят друг другу, также как и разумные Девы помещаются против неразумных.

Квадрифолии с изображениями добродетелей и пороков.

На столпе, поддерживающем перемычку портала, помещена статуя Христа Спасителя именуемого «Beau Dieu» — «Красивым Богом».

Центральный портал. Общий вид

Слева и справа его окружают Апостолы на откосах и великие Пророки на лицевых гранях контрфорсов.

Статуи апостолов на северном откосе центрального портала.
Статуи апостолов на южном откосе центрального портала.

В четырёх регистрах тимпана расположены Воскресение, отделение Избранных от Отверженных, Господь-Судия и явление Сына человеческого во облацех. Изгибы и рёбра сводов несут впечатляющую процессию фигур государей и ангелов.

Южный портал посвящён Богородице. Его квадрифолии изображают сцены из Ветхого и Нового завета. С одной стороны это Непорочное Зачатие и пророки, с другой — эпизоды, относящиеся к детству Иисуса Христа и святого Иоанна Крестителя.
В откосах мастера поместили соответствующие скульптурные группы: справа Благовещенье и Введение во храм, слева Приход Царицы Савской к Царю Соломону и Приход Волхвов к царю Ироду.
На центральном столпе портала Дева Мария прощает Первородный Грех. Здесь же в сценах Творения изображены Адам и Ева. Над дверной перемычкой, в тимпане находятся статуи шести сидящих Патриархов. Над ними господствуют Успение, Вознесение и Венчание Девы Марии на Царство Небесное. Три изогнутых линии свода несут на себе изваяния ангелов и предков Девы Марии, в том числе царей Иудейских.


Cеверный портал посвящён святому Фирмину, крестителю Амьена. Его житие изображено в тимпане.

У подножия статуй, изображающих иных святых епархии, помещаются квадрифолии с изображениями знаков Зодиака и соответствующих им полевых работ.

Квадрифолии портала святого Фирмина.

Во время реставрации западного фасада, проведённой в конце ХХ века, были обнаружены остатки средневековой полихромии, украшавшей статуи собора. Реставрационные работы завершились в 1999 году и, накануне 2000 года, появилась возможность «восстановить» средневековую раскраску статуй западного фасада. Эта работа выполнена в виде цветных цифровых фотографий. Кроме того, с середины июня до конца сентября и весь декабрь до 1 января можно увидеть любимый во Франции спектакль «свет и звук», когда прожектора расцвечивают статуи на фасаде собора в средневековые цвета.

Портал Девы Марии в золоте

Благодаря Марселю Прусту портал Девы Марии в золоте получил широкую известность. В предисловии к Библии Амьена Пруст писал: «… подходя к паперти каждый должен влюбиться в хорошенькую маленькую мадонну…, стоящую в её центре». Портал, ведущий в южную часть трансепта, получил своё название потому, что статуя мадонны, украшающая опорный столп, была когда-то раскрашена и позолочена.
В 1904 году Марсель Пруст (1871-1922) опубликовал перевод The Bible of AmienДжона Раскина (John Ruskin) (1819-1900). Перевод и великолепное предисловие раскрывают его писательский дар в области критики. Марсель Пруст открыл французскому обществу ценителя английского искусства, эстета, гуманиста и писателя, который шесть раз гостил в Амьене между 1844 и 1880 годами. Его книга, увидевшая свет в 1884 году, представляет Амьенский собор в историческом, религиозном и экономическом контексте. В главе IV, названной «Истолкования», говоря об иконографии порталов, Джон Раскин впервые развернул мысль об обширной «библии в камне», навеянную Священным Писанием.
В результате переделок, с трудом поддающихся датировке, скульптурный ансамбль приобрёл заметные стилистические различия.
Выбор сюжетов не соответствует общей канве. Тимпан разделён на пять регистров. Его иконография представляет житие святого Оноре, в VI веке он служил епископом Амьенским. Надвратная перемычка украшена процессией апостолов. В сводчатых арках портала персонажи Ветхого Завета представлены в образах пророков, апостолов, евангелистов и святых жён.

В течение XIX столетия портал неоднократно реставрировали. В 1843 году скульптор Теофиль Кодрон (Teophile Caudron), применив различные скульптурные техники, с исключительным тщанием заново выполнил головы многочисленных персонажей. В 80-е годы ХХ века скульптуру Дева Мария в золоте заботливо реставрировали. Оригинальную статую перенесли в южное крыло трансепта, а на портале установили копию.
Начало XXI столетия отмечено возвращением интереса к полихромии. Было решено вернуть позолоченную патину на копию статуи Девы Марии. Оригинальные краски на надвратной перемычке подчёркивают растительно-травный орнамент и овалы нимбов трёх ангелов.

Совершенство плана. Изящество высоты

К трём порталам западного фасада добавляются двери, пробитые в западной стене обоих крыльев трансепта. Существует также портал святого Христофора, ведущий из южной башни на улицу Кормон. Последний подтверждает гипотезу о южном приделе, служившем временной церковью в ходе строительства. За порталом Спасителя открывается центральный семипролётный неф. По его сторонам возвышаются лёгкие арки, возведённые не позднее конца XIII века.

Неф впечатляет гораздо больше, чем капеллы, устроенные между контрфорсами с 1292 по 1375 год. Каждое из крыльев трансепта вытянуто на три одинаковых по длине пролёта по обе стороны от средокрестия.

Трансепт. Северное крыло.

Учитывая, что последний пролёт нефа и первый пролёт хоров длиннее остальных, центральное пространство собора оказывается ещё шире. Четырёхпролётный санктуарий завершается семигранной апсидой.

Колоссальные хоры с обеих сторон окружены приделами. Вокруг хоров идёт деамбулаторий — полукруглая галерея, продолжающая боковые нефы. От неё лучами расходятся семь капелл. Часовня, находящаяся на продольной оси собора, освящена во имя Девы Марии. Её также именуют «Малым Приходом» (Petite Paroisse).

Хоры, деамбулаторий и капеллы вокруг него. Вид с востока.

Часовня Девы Марии выступает за пределы круга, образованного наружными стенами других капелл. От нефа до алтаря здание собора состоит из трёх ярусов. На половине высоты стены опоясывает резной каменный бордюр, украшенный лиственным орнаментом. Нижние аркады соответствуют резным проёмам трифория (галереи, идущей вдоль внутренних стен собора на половине их высоты) и верхним окнам 12-метровой высоты.

Устойчивость четырехчастных сводов, чьи замковые камни достигают высшей точки 42,3 м от пола собора, обеспечена выступающими наружу аркбутанами.

Своды нефа и трансепта.
Аркбутаны нефа. Вид с северной башни.

С обеих сторон на торцевых стенах трансепта из-за богато украшенных резьбой загородок видны ещё два окна, ныне лишившиеся витражей. Они напоминают первоначальные окна, пробитые во внешних стенах нефа, когда его окружали скромные приделы. После неоднократных перестроек свет, идущий из глубины капелл, рассеивается, достигнув больших аркад нефа, чьи замковые камни возвышаются на 19 метровой высоте. Изысканность пропорций интерьера подчёркнута стройностью вертикальных линий, подобранных в соответствии с шириной центрального нефа.
Непревзойдённой красоты перспектива по оси хоров обогащается сиянием пола, мощеного полированным камнем. Пол замостили заново в 1894-97 годах. Он состоит из плит светлого люнельского мрамора из Па-де-Кале, чередующихся с тёмным басекльским камнем, привезённым из Бельгии. На полу четвертого и пятого пролётов нефа выложен лабиринт, олицетворяющий паломничество в Святую землю. Паломники на коленях проходили путь длиной 234 м.

Маршрут лабиринта, выложенный чёрными плитами, ведёт к центральному камню. Он является копией с оригинала, помещённого здесь в 1288 году и хранящегося ныне в музее Пикардии. Четыре части бронзового креста указывают на стороны света. В центре камня можно рассмотреть фигуры. Беломраморные образы представляют Эврара Фуйуа, епископа-основателя с митрой на голове и трёх мастеров — строителей храма. Робер де Люзарш держит туазу (меру длины), Тома де Кормон — компас, а его сын Рено — филактерию. Укладка этого памятного камня напоминает о начале работ в 1220 году, окончании великого творения в 1288 и о королях, правивших в те времена Францией.

Стенд с изображением лабиринта в Амьенском соборе.

Окончание в следующей части.
TEXT.RU - 100.00%
TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить

Яндекс.Метрика