Сокровища Аахена

Уехать из Аахена и не зайти в сокровищницу, подобно тому, что побывать в Вене и не посмотреть  корону Священной Римской Империи. Такого святотатства с нашей стороны мы допустить не могли и задержались в городе, хотя график был задан жёсткий. Ведь ночевать в тот день мы планировали уже в Польше. Но ведь сокровищница недаром так названа! В ней и вправду хранятся настоящие сокровища! Судите сами. Многие ценности, ранее находившиеся в королевской капелле, сейчас составляют коллекцию кафедрального музея.

Кафедральная сокровищница Аахена

Первым делом обратим внимание на МРАМОРНЫЙ САРКОФАГ, в котором, возможно, похоронили Карла Великого и рядом с которым, по преданию, обрели его мощи. Саркофаг  греко-римской работы украшен мифологической сценой похищения Прозерпины.

Предание это весьма интересно, поэтому не поленимся кратко напомнить о судьбе прекрасной дочери Зевса и богини плодородия Деметры, юной Прозерпины. В тайне от Деметры Зевс сосватал юную дочь своему мрачному брату Плутону, повелителю подземного царства теней и умерших.

Прекрасная девушка резвилась и играла в цветущей долине. Плутон увидел невесту и здесь же возжелал её. Он составил хитроумный план похищения, обратившись к богине Гее с просьбой вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина заметила невиданную доселе нежную розу и протянула руку, чтобы сорвать её. В тот же мир земля разверзлась, из бездны вылетел Плутон на золотой колеснице, схватил девушку и тут же скрылся с добычей в недрах земли, та только и успела вскрикнуть. И лишь Гелиос — бог солнца, успел заметить похитителя, да её крик разнёсся по долине.

Голос дочери услышала Деметра и встревожилась. Она стала искать Прозерпину, но напрасно — девушка пропала без следа. Тоской сковало сердце Деметры безутешная скорбь о потере единственной дочери. Девять дней проливала она слёзы, блуждая по земле и разыскивая  дочь. Наконец она пришла к Гелиосу и тот поведал скорбящей матери о том, что видел. Деметра не простила Зевсу, что отдал он Прозерпину в жены мрачному Плутону, покинула Олимп и стала жить, как простые смертные.
Но без  богини плодородия всё завяло на Земле. Не распускались цветы, деревья сбросили листья, перестал созревать сочный виноград, не всходила пшеница. Голод грозил всему роду людскому.
Тогда Зевс повелел Плутону вернуть Прозерпину  матери. Плутон  отпустил прекрасную жену, но чтобы скрепить узы брака,  дал ей проглотить зерна граната — символ супружеских уз. С тех пор Прозерпина большую часть времени живет с матерью, но треть года проводит с Плутоном, своим мужем. И тогда на Земле всё вянет и тускнеет.

Сцена похищения изображена на саркофаге со всеми подробностями — Плутон в сопровождении Минервы, Меркурия и купидонов. Деметра с факелом разыскивает дочь, а Венера, соучастница похищения, убегает прочь. Две подружки Прозерпины упали от неожиданности, но стараются защитить свои корзины с цветами.

Саркофаг пережил немало потрясений. Датируется он III веком нашей эры, выполнен в Риме. В 1796 году французы вывезли его в Париж, но по условиям мира, в 1815 году святыню возвратили в Аахен. А в 1843 году он едва уцелел — гробницу сильно повредили, когда пытались втащить на галерею часовни святого Николая.

ОКЛАД НА ЕВАНГЕЛИЕ КАРОЛИНГОВ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ — редчайший экземпляр искусства первого тысячелетия. Оклад сделали  в Аахене в IX веке. Правая сторона оклада — форзац манускрипта, левая — его оборотная сторона. Шесть отдельных сцен изображают цикл Воскресения Христова — явление воскресшего Христа на пути в Эммаус (нижняя правая пластина), трапеза в Эммаусе (центральная правая), апостолы обсуждают встречу с Христом в Иерусалиме (верхняя правая), Неверие Фомы (верхняя левая), благословение апостолов (центральная левая), чтение книги Пророков (нижняя левая).

Расположение сцен не следует хронологическому порядку, мастер ориентировался на источники поздней античности. Размер оклада указывает на то, что когда-то он служил оправой священной книги Каролингов, Мастера из Аахена сделали его по образу и подобию древнего переплёта, принадлежавшего Римскому Папе Адриану I Григориануму (772-795). Сама книга утеряна, а оклад, на который в XVI веке добавили серебряную рамку, весьма вероятно, подлинный. Рядом с окладом находится

ЦИТРИН — так именуют крупный прозрачный жёлтый кварц. Происхождение камня неизвестно, золотую пластину в его основании, украшенную разноцветными драгоценными каменьями, сделали в XI веке. Учёные уверены, что первоначально камень имел лишь простую оправу с лапками-закрепками.

Позже цитрин украсили сканой пластиной и использовали как оправу для креста: на оборотной стороне сохранилось крестообразное углубление. Его размер соответствует размеру креста на раке Карла Великого. Возможно, цитрин служил украшением на скульптуре святого короля.

«ОЛИФАНТ» (охотничий рог) из слоновой кости выглядит очень необычно в коллекции сакральных предметов. Легенда приписывает его Карлу Великому, хотя историки датируют этот горн 1000 годом или  XI веком. Говорят, что во время битвы в Ронсевальском ущелье Роланд трубил в такой же рог, призывая Карла на помощь. Во времена Каролингов, такие горны извещали о начале ежедневной службы во многих монастырях, поэтому «олифант» имеет полное право находиться среди церковной утвари. Возможно, в этот горн трубили в Аахене, во всяком случае, его никогда не использовали как реликварий или церковный сосуд. Среди вещей, связанных с Карлом Великим, «олифант» почитают как реликвию, принадлежавшую королю. Его мог подарить Карлу арабский халиф  Гарун аль Рашид. Говорят также, что рог сделали в память о закончившим свои дни слоне Карла Великого Абуль-Абасе и, возможно, из его же бивня.

Рядом с «олифантом» представлен так называемый ОХОТНИЧИЙ НОЖ КАРЛА ВЕЛИКОГО. Техника обработки лезвия ножа позволяет отнести его к VIII веку. Вместе с так называемым ножом святого Петра из собора в Бамберге, нож Карла Великого — второй образец подобного оружия, сохранившийся в первозданном виде. Все прочие экземпляры археологи обнаружили в земле во время раскопок. Орнамент с листьями и косами указывает на англо-саксонское происхождение оружия, этой версии вторит и более поздняя (XI век) англо-саксонская надпись — «BYRHTSIGE MEC FECID» — («Меня сделали BYRHTSIGE»).

  • РЕЛИКВАРИЙ В ВИДЕ РУКИ  

Во время правления Фридриха Барбароссы, от мощей Карла Великого отделили его правую руку, как символ силы и власти императора и сделали её особо почитаемой святыней. Для этого десницу поместили в отдельном ковчеге в форме руки. Был ли древний реликварий похож на нынешний, история умалчивает.

Когда в 1843 году раку с мощами Карла Великого открыли, то обнаружили документ 1481 года, он был прикреплён к деревянной дверке ковчега. В грамоте говорилось, что мощевик заказал французский король Людовик XI, этот реликварий мы и видим в сокровищнице.  Необычная рака сделана в Лионе, в указанном в документе 1481 году. Знаки французского королевского дома находятся на небольшой дверке под окошком, это три лилии на геральдическом щите и корона со знаком лилии. Так называемый «говорящий мощевик» (его форма указывает на то, какая частичка святых реликвий там находится) выполнен из позолоченного серебра.
Ещё один необычный сакральный предмет:

РЕЛИКВАРИЙ В ВИДЕ БЮСТА КАРЛА ВЕЛИКОГО сделан гораздо раньше, чем
  рука-мощевик, в 1349 году в Аахене. Корона, возложенная на бюст, возможно изготовлена в Праге в первой половине XIV века. В раке хранится череп великого императора Каролингов. Этот интересный мощевик вложил в собор император Карл IV, после официальной коронации в Бонне. Его интронизация проходила в Аахене в 1349 году . В то время бытовал обычай выносить частицу мощей Карла Великого во время коронационных церемоний последующих монархов. Мощи святого несли навстречу процессии в знак того, что Карл Великий лично благословляет своего преемника.

Поверхность бюста украшена орлами и лилиями — символами Священной Римской империи и Франции. Сейчас у историков не осталось сомнений в том, что Карл IV короновался венцом, который  украшает мощевик, а не той короной, что считается главной императорской регалией и хранится в Вене. В то время знаменитая корона Священной Римской Империи находилась во владении Людвига Баварского и его наследников. Доказано и то, что на короля Сигизмунда в 1414 году также возложили аахенскую корону. Реликварий сделан из дерева и покрыт чеканным позолоченным серебром. Интересно, что хотя мощевик нельзя считать точным портретным изображением короля, но он явно имеет некоторое сходство с лицом Карла Великого.

РЕЛИКВАРИЙ КАРЛА ВЕЛИКОГО середины XIV века также сделан в Аахене. Из-за надписи на основании мощевика, которую поддерживают миниатюрные львы, её иногда называют «сундучок с мощами». В нём хранятся ценные реликвии Страстей Господних. Они перечислены в порядке их значимости: частички гвоздя с Распятия Христа, тернового венца, деревянного креста Распятия и губки. Они вложены в фигурки Христа и ангелов, стоящих в башенках наверху композиции. Эти святыни настолько значимы, что помещены выше реликвий Карла Великого, которые можно видеть сквозь хрустальные окошки в нижней части «сундучка с мощами». Эти следующие реликвии: кость от руки Карла Великого (на самом деле это кость его ноги), три зуба императора, волос Иоанна Крестителя, частички мощей Иоанна Евангелиста, святого Николая и святой Екатерины.

Имя заказчика и вкладчика этой святыни  неизвестно, оно не названо ни в одном документе. Но набор святых реликвий даёт возможность предположить, что им был император Священной Римской империи  Карл IV Люксембург.  Реликвии Страстей Господних и мощи Карла Великого особо почитались в его правление, ведь в 1350 году он стал владельцем имперской сокровищницы, а Страстные реликвии были её частью. Годом раньше, во время коронации в Аахене, император получил святые реликвии Карла Великого — зубы великого правителя, ровно сколько же их хранится в «сундучке-мощевике». Да и святую Екатерину  Карл IV почитал особо, потому что одержал важную победу в день памяти этой святой.

Реликварий сделан в виде часовни. Средневековые ювелиры не упустили малейших архитектурных подробностей, украсив мощевик крохотными горгульями, пинаклями, арочками и колонками. Центральные, самые крупные фигуры в нём: Карл Великий, в руках он держит модель королевской часовни в Аахене; Дева Мария с Младенцем Христом и святая Екатерина,  в руках у неё мощевичок с реликвиями этой святой.

РЕЛИКВАРИЙ С ТРЕМЯ ШПИЛЯМИ не намного моложе предыдущего — его датируют 1370-1390 годами. Название мощевика сразу даёт представление о форме раки — часовня с тремя башнями. Внутри башен расположены фигуры святых — Иоанна Крестителя, Спасителя и маленькая статуя коленопреконённого донатора в одеянии священника. В верхних частях шпилей расположены цилиндры из горного хрусталя, куда и вложены частички мощей. На свитках внутри хрустальных сосудов написано, какие мощи здесь хранятся. Венчают композицию три больших сапфира редкого бледно-голубого цвета.

Реликварий с тремя шпилями

КРЕСТ ЛОТАРЯ — одна из старейших святынь Аахена. Древние ювелиры сделали его около 1000 года из золота, позолоченного серебра, самоцветов, жемчуга.

Дивно изукрашена лишь одна сторона креста , в центре её —  камея из двухслойного сардоникса с профилем императора Августа, поэтому внешнюю сторону именуют «стороной Августа».

Крест Лотаря. «Сторона Августа»

В нижней части креста закреплёна камея из горного хрусталя с изображением короля Лотаря (годы правления — 855-869). По кругу хорошо видна надпись «XPE ADIVVA GLOTARUM REG» (Господи, помогай королю Лотарю).

Крест Лотаря. Фрагмент

Интересна и оборотная сторона креста, её называют «стороной Христа». Античного императора как бы противопоставляют Христу. Иисус изображён в момент смерти на кресте, лицо Спасителя выгравировано строго напротив камеи с портретом Августа. Над головой Христа десница Божья держит лавровый венец, соответствующий лавровому венку римского императора. Змея в нижней части «стороны Христа» означает победу над злом. На «стороне Христа» изображён весь космос: солнце облачено в ризу со звёздами, сам крест вырастает из древа жизни, которое в свою очередь появляется из кургана,  а в верхней части языки пламени заключены в небесную дугу. Убранство Креста Лотаря — это аллегория государственной идеи императора Оттона III — возрождения Римской Империи, поэтому историки с большой вероятностью называют этого правителя заказчиком святыни. Скорее всего, Крест Лотаря использовали во время коронационной процессии.

ЛИЦЕВАЯ ПАНЕЛЬ АЛТАРЯ С АПОСТОЛАМИ. Её создали мастера из Аахена в 1481 году. Десять из двенадцати панелей выполнены в одном стиле. Апостолы сидят рядом на простых скамьях, некоторые из них повёрнуты лицом друг к другу. Узнать святых довольно просто, ведь они изображены со своими символами и атрибутами. Тринадцатая фигура в нижнем ряду очень забавна. Скорее всего, мастер изобразил заказчика панели. Одет он в ризу церковного каноника того времени и держит у глаз складные очки!

Панели с изображением апостолов Петра и Павла (справа и слева в верхнем ряду) выбиваются из общего ряда. Их фигуры более плоские и менее живоподобные. В отличие от других пластин, выполненных из позолоченного серебра, эти две сделаны из чистого золота.

Бронзовый позолоченый РУКОМОЙ в виде мужского бюста (около 1170 года) использовали для омовения рук во время литургии. Златокузнецы делали рукомои самых разнообразных форм — в виде бюстов, зверей, птиц, наездников и лошадей. Это наводит на мысль, что подобными сосудами пользовались и в быту. Носик для воды находится на голове, чуть выше лба мужчины. Виноградные листья вокруг головы дают основание назвать фигурку Бахусом. А узор на пластинке на правой руке очень похож на орнамент паникадила Барбароссы.

Ещё один рукомой, ЛЕВ, сделан в одно время с рукомоем «Бахус» из той же позолоченной бронзы. Этот сосуд отличают простота форм и скромность убранства. Носик для воды вставлен в звериную пасть, а ручка на спине льва похожа на химеру.

ЖЕЗЛ РЕГЕНТА ХОРА. Во время воскресных и праздничных служб в средние века главный певец хора, обычно, держал подобный жезл. И хотя в церковных инвентарных книгах они упоминаются в изобилии, но до наших дней сохранились всего несколько штук. Набалдашник аахенского жезла сделан в виде имперского орла (больше похож на петуха 🙂 ). Жезл датируют примерно 1470 годом, сделан он из позолоченного серебра и бронзы.

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ XVI ВЕКА.

Большая монстрация слева в витрине — вклад императора Карла V, он короновался в Аахене в 1520 году. Как предписывал готический обычай, первоначально в центре монстрации был установлен стеклянный цилиндрический сосуд, в котором хранили евхаристические дары. Во времена барокко, стеклянный сосуд заменили алмазным солнцем. Это редкий предмет с подписью мастера —  Ханса фон Ройтлингена (по-немецки Hans von Reutlingen)  (1520, серебро, позолота).

Чуть раньше, в 1515 году тот же ювелир выполнил и реликварий в виде монстрации (в витрине справа). В центре расположен медальон с изображением Воскресения и Агнца Божьего на реверсе. В верхней части находились святые реликвии. В Средние века  такие монстрации были очень распространены в католических храмах, потому что сквозь стеклянную или  хрустальную пластину верующие могли видеть мощи святых, ощущать их осязаемость и присутствие святых в церкви.

Кроме этого, в центральном медальоне хранились мощи других святых, в том числе и частички мощей святого Николая. Каноник храма, Франц Вок, писал, что в 1804 году, что во время приезда в Аахен императрицы Жозефины, ей подарили драгоценный подарок из сокровищницы капеллы. Перед этим из одного из талисманов Каролингов вынули часть священных реликвий —  волосок Пресвятой Богородицы, который находился в медальоне с изображением Агнца Божьего. Вместе с другими драгоценностями святую реликвию вручили супруге Наполеона. В настоящее время эта святыня находится в Соборе Реймса, её передала туда императрица Евгения.

Крупная БРОШЬ (в витрине справа) 1520 года также приписывается Гансу ван Реутлингену. Это квадрифорий неправильной формы. В центре композиции изображена Богородица с Младенцем на троне, а перед ней коленопреклонённый заказчик и его соимённые святые Марк и Антоний по бокам. Когда в 1865 году брошь переделывали, то уничтожили клеймо мастера и теперь авторство знаменитого ювелира стоит под вопросом. Также есть сомнения в авторстве Ганса ван Реутлингена в отношении двух ШИШЕК ДЛЯ ШНУРКА. В таких капсулах хранили туго свитые клубки шёлковый ниток. Нить доставали сквозь отверстия в шишках и использовали, когда запечатывали важные грамоты.

МАДОННА С ДОНАТОРОМ — шедевр немецкого ювелирного искусства середины XIV века. Немного склонившаяся вперёд Дева Мария держит Младенца Иисуса на руках, а он пальчиком указывает на заказчика, преклонившего перед ним колена. Большой аквамарин на груди Богородицы скрывает отделение для хранения святых реликвий. Художественное исполнение фигурки наводит на мысль о том, что примером для ювелира служила скульптура Пречистой Богородицы, которая украшает раку Девы Марии, выполненную веком раньше (о ней рассказано в статье «Аахен. Собор и город». (Серебро, частично — позолоченное).

Ещё одна скульптура ДЕВЫ МАРИИ С МЛАДЕНЦЕМ в коллекции изготовлена в 1280 году из позолоченного серебра. Она установлена на постамент, который, вероятно, ранее использовали как мощевик. Корона с цветками лилий украшена самоцветами, а цветок в руках Богородицы сделан из благородного аметиста. На оборотной стороне фигуры находится небольшая дверка, она служила реликварием. Такие мощевики часто встречались в готических храмах.

Серебряная позолоченная КОРОНА МАРГАРИТЫ ЙОРКСКОЙ сделана в 1461 году в Англии. Широкое основание короны украшено двумя рядами жемчужин. На нём можно разглядеть буквы Margarit(a) de (Y)o(r)k. На нижней части зубцов чередуются буквы С и М. В центре короны — белая роза Йорков окружена алмазами, а на её оборотной стороне — герб Бургундской династии Валуа. Возможно, Маргарита надевала эту корону во время коронации брата, Эдуарда IV в 1461 году, а семь лет спустя — на свою собственную свадьбу, её мужем стал Карл Смелый, венчались молодые в Дамме, по другим сведениям — в Брюгге (где Карл Смелый и похоронен). Буквы С и М — инициалы супругов, С  означает Charles, то есть Карл.

Известно, что 22 июля 1474 года Маргарита Йоркская приехала в Аахен и провела в городе некоторое время. Тогда же, или немного позже, герцогиня вложила корону в королевскую капеллу как венец для статуи Девы Марии. До настоящего времени корону выносят во время процессии святых реликвий. Она совсем не большая по размеру и ею украшают голову скульптуры младенца Христа.

РЕЛИКВАРИЙ В ФОРМЕ ДИСКА  датируется серединой XIV века. Такая форма реликвария произошла, вероятно, от литургического опахала или флабеллиума, как его обычно называют. В центральной части диска хранится четыре реликвии, их можно видеть сквозь прозрачные окошки хрустальных капсул. Пятая, самая главная реликвия — частичка губки, орудие мученичества Христа, видна в самом центре мощевика. На крупных медальонах в центре диска изображены страсти Христовы и Воскресение Христово. Широкая полоска по краю мощевика состоит из 16 разнородных пластин. На четырёх из них изображены евангелисты, остальные изукрашены сканью, каменьями и жемчугами.

Два ангела по сторонам диска когда-то служили сосудами для воды, на их груди сохранились носики. Над подставками под их ногами видны буквы A и V указывающие, что в одном из них хранилась святая вода: А — aqua, а в другом — вино: V — vinum. Скорее всего этот реликварий сделали в мастерских Карла Великого, на это указывают подобные предметы, хранящиеся в Лувре.

Мы рассказали о самых значительных, но далеко не всех предметах в коллекции музея. И если Аахен не может сравнится по красоте со многими другими городам Германии, то в историческом аспекте — это удивительный город, стоящий на одном из первых мест по сосредоточению в нём бесценных сокровищ страны.

Сокровищница расположена рядом с собором, примыкает к нему и открыта ежедневно, но в понедельник работает с 10 до 13 часов, а по четвергам — до 21 часа. Входная плата — 5 евро.

И не забудьте заглянуть в собор, хотя бы виртуально. «ААХЕН. СОБОР И ГОРОД»

Источник: Herta Lepie, Georg Minkenberg «The Cathedral Treasury of Aachen», 2010 Verlag Schnell & Steinet GmbH

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Известного ювелира из Аахена звали не «Ганс ван Реутлингин» (скопировала из Вашей статьи), а Ханс фон Ройтлинген (по-немецки Hans von Reutlingen) , он был немцем, его предки были родом из южного немецкого города Ройтлинген. А судя по Вашей транслитерации — он голландец.

    • Рина, огромное спасибо! Материал для статьи брали из книги на английском языке, там вполне могла быть не очень точная транскрипция. Исправим.

  • Если хотите, то напишу статью про литургические предметы из Литвы. Когда-то особая выставка была. Не нашла фото. Надо еще раз сходить. Судьба сокровищ очень интересна: их прятали в Тракайском костеле от Советов. А теперь (не разворованы и не проданы) выставлены для обзора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *