Четырёхчастная икона в Благовещенском соборе

Уникальная четырехчастная икона расположена на южной стене Благовещенского собора, рядом с местным чином иконостаса. Она представляет собой настоящий богословский трактат, раскрывающий содержание богослужебных текстов средствами древнерусской живописи.

Икона разделена на четыре равные части, каждая из которых имеет своё название. Их следует читать от левой верхней части против часовой стрелки. «И почи Бог в день седьмый» — левая верхняя часть, «Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся» — левая нижняя, «Во гробе плотски», — правая нижняя, «Единородный Сыне и Слове Божий» — правая верхняя.
Левая верхняя часть иллюстрирует слова: «И почи Бог в день седьмый», то есть её иконография рассказывает о божественном сотворении мира.

Основная мысль всех частей иконы суть промысел Божий о человечестве, начиная от сотворения мира, к созданию человека, и, через распятие Христа, к Воскресению.

В верхнем регистре изображено небо, оно отделено от земли волнистой линией. В центральной части неба, в сферах, напоминающих сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, находится Господь Саваоф, возлежащий на ложе в светлых одеждах, слева- Богоматерь Знамение, вверху — Святой Дух.
В левом верхнем углу иконы изображен Бог Отец, на его фоне крест и на фоне креста распятый Христос. Спаситель изображён с крыльями, подобно херувиму.

Справа ему вторит изображение Христа в неком миндалевидном нимбе.  Отец как бы благословляет сына своего на его земной подвиг.

А в нижнем регистре первой части, на земле написаны сотворение Адама и Евы, изгнание Адама и Евы из рая и убийство Авеля Каином.

Нижняя левая часть, в которой также выделяются три регистра, иллюстрирует текст  «Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся».

Здесь присутствует такое же разделение на  небо и землю. В верхнем регистре изображено нечто, происходящее на небе.

В средней части — между небом и землёй, мы видим пришествие в мир Спасителя в сценах Благовещения, Рождества и Крещения.

А вот в нижней части трисоставному божеству поклоняются «в живе сущие». Мы видим лики святых в молении: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников. Здесь же написаны молодая женщина с младенцем на руках, а перед ней — молодой человек в короне. Эти изображения явно указывают на Ивана Грозного и его молодую жену Анастасию Романовну с наследником.


В следующей части мастер написал окончание земной жизни Спасителя и начало божественного спасения – это литургическая песнь: «Во гробе плотские, во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником и с Отцем на престоле».

>И действительно, «во гробе плотские», «во аде же с душою яко Бог» – в нижнем регистре изображена сцена «Сошествия во ад».

В среднем — ясно читается композиция «В раю же с разбойником», это сцена «Христос и Благоразумный разбойник». В этом же регистре находятся люди (праведники), из пещеры выходящие.

В верхнем регистре третьей части помещена композиция «На престоле».

Такое изображение Новозаветной Троицы («Запрестолье» –  Отец и Сын показаны на престоле одновременно, а между ними Дух Святой в виде голубя) впервые появляется в русской иконографии именно на этой иконе.

Ранее на Руси изображали только Ветхозаветную Троицу – трёх ангелов перед Авраамом. Новозаветная Троица, как иконографический тип, появляется лишь в царствование Ивана Грозного. В целом вся эта икона представляет новое слово в сакральной живописи.
Последняя часть, расположенная справа вверху, иллюстрирует литургическую песнь «Единородный Сыне и Слове Божий».

В последней части, также как и в первой, показаны небо и земля.  В центре средней части, на границе неба и земли, позади пустого гроба, изображен почивший Христос, его обнимает Богоматерь. Композиция называется «Оплакивание Единородного сына», такая иконография с древности существует в балканском сакральном искусстве.

Слева и справа в верхнем регистре показаны два архитектурных сооружения. Они возвышаются на скалистых вершинах земной зоны. Сооружение справа похоже на некое античное здание, слева от него ангел, несущий луну на голове. Слева — храм, рядом с ним ангел с солнцем. И на луне и на солнце есть лики.

Античное здание и ангела с личиной луны можно трактовать как ветхозаветную синагогу, они уподоблены Ветхому завету. Белый трёхглавый храм и ангел с личиной солнца олицетворяет новую церковь — небесную и земную и Новый завет. Именно поэтому лик Бога Эммануила в красном ореоле «славы» обращен к церкви, он указывает на неё рукой.
Нижние изображения соответствуют верхним. Под аллегориями Ветхого завета, справа, в черной пещере преисподней, царит смерть. Она написана в виде костлявого мертвеца с косой в руке верхом на апокалиптическом звере.
Под церковью — символом Нового завета — показана победа Христа над смертью и адом. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил в красном плаще поражает копьем падшего «князя тьмы» — сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Здесь изображена победа над смертью и адом и торжество церкви:  Архангел поражает смерть, убивает сатану и из тёмной пещеры, из ада выходят люди.

На краю этой пещеры (над Архангелом) сидит человек в доспехах, положив ногу на ногу. На самом деле на голове у него не шлем, а крестчатый нимб. Это изображение Христа — победителя смерти. Такое изображение Спасителя вызвало наибольший протест и возмущение. Но, тем не менее, икону одобрили.
Появление этой иконы вызвало жаркие богословские споры.  Такие изображения породили отрицание в среде высокообразованных людей. Они обсуждали и осуждали саму возможность появления подобных священных сюжетов. Сразу после её написания дьяк посольского приказа , то есть, говоря современным языком, крупный чиновник министерства иностранных дел, Иван Висковатый написал прошение о возможности обсудить такое изображение на церковном соборе. Церковный собор собрался и, по решению митрополита Макария, её иконографи одобрили.
«Четырехчастная» икона — это подробный богословский «трактат о троичности божества» и, в то же время, краткое изложение основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая Апокалипсис, раскрытый языком изобразительного искусства. Здесь изображены главные представители небесной и земной иерархии. В разной иконографии в каждой части иконы представлена Троица.
Скорее всего, в разработке сюжетов четырёхчастной иконы участвовал сам митрополит Макарий. Создали её псковские мастера в середине XVI века. Эта икона вошла в число тех, что появились в Благовещенском соборе после пожара 1547 года. Такой образ мог быть понятен лишь немногим «мудрствующим» богословам. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени. Немногие списки делали лишь с  и отдельных фрагментов этой иконы.


политического горизонта Москвы; на соборе 1667 года — по вопросу о некоторых изображениях, справедливо отвергавшихся Висковатым; наконец, в XIX и XX столетии он реабилитирован и по существу основных принципов своих иконографических рассуждений».

Цитата и фотографии с православного форума.
Статья написана по материалам Кремлёвского лектория и статьи «Четырёхчастная икона».

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве

Статьи по теме:
Икона «Александр Свирский в житии» в Успенском соборе Московского Кремля
Богородичные образ в Кремле
Поклонение волхвов

Статьи не по теме:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 93.62% 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Спасибо, за подробное и доступное описание иконы. Помощь существенная для работы с туристами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *